Детальный разбор бизнес-модели Uber

Выдержки из большого материала CB Insights.

На CB insights вышел бомбический материал с разбором бизнес-модели Uber. Это один из лучших бизнес-кейсов, в нем нет историй, есть огромная подборка фактов. Выбрал самое интересное для вас. Но лучше почитайте оригинал.

  • Uber Eats — самое прибыльное и быстрорастущее подразделение Uber.
  • Uber все еще очень убыточен. В третьем квартале 2018 года выручка растет на 40% год к году до $2,95 млрд, но убыток — $1 млрд.

Водители

  • Самая дорогая часть бизнеса — наём водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2000-$5000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают.
  • Затраты на водителей во втором квартале 2018 года (выплаты, продвижение, маркетинг): $918 млн.
  • Отток водителей (driver churn) — 80% в год. То есть после года работы остается только 20% водителей.
  • С середины 2017 до середины 2018 года количество водителей увеличилось с 2 млн до 3 млн. С учетом их оттока Uber нужно нанимать 450 тысяч водителей в месяц!
  • В месяц через Uber заказывают такси на $4 млрд, их доля ~22%.
  • Отток водителей в Америке связан с очень низким доходом. После налогов водители получают около $10 в час, что очень мало для Штатов.

Клиенты и рынки

  • С ростом доли рынка, цена привлечения клиента постоянно падает.
  • Главный канал роста за все время — реферальная программа. $20 за скачивание приложения и совершение первой поездки.
  • 95% ранних клиентов Uber узнали о нем от друзей.
  • Обслуживает клиентов в 600 городах.
  • Самая высокая цена привлечения клиентов была в России и Китае из-за набравших силу локальных игроков. «Яндекс», конечно, большие молодцы!
  • В Шанхае Uber одна поездка приносила 150% убытка от её цены. Про Россию цифр нет в отчете.
  • После сделок в Азии и России Uber смог превратить убыточные рынки в прибыльные и показал впервые прибыль $2,5 млрд в первом квартале 2018 года.

Конкуренция и госрегулирование

  • Lyft в последнее время растет куда быстрее, чем Uber, постоянно сокращая разрыв. Его доля рынка в Америке уже 28%, у Uber 70%
  • Важнейшая часть бизнес-модели Uber — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытаются запретить Uber за это.
  • Главная линия защиты Uber от чиновников — «закон Трэвиса» (Travis’ Law). Это гипотеза о том, что люди так любят Uber, что будут сильно недовольны правительством, если они его запретят.
  • Закон Трэвиса хорошо срабатывает в Америке, но в Европе и Азии нет.
  • В Германии, ЮАР, Гонконге Uber работает с зарплатами таксистам и платит все налоги.
  • С 2016 года Нью-Йорк ввел сильные барьеры для Uber. Чтобы подключить одного водителя, нужно заплатить $3000 и пройти курсы в несколько недель. Затраты в $6,6 млн на лоббизм в Нью-Йорке не помогли.
  • В Лондоне Uber запрещали на длительное время. Там понадобилось заплатить огромные страховые взносы за каждого водителя, чтобы вернуться на рынок.
  • В Канаде пришлось инвестировать около $200 млн в экономику страны, чтобы снять ограничения государства.

Финансы

  • С 2012 по 2018 год Uber не показывал рост только один квартал (2017 Q1). За остальное время вырос с $46 млн выручки в квартал до $3 млрд.
  • Доля Uber в цене поездки 20%-25%, что покрывает налоги, процессинг карт, маркетинг, страховки и другие расходы.
  • Uber начинался как заказ премиальным машин. Позже это стало лишь одной из опций — Uber Black. Сейчас это вымирающий сегмент сервиса. Спрос невелик, машины дороги в обслуживании, часто требует лицензирования.
  • 80% всех поездок в Uber — по тарифу UberX (самый дешевый индивидуальный тариф).
  • Настоящим прорывом стал тариф Uber Pool (когда в машину набирается несколько человек). Что одновременно снижает цену для каждого пассажира и повышает суммарную цену поездки.
  • Доля заказов Uber Pool (запущен далеко не во всех регионах) стремится к 20%.
  • в Q1’18 UberEats получил $1,5 млрд выручки, всего при $80 млн убытка. Что на фоне других услуг Uber оглушительный успех.
  • 15% выручки сегодня именно от UberEats.
  • Высокую доходность этого направления дает дополнительная комиссия с ресторанов за услуги доставки ~30% от заказа, плюс умная система маршрутизации водителей.
  • UberEats рассылает микроофферы со скидками, если есть вероятность заказа еды от вас и в вашу сторону уже едет водитель через ваш любимый суши-бар (гениально!). Это не просто уменьшает цену обслуживания заказа, а еще генерирует дополнительный спрос.
  • Самые прибыльные города:

Будущее и автопилоты

  • Следующие ставки Uber на альтернативные транспортные средства — самокаты и машины с автопилотом.
  • С самокатами интересно. Uber насколько коммодитизировал рынок поездок, что среднее расстояние поездки стало всего 3,2 км.
  • Ведутся эксперименты с Uber Rush — доставка товаров повседневного спроса из ограниченного списка.
  • Но все же главная цель компании на пути к дикой после IPO прибыльности, это сокращение главной статьи затрат — людей. Те самые ~70%, которые уходят водителям, которые постоянно уходят и так тяжело управляемы.
  • И даже в модели с автопилотами Uber не планирует владеть машинами. Просто теперь их будут предоставлять сами автоконцерны. Uber лишь будет технологическим партнером.
  • При огромных R&D-затратах в $200 млн в квартал, компания все еще не первая. Google тут обходит с их Waymo.
  • Компания долго фокусировалась на обслуживании загруженных центров больших городов. Сейчас уже вовсю расширяется в пригороды.
  • Все ругают Uber за сжигание огромных сумм денег. Но многие успускают невероятный потенциал «негативного оттока выручки» (Revenue Negative churn).

Пример, как Negative Churn влияет на бизнес (не данные Uber):

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Любимов

Может быть я скажу невероятную чушь, но лично мне наплевать, что там внутри Uber и с что он для инвесторов. Для меня важно то, что с появлением убера даже в нашей отнюдь на самой технологически передовой стране практически исчезло это кошмарное явление, классическое быдло-такси. То самое, когда ты ловишь машину неизвестно как, лебезишь перед таксером и платишь столько сколько он пожелает. Все, это уродство закончилось и надеюсь, никогда не вернется. Теперь я заказываю такси и могу им пользоваться на вменяемой основе, вообще не парясь ни о том, где его искать, ни о наличке, ни о сдаче, ни о чем.

Надеюсь, что и с безшоферным такси все будет точно также. Мы будем ездить в нормальных машинах без людей и за нормальные деньги и это изменит окружающее нас пространство. Исчезнут пробки, аварию станут действительно редкостью, а цены приблизятся к общественному транспорту. А что там с инвесторами, пусть сами думают. Я может и сам куплю акций, чтобы приблизить светлое завтра...

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Жажда светлого будущего

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

да, я очень жду автоматическое такси. Вот сейчас, например, мне нужно взять машину, чтобы поехать во Фрязино. Я могу взять каршеринг, это недорого, но во Фрязино как и почти во всем подмосковье нет паркинга у одной каршеринговой компании. И в Королеве тоже нет. Мне придется ехать туда, разгружаться, ехать в Москву обратно и затем добираться обратно на электричке. А можно взять такси. Это дорого, но зато никаких трех концов.
А был бы беспилотный каршеринг, я бы взял авто, приехал и отправил его обратно на автомате. И все довольны и денег как на каршеринге...

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

Самоуправляемое такси не будет стоить дешевле обычного такси

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Почему это?

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

А почему должно? Человеческая сила дешевле чем автоматизация. Тот же айфон собирают китайцы.
А штат инженеров и хай-енд программистов стоит не дешевле штата водителей, даже несмотря на разницу в количестве.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Здесь есть ошибка. Робот стоит дороже человека, но он очень хорошо масштабируется. Грубо говоря, 100 водителей стоит в 100 раз дороже, чем один водитель (а на самом деле гораздо дороже), в то время как 100 роботов стоят вдвое-втрое дороже чем один. Поэтому автоматизация стоит денег, но она всегда оправдывается и приносит большие дивиденды.

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

Чтобы сделать этого робота, надо чтобы эти водители прошли обучение и перешли работать на завод по их производству —затрат стало только больше. Даже не знаю как ты придумал сделать поездку дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Разве роботов делают переобученные таксисты? Видимо мы чего-то не знаем о Waymo

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Роботов делают переобученные крестьяне.

Еще в начале 20 века 85% населения были крестьяне. А сейчас их дай бог треть.

Ответить
Развернуть ветку
К М

в начале 20 века делали роботов?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

В начале века достаточно было увеличивать разделение и эффективность труда. Это такая же автоматизация.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Белки лузгают орехи, поэтому сбыт кондитерской продукции в следующем году увеличится на 38%

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда