Детальный разбор бизнес-модели Uber

Выдержки из большого материала CB Insights.

На CB insights вышел бомбический материал с разбором бизнес-модели Uber. Это один из лучших бизнес-кейсов, в нем нет историй, есть огромная подборка фактов. Выбрал самое интересное для вас. Но лучше почитайте оригинал.

  • Uber Eats — самое прибыльное и быстрорастущее подразделение Uber.
  • Uber все еще очень убыточен. В третьем квартале 2018 года выручка растет на 40% год к году до $2,95 млрд, но убыток — $1 млрд.

Водители

  • Самая дорогая часть бизнеса — наём водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2000-$5000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают.
  • Затраты на водителей во втором квартале 2018 года (выплаты, продвижение, маркетинг): $918 млн.
  • Отток водителей (driver churn) — 80% в год. То есть после года работы остается только 20% водителей.
  • С середины 2017 до середины 2018 года количество водителей увеличилось с 2 млн до 3 млн. С учетом их оттока Uber нужно нанимать 450 тысяч водителей в месяц!
  • В месяц через Uber заказывают такси на $4 млрд, их доля ~22%.
  • Отток водителей в Америке связан с очень низким доходом. После налогов водители получают около $10 в час, что очень мало для Штатов.

Клиенты и рынки

  • С ростом доли рынка, цена привлечения клиента постоянно падает.
  • Главный канал роста за все время — реферальная программа. $20 за скачивание приложения и совершение первой поездки.
  • 95% ранних клиентов Uber узнали о нем от друзей.
  • Обслуживает клиентов в 600 городах.
  • Самая высокая цена привлечения клиентов была в России и Китае из-за набравших силу локальных игроков. «Яндекс», конечно, большие молодцы!
  • В Шанхае Uber одна поездка приносила 150% убытка от её цены. Про Россию цифр нет в отчете.
  • После сделок в Азии и России Uber смог превратить убыточные рынки в прибыльные и показал впервые прибыль $2,5 млрд в первом квартале 2018 года.

Конкуренция и госрегулирование

  • Lyft в последнее время растет куда быстрее, чем Uber, постоянно сокращая разрыв. Его доля рынка в Америке уже 28%, у Uber 70%
  • Важнейшая часть бизнес-модели Uber — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытаются запретить Uber за это.
  • Главная линия защиты Uber от чиновников — «закон Трэвиса» (Travis’ Law). Это гипотеза о том, что люди так любят Uber, что будут сильно недовольны правительством, если они его запретят.
  • Закон Трэвиса хорошо срабатывает в Америке, но в Европе и Азии нет.
  • В Германии, ЮАР, Гонконге Uber работает с зарплатами таксистам и платит все налоги.
  • С 2016 года Нью-Йорк ввел сильные барьеры для Uber. Чтобы подключить одного водителя, нужно заплатить $3000 и пройти курсы в несколько недель. Затраты в $6,6 млн на лоббизм в Нью-Йорке не помогли.
  • В Лондоне Uber запрещали на длительное время. Там понадобилось заплатить огромные страховые взносы за каждого водителя, чтобы вернуться на рынок.
  • В Канаде пришлось инвестировать около $200 млн в экономику страны, чтобы снять ограничения государства.

Финансы

  • С 2012 по 2018 год Uber не показывал рост только один квартал (2017 Q1). За остальное время вырос с $46 млн выручки в квартал до $3 млрд.
  • Доля Uber в цене поездки 20%-25%, что покрывает налоги, процессинг карт, маркетинг, страховки и другие расходы.
  • Uber начинался как заказ премиальным машин. Позже это стало лишь одной из опций — Uber Black. Сейчас это вымирающий сегмент сервиса. Спрос невелик, машины дороги в обслуживании, часто требует лицензирования.
  • 80% всех поездок в Uber — по тарифу UberX (самый дешевый индивидуальный тариф).
  • Настоящим прорывом стал тариф Uber Pool (когда в машину набирается несколько человек). Что одновременно снижает цену для каждого пассажира и повышает суммарную цену поездки.
  • Доля заказов Uber Pool (запущен далеко не во всех регионах) стремится к 20%.
  • в Q1’18 UberEats получил $1,5 млрд выручки, всего при $80 млн убытка. Что на фоне других услуг Uber оглушительный успех.
  • 15% выручки сегодня именно от UberEats.
  • Высокую доходность этого направления дает дополнительная комиссия с ресторанов за услуги доставки ~30% от заказа, плюс умная система маршрутизации водителей.
  • UberEats рассылает микроофферы со скидками, если есть вероятность заказа еды от вас и в вашу сторону уже едет водитель через ваш любимый суши-бар (гениально!). Это не просто уменьшает цену обслуживания заказа, а еще генерирует дополнительный спрос.
  • Самые прибыльные города:

Будущее и автопилоты

  • Следующие ставки Uber на альтернативные транспортные средства — самокаты и машины с автопилотом.
  • С самокатами интересно. Uber насколько коммодитизировал рынок поездок, что среднее расстояние поездки стало всего 3,2 км.
  • Ведутся эксперименты с Uber Rush — доставка товаров повседневного спроса из ограниченного списка.
  • Но все же главная цель компании на пути к дикой после IPO прибыльности, это сокращение главной статьи затрат — людей. Те самые ~70%, которые уходят водителям, которые постоянно уходят и так тяжело управляемы.
  • И даже в модели с автопилотами Uber не планирует владеть машинами. Просто теперь их будут предоставлять сами автоконцерны. Uber лишь будет технологическим партнером.
  • При огромных R&D-затратах в $200 млн в квартал, компания все еще не первая. Google тут обходит с их Waymo.
  • Компания долго фокусировалась на обслуживании загруженных центров больших городов. Сейчас уже вовсю расширяется в пригороды.
  • Все ругают Uber за сжигание огромных сумм денег. Но многие успускают невероятный потенциал «негативного оттока выручки» (Revenue Negative churn).

Пример, как Negative Churn влияет на бизнес (не данные Uber):

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Любимов

Может быть я скажу невероятную чушь, но лично мне наплевать, что там внутри Uber и с что он для инвесторов. Для меня важно то, что с появлением убера даже в нашей отнюдь на самой технологически передовой стране практически исчезло это кошмарное явление, классическое быдло-такси. То самое, когда ты ловишь машину неизвестно как, лебезишь перед таксером и платишь столько сколько он пожелает. Все, это уродство закончилось и надеюсь, никогда не вернется. Теперь я заказываю такси и могу им пользоваться на вменяемой основе, вообще не парясь ни о том, где его искать, ни о наличке, ни о сдаче, ни о чем.

Надеюсь, что и с безшоферным такси все будет точно также. Мы будем ездить в нормальных машинах без людей и за нормальные деньги и это изменит окружающее нас пространство. Исчезнут пробки, аварию станут действительно редкостью, а цены приблизятся к общественному транспорту. А что там с инвесторами, пусть сами думают. Я может и сам куплю акций, чтобы приблизить светлое завтра...

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Жажда светлого будущего

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Денис Ковальчук

Смотря про какой вы город.
Мы далеко живем не в центре но у нас ещё в 2011-2012 появились такси сервисы. Сначала по телефону заказ, потом через мобильное появилось. Какого было удивление когда мы приехали в 2014 в Самару и поняли, что они все ещё заказывают через оператора, а те в свою очередь прозванивают таксистов и уточняют кто может взять заказ.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Спиридонова

Вас не смущает что в UBER нет детских автокресел? А в какой стране вы живете что вынуждены лебизить перед таксистами?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Георгий Чистяков

Алексей, быдло-такси осталось. Закажите Яндекс-Такси "Эконом" или "Комфорт")))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

Наконец-то хорошая и интересная статья на VC. Спасибо. А то после статьи про электростимуляцию нервов для эрекции обезьянам от Б.Ю. Александрова остался некий осадочек.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Demidov

'Коммодитизировал' – интернет отказывается это слов мне расшифровывать. Модернизировал до состояния комода? И правду тогда интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Улан Каражигитов

Сделал товаром повседневного спроса

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Сделал более доступным, за счёт создания массовой инфаструктуры обслуживания.

Т.е. раньше было 2 стенда с самокатами на город, теперь их 20, и людям не нужно далеко ехать чтобы сдать самокат. Поэтому и средняя дистанция которую проезжают уменьшается.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gevorkov

Загугли commodities. Это некий ресурс, который не важно где покупать, цены примерно одинаковые и качество тоже. Классические примеры это нефть, зерно и тд - есть большой устойчивый рынок, понятна цена, качество особо не отличается. Обратный пример, т.е. не-комодити это например айфон. Или поездка в whelly. Где есть большая добавленная ценность и предложения сильно дифференцированы

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gevorkov

Отличный материал!
Раскройте, плз, понятие negative revenue churn. Это значит, что их убытки хорошо генерят рост выручки?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Pavlov

Нет
Churn можно считать по количеству ушедших клиентов (и тут, естественно, не бывает negative churn) или же по количеству потерянных денег от ушедших клиентов.
Соответственно, Negative churn это ситуация, когда ты продаешь больше (в том числе допродаешь другие услуги, как в случае с UberEats) нынешним клиентам так, что зарабатываешь с оставшихся больше, чем теряешь на ушедших.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Крымский Чайничек

Я даже подозреваю с какого телеграм канала он)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vitaliy Myshlaev
Автор

Они так и хотят сделать. И именно по этому Яндекс работает только с таксопарками.

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

а прикинь, если от убера и автопилоты будут сваливать? :)))))))

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Сейчас они просто зарабатывают мало. Есть конкуренция со стороны других видов деятельности, которые либо прибыльнее, либо комфортнее. Люди в массе своей не уходят в никуда.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri G

Надо вкладываться в повышении пристижа водителей, типо «ты свободен и мужик в отличии от твоего соседа офисного планктона»

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Gevorkov

Снять фильм со Стетхемом и назвать его “Водитель Uber”?)
Или ещё лучше Uber Eats, на самокате

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
TETA ETA

водилам нафиг престиж? им бы денег сначала.

Ответить
Развернуть ветку
Холст Мольбертович

Ахахаха, зачем такая долгая статья. Бизнес модель Убера основана на 2 вещах - выкачка денег из инвесторов с одной стороны, и изьятие амортизации оборудования(машин) с другой

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

Ничего они не вкладывают. Если бы вкладывали подобные суммы сейчас бы мерседесы могли ездить как тесла. а так на ТТК в дождливый день даже полосу держать не может

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
stivstivsti

Графики роста прибыли в отрыве от графика роста убытков мало что значат. А график числа городов вообще манипулятивный, тк разные города вносят разный вклад -- надо показать график роста числа клиентов, а он будет расти куда слабее.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Шевченко

Ну вот кликбейт добрался и до виси. Или просто автор не знает что такое "бизнес-модель" и "детально"

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Убер это пузырь.
Он сдуется. Многие на нем потеряют.
А локально будут выигрывать локальные сети.

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

А биткоин? Расскажи что с Биткоином будет?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Николаевич

спасибо мистер сеньёр эксперт

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Филимонов

Поясните с выручкой пожалуйста:

"В месяц через Uber заказывают такси на $4 млрд"
и
"В третьем квартале 2018 года выручка растет на 40% год к году до $2,95 млрд"

Разве то, что заказывают такси на 4 млрд это не выручка? Как они считают?

Ответить
Развернуть ветку
Анастас Капаниди

Убер действует фактически как агент, поэтому средства, причитающиеся водителям, должен учитывать за балансом. Учитывать оплату поездки в выручке компании неправильно, это по сути было бы манипулированием финотчетностью. Что-то подобное в свое время делал Ибей, когда средства с продаж на своих аукционах, учитывал у себя в выручке. Ибею настучали за это по губам.

Ответить
Развернуть ветку
Стёпа Стамболцян

До сих пор не понимаю, почему у настолько убыточной компании такая большая капитализация?
Может найдется добрый человек, который сможет мне донести это?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Капитализация зависит от стоимости акций, которая зависит от отношения инвесторов к этим акциям. Интерес к акциям компании может появится не на основании текущей прибыли, а на основании предположительной будущей прибыли или даже из расчёта просто позже продать эти акции дороже.
Да, таким образом можно стать совладельцем потенциального трупа или наоборот приумножить свой капитал в десятки/сотни/тысячи и больше раз. Да, так возник бум доткомов, но благодаря этим же механизмам мы имеет возможность видеть на рынке те компании, которые бы иначе там не оказались. Бывает кто-то покупает долю в компании просто потому, что ему понравилась или он верит в какую-то идею.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Все ругают Uber за сжигание огромных сумм денег. Но многие успускают невероятный потенциал «негативного оттока выручки» (Revenue Negative churn).
Пример, как Negative Churn влияет на бизнес (не данные Uber):

---

В статье ошибка. Приведенный график - это график влияния churn на выручку. А не negative churn на выручку.

Churn - это плохо, это отток.
А negative churn - это хорошо. Это приток.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Myshlaev
Автор

На скрине написаны отрицательные цифры

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Michael Didenko

Статья в стиле всё обо всём. Большая часть информации устаревшая а про Лондон вообще лабуда полная, живу здесь и в курсе событий. Так что особо не впечатляйтейсь работой данного студента.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Didenko

Немнго конкретнее по Лондону. Комиссия Убера 20-25%. 80.000 водителей в Лондоне и окрестностях лицензированных Лондонским муниципалитетом. Даже если отсеять пол.ставочников и предположить что 50.000 водителей работают на полной ставке вы получите что водители делают в среднем 50.000.000 фунтов в неделю, 10.000.000 это комиссия Убера. В год это 520.000.000 фунтов без единого водителя в штате и машины во владении. Вы бы видели этот офис и смог ли бы сопоставить цифры. Так что здесь не все правда. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

1. Важнейшая часть бизнес-модели Uber — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытаются запретить Uber за это.

2. Самая дорогая часть бизнеса — наём водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2000-$5000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают.

водители нанимаются, но у них отсутствуют зарплаты... но бонусы 2000 долл. раздача денег?

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда