{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

От края до края: как МЦД меняет жизнь москвичей

Всем привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. 21 ноября исполнилось три года одному из крупнейших городских проектов — Московским центральным диаметрам. Популярность этого вида транспорта растет ежегодно. Как изменилась жизнь города после запуска первых МЦД? Что произойдет после того, как заработают остальные диаметры? Упростится ли жизнь автомобилистов? Обо всем этом расскажу в своей новой колонке.

Три года назад, 21 ноября 2019 года, город запустил первые линии московских центральных диаметров. По сути, это был новый вид транспорта, «гибрид» метро и электрички, связавший столицу с пригородом.

Первыми заработали МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский», поскольку железнодорожная инфраструктура на этих направлениях была практически готова к работе в новых условиях. Диаметры стали настоящим подарком жителям столичного региона, поскольку количество альтернативных маршрутов по городу и области увеличилось в разы.

Зачем диаметры, если есть электрички?

Одно из главных удобств МЦД по сравнению с обычными электричками — это удобное расписание: поезда ходят каждые 5-7 минут с минимальными интервалами в часы пик. Таким образом пассажиру не нужно заранее узнавать расписание, достаточно просто прийти на станцию и дождаться поезда.

Другая «фишка» МЦД — комфортные современные поезда. Еще в 2020 году на первых двух диаметрах подвижной состав был полностью обновлен, пассажиров начали возить в том числе 11-вагонные «Иволги» отечественного производства. Благодаря особой конструкции подвески ход у этих поездов бесшумный и плавный. Пассажирские кресла расположены лицом к лицу. Внутри у «Иволги» есть крепления для перевозки велосипедов, USB-розетки для гаджетов, бесплатный Wi-Fi, а также целая информационная система — экраны и табло с указанием времени, маршрута следования, наименования ближайшей станции. Свою станцию точно не пропустишь!

При проектировании диаметров мы ориентируемся на комфорт и удобство пассажиров, чтобы подойти к станции МЦД было легко и удобно, а подъехать можно было как на общественном, так и на личном транспорте. Ко многим станциям ведут пешеходные дорожки, благоустроенные с учетом сложившихся маршрутов, к которыми привыкли местные жители. В некоторых местах автобусные остановки перенесены значительно ближе ко входам.

Все новые станции МЦД приводятся к единому стандарту: появляются новые навесы на всю длину платформы и конкорсы (от англ. concourse) — специальные распределительные вестибюли между железнодорожными платформами — а также улучшенное освещение и новые электронные табло.

Нельзя забывать и еще один важный плюс. При запуске диаметров была внедрена бесшовная билетная система с бесплатными пересадками между метро, МЦК и МЦД в городской зоне, что позволяет пассажирам существенно экономить на проезде. За три года работы диаметров за счет выгодной билетной системы Московского транспорта и бесплатных пересадок на метро и МЦК пассажиры сэкономили уже 10 млрд рублей. Копейку диаметр бережет.

Вагончик тронулся

Пассажиропоток на новом виде транспорта растет ежегодно. Если в ноябре-декабре 2019 года (месяцы после открытия) за сутки МЦД-1 и МЦД-2 пользовались в среднем 520 тыс. пассажиров, то в январе-феврале 2020 года (до пандемии) — среднесуточный показатель вырос до 605 тыс. пассажиров. И несмотря на то, что в пандемию пассажиропоток МЦД сильно упал, после он начал стремительно восстанавливаться, достигнув в 2022 году 619 тыс. пассажиров в сутки (по данным на июнь).

Диаметры продолжают развиваться. В состав МЦД-1 входят 28 станций, но открыто пока 25, в МЦД-2 — 38 станций, из которых введено в работу 36. Планируются к запуску еще три диаметра, которые свяжут между собой московские и подмосковные города. При проектировании МЦД-5 рассматривается возможность прокладки подземного тоннеля от Ярославского до Павелецкого радиуса с пересадками на метро на Рижской, Комсомольской, Павелецкой и, опционально, Китай-Город. Мэр Москвы Сергей Собянин охарактеризовал этот проект, как «архисложную задачу», потому что нужно будет пройти 14-километровым тоннелем под центром города. Окончательного решения по поводу строительства, кстати, пока не принято — ведется обследование и изыскательские работы.

В любом случае, уже сейчас ясно, что запуск всех диаметров улучшит работу всей транспортной системы города. К примеру, после запуска МЦД-4 значительная часть граждан будет пользоваться диаметром вместо наземного транспорта и метро, которое, как следствие, разгрузится примерно на 9%. Благодаря МЦД-5 нагрузка на кольцевую линию подземки снизится на 9%, на МЦК — на 7%. Столичные вокзалы разгрузятся на 20%.

Отмечу, что после полного запуска система диаметров также будет впечатлять своими масштабами. Общая длина задействованных для них железнодорожных путей составит 392 километра: это столько же, сколько от Москвы до Брянска.

Не берегись автомобиля

Важно, что запуск МЦД существенно упрощает жизнь автолюбителям. Если раньше им приходилось безальтернативно стоять в многочасовых пробках, то теперь они смогут воспользоваться комфортабельными и быстрыми поездами. Как только водители оставляют свои машины, пересев на МЦД, магистрали сразу становятся свободнее. И это уже произошло после запуска первых двух линий. После появления МЦД-1, подсчитали в МосТрансПроекте, Минское шоссе разгрузилось примерно на тысячу транспортных средств в сутки. МЦД-2 освободил несколько магистралей, включая Новорижское шоссе — на 3,8 тыс. машин в сутки, Симферопольское — на 2,9 тыс., Варшавское — на 2,8 тыс. Запуск остальных линий даст еще больший эффект.

А ведь сокращение транспорта на магистралях — большой плюс для городской экологии. В районах, прилегающих к будущему МЦД-5, объем выбросов в атмосферу сократится примерно на 46,8 тыс. тонн в год, на территориях у МЦД-3 - примерно на 36 тыс. тонн, у МЦД-4 — до 18 тыс. тонн. За сухими цифрами кроется ощутимый эффект: по данным Росприроднадзора, в 2021 году суммарные выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в Москве составили 323,56 тыс. тонн. То, что воздух станет чище, можно судить по эффекту от уже пущенных диаметров: в прилегающих к МЦД-1 районы сегодня выбрасывается на 24,5 тыс. тонн вредных веществ меньше, чем до 2019 года.

Что еще делает город для улучшения экологии и удобства москвичей читайте в моих следующих колонках. Следите за новостями!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Иван Каваляускас

Пожалуйста, не затягивайте с МДЦ5. Не получается запустить под центром – пустите радиальные направления. Особенно интересует южная часть и ее стык с МЦД2, если он возможен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Титов
Автор

МЦД-5 первое время, до сооружения тоннеля через центральную часть города, будет работать в виде двух радиусов — Ярославского и Павелецкого. Сейчас проектируем пересадочный узел Котляково, который объединит МЦД-2 и Павелецкий радиус МЦД-5. Таким образом, пассажиры получат удобную пересадку в тёплом контуре.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gym Bro

Когда в рамках борьбы за экологию начнут вылавливать транспортные средства, оставляющие за собой шлейфы чёрного дыма, и выписывать им миллионные штрафы?

Ответить
Развернуть ветку
Юра Суетин

Заверните Д4 в Балашиху, хотя бы просто в рамках общей тарифной сетки, можно даже подвижной состав не менять). Обзовите как-нибудь в духе д4б/д4-1. Это сильно разгрузит Щёлковское шоссе, да и энтузиастов тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan S.

Так в Балашиху же ходят электрички с Курского вокзала. Просто нужно больше составов направлять.

Ответить
Развернуть ветку
Юра Суетин

Так речь про диаметры, а не электрички. Единая тарифная сетка, вот что важно. А иначе странно выходит - из Желдора, района Балашихи, можно по безлимке (с пригородом) уехать будет, а из самой Балашихи - изволь 87 рублей заплатить за билет. Народу дешевле сразу на маршрутке за 70-90р к метро ехать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Интересно, чем обусловлен выбор размещения кресел друг напротив друга? Если это городской транспорт (не международный), то логично разместить кресла как на МЦК

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Титов
Автор

Такая компоновка салона поездов позволяет пассажирам занять или покинуть любое место у окна, не беспокоя людей, сидящих у прохода. Это идеальное решение для городского транспорта с частыми остановками и большим пассажиропотоком.

В МЦК, как вы верно заметили, компоновка другая — «самолетная». Дело в том, что во время запуска первых диаметров использовались «Ласточки», у которых с завода были сиденья, расположенные друг за другом. Опыт их использования как раз и позволил нам доработать компоновку посадочных мест, сделав ее в новых поездах МЦД лучше и комфортнее.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

МЦД - это глоток воздуха в транспортной системе области. На многих направлениях по-прежнему ездят старые электрички, и уже казалось, что они еще так 100 лет будут ездить :) Но тут появился МЦД!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Олевар

Цитата из статьи:
«При проектировании диаметров мы ориентируемся на комфорт и удобство пассажиров, чтобы подойти к станции МЦД было легко и удобно, а подъехать можно было как на общественном, так и на личном транспорте. Ко многим станциям ведут пешеходные дорожки, благоустроенные с учетом сложившихся маршрутов, к которыми привыкли местные жители. В некоторых местах автобусные остановки перенесены значительно ближе ко входам.»

Станцией D4 Победа невозможно воспользоваться даже для пересечения киевской ветки ж/д: с севера через километровую полосу леса нет даже обустроенной пешеходной дорожки. Персонал стеклянного дворца станции ругает граждан за грязь, которую они выносят из леса.

Аналогично, 45-тысячный город Краснознаменск не имеет ни велопешеходных, ни тем более автомобильных дорог к станциям Крёкшино, Победа, Апрелевка (дальность 3 ÷ 7 км) прилегающей линии наземного метро. Дорогие власти кормят отписками.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Олевар

И это город, четверть населения которого ежедневно едет работать и платить налоги в казну Москвы.
Подробности здесь:
https://vk.com/kztomcd

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда