Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами

Предприниматель Олег Понфилёнок, выпускник МФТИ и гендиректор компании CopterExpress, осуществившей первую коммерческую доставку пиццы дроном и столкнувшейся из-за этого с несколькими штрафами, по просьбе ЦП рассказал историю своего стартапа. По мнению Олега, если оперативно легализовать использование небольших дронов, Россия сможет быстро стать мировым лидером коммерческой доставки по воздуху при помощи беспилотников.

Идея доставки дронами появилась у меня в самом начале 2013 года. Признаюсь, до этого мне не приходилось работать с коптерами: я никогда не являлся владельцем дрона и даже плохо представлял их технические характеристики. Но я настолько загорелся этой идеей, что буквально за три-четыре дня изучил кучу статей по квадрокоптерам в интернете и запустил сайт copterexpress.ru, чтобы проверить, захочет ли кто-либо заказать доставку по воздуху или нет.

Я тогда не знал ни о каких других проектах по доставки дронами и ждал хотя бы одного предзаказа. В итоге мой телефон разорвался от звонков, а сайт за три дня посетило боле 50 тысяч человек.

Для людей, которые мне звонили и оставляли предзаказы, CopterExpress стал воплощением мечты о будущем, в котором посылки сами летят по воздуху от магазина к покупателю. Когда я понял, что люди действительно хотят использовать дроны-доставщики, я стал искать инвестиции, но в итоге меня сам нашел бизнес-ангел, который дал в долг небольшую, но очень нужную для запуска проекта сумму денег, став миноритарным дольщиком нашей компании.

Поначалу я загорелся идеей построить большой и мощный коптер, который смог бы доставлять грузы на большое расстояние. Это было моей первой ошибкой. Мы закупили много разных больших моторов и пропеллеров для тестирования, начали работать и быстро разочаровались в идее большого аппарата. Он оказался попросту слишком дорогим, и мы потратили почти все деньги только на тестирование винтомоторной группы. На остаток денег мы купили китайский гексакоптер RCT F800 и поняли, что аппарата даже такого размера хватит для старта доставок по воздуху. Купленный гексакоптер мы быстро разбили, окончательно потратив все деньги инвестора. Шёл май 2013 года. Однако толчок для развития компании был дан, команда была уже собрана, и мы не могли отступать.

Дальше я инвестировал в проект исключительно свои деньги, но уже делал это с умом, используя полученный опыт. Все лето 2013-го мы летали на небольших коптерах, учились пилотировать, тестировали полетные контроллеры, различную электроннику. Без падений по началу не обошлось: их было много по совершенно разным причинам, которые мы записывали, анализировали и исправляли. К осени мы получили кучу опыта и уже могли называть себя неплохими специалистами по мультироторным системам. Наши аппараты стали стабильно летать, мы осуществляли первые заказы на сборку, а в декабре мы даже спроектировали и собрали октокоптер по заказу МВД Тюмени, который успешно летает до сих пор, патрулирует дороги и уже не раз помог найти заблудившихся в лесах людей с помощью тепловизора, установленного на дрон.Тогда же, в декабре 2013-го, я заочно познакомился с Фёдором Овчинниковым, директором «ДодоПиццы». Мы договорились о запуске доставки пиццы с помощью дронов в Сыктывкаре. С января 2014 года началась разработка специального термокейса для перевозки пиццы со спускаемым модулем и наши поездки в Сыктывкар. Мы серьезно подошли к проекту: оборудовали в Сыктывкаре станцию управления полётами, установили антенны на крышу соседней девятиэтажки, проложили сотни метров кабелей, обеспечили устойчивую радиосвязь с нашим коптером на территории всего города. Не всё сразу шло гладко: было много ночных тестовых полетов на квадрокоптере-разведчике, а запуск доставки пиццы мы откладывали два раза.

В итоге, полностью проверив все системы и дублирующие узлы, мы запустили доставку пиццы по воздуху 21 июня 2014 года и ровно месяц проработали по контракту с пиццерией. Мы осуществляли доставки по ограниченному количеству адресов, но зато летали практически каждый день. Делали даже прямые интернет-трансляции наших полетов. До сих пор это остается единственным случаем в мире, когда кому-то удалось развернуть такую регулярную доставку пиццы по воздуху.

О нас написали более трёх тысяч СМИ по всему миру, а японское центральное телевидение даже сделало прямую трансляцию нашей доставки в Токио.

Но после месяца успешной работы проект пришлось приостановить по экономической причине. К сожалению, на текущей момент доставка пиццы дроном обходится примерно в пять раз дороже, чем обычным пешим курьером. Да, быстрее, точнее, прикольнее, инновационнее, но дороже. Поэтому сейчас мы предлагаем работающую доставку коптерами по ценам на нашем сайте и параллельно активно работаем над модернизацией технологии и снижением этих цен.

На сегодняшний день мы считаем себя одной из самых компетентных и быстроразвивающихся команд по беспилотным летательным системам в России. Помимо доставки дронами мы также организуем обучающие курсы по сборке и полётам на квадрокоптерах, предоставляем услуги аэросъёмки и аэрорекламы. На выставках летают наши коптеры-промоутеры, мы проектируем и собираем БПЛА (беспилотные летательные аппараты) на заказ, а ещё у нас работает интернет-магазин мультикоптеров и комплектующих к ним — пожалуй, с самыми низкими ценами в Москве.

Как нужно регулировать полёты БПЛА

Вопрос регулирования полётов дронов назрел давно. Я хочу оказать помощь в доработке правового поля, чтобы использование дронов в России стало возможным официально. Сейчас во всех развитых странах идет проработка законодательной базы для полетов БПЛА. Россия пока отстаёт, но если сейчас законодатели обратят своё внимание на этот вопрос, то у нашей страны есть все шансы оказаться в лидерах по развитию самой инновационной области авиации и робототехники.

Я предлагаю выделить класс «мини-БПЛА» — дронов массой от 3 до 30 килограмм. Аппаратами именно этого класса сейчас осуществляются практически все коммерческие услуги по аэросъёмке, видеонаблюдению с воздуха и доставке грузов. Эти мини-БПЛА предоставляют угрозу в первую очередь для наземных объектов, поэтому я предлагаю определить требования по их страхованию и регистрации полётов. Аппараты с массой менее 3 килограмм являются игрушками и не представляют серьёзной опасности для воздушных и наземных объектов.

Именно так, всего 2 требования:

1. Ущерб третьих лиц от мини-БПЛА должен быть застрахован;

2. О каждом полёте (или группе последовательных полетов) мини-БПЛА должно поступить уведомление.

Страховать БПЛА должны коммерческие страховые компании. Они же должны определять технические требования для БПЛА, производить их осмотр на предмет соответствия этим требованиям, определять регламент предполётной подготовки и планового технического осмотра, устанавливать требования для подготовки пилотов. Это должны делать коммерческие страховые компании, так как дроны новой конструкции (с использованием новых материалов и электроники) появляются каждый год, а значит требования к этим аппаратам должны корректироваться очень быстро — существенно быстрее, чем это может делать государство.

Страховые компании должны самостоятельно вести статистику всех взлётов и падений, причинённого ущерба и на основании этих данных устанавливать тарифы на различные страховые пакеты. Да, в начале стоимость такой страховки может кусаться, но очень скоро, по мере появления новых страховых компаний, развития рынка, уточнения требований и наработки статистики, эти цены снизятся до комфортного для всех уровня. Если какая-либо компания для своего бизнеса сочтёт услуги таких страховщиков слишком дорогими, пусть сама становится страховым агентом и самостоятельно компенсирует весь причиненный ущерб от её БПЛА.

Информацию о запусках своих застрахованных мини-БПЛА пилоты должны передавать через интернет или мобильное приложение за 10 минут до взлёта. Информационная система, через которую подается эта информация, должна быть глобальной и сама определять разрешённые зоны для полёта на основе общей информации о полётах самолётов, других БПЛА и запретных зонах. То есть мобильное приложение на карте должно помечать свободные территории и эшелоны для полета в требуемое время и запрещать подачу заявки на полёт, если по этому же маршруту в это же время следует другое воздушное судно.

Заявку на полёт может подать только пилот для своего застрахованного аппарата, а страховые компании будут использовать эту информацию для расчёта страховых тарифов, взимая плату за каждый вылет. Например, аналог ОСАГО при полёте над чистым полем может ничего не стоить, а в центре крупного мегаполиса с плотной застройкой составлять уже существенные деньги.

Если кто-то считает, что это слишком сложно, что страховые компании не будут этим заниматься, то да, традиционные, возможно и не будут, но появятся новые. Например, мы, ООО «Коптер Экспресс», готовы стать первой компанией, которая будет страховать полёты мини-БПЛА по описанной выше схеме.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
55 комментариев
Написать комментарий...
Ilja Razinkov

молоток чувак ) удачи!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Рыбаков

Что мешает кому-либо делать такие вещи сейчас? Почему легализация и хоть какое-то регулирование увеличат вероятность таких ситуаций?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Prudnikov

Т.е. чтобы сделать террористический акт нужна легализация полета дрона? В авто можно тоже оставить бомбу, это же не значит что нужно запретить пользоваться авто.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry

Никакой связи. Даже если дроны полностью запретить, никто не мешает собрать один, прилететь на нём и осуществить это.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вадим Гофман

Не понимаю... Доставка осуществлялась только в частные дома? Или как они в квартиру залетали?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Школьников

Насколько я понимаю логистику доставки пиццы, использование дронов позволит иметь в каждом районе города одного "приемщика", который курсирует между домами, принимает пиццу, выдает её заказчику и получает деньги.
В отличие от ситуации сейчас, когда ради 2-3 пицц доставщику приходится ездить по пробкам от места изготовления до места выдачи, а потом обратно...
Т.е выгоды:
- меньше доставщиков;
- быстрее, в Т.ч. В часы пик;
- экономия на бензине и амортизации авто (кроме того, курсировать внутри микрорайонов можно и на велосипеде или мотороллере, что затруднительно по городским проспектам)

Разумеется, эта экономия должна окупить издержки и инвестиции:
- стоимость дрона;
- электроэнергии на его зарядку;
-з/п специалистам по эксплуатации и ремонту дронов;
- программное обеспечение для контроля маршрута дронов;
- страховые платежи.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Yevgeniy Rozenblat

Судя по ролику на сайте, костер спускает пиццу в руки курьера, который уже поджидает на улице. Затем курьер завершает доставку, принимая при этом оплату.

Интересно, в чем тут экономия? Курьер так или иначе выезжает по адресу. С пиццей в руках или без - это не принципиально. Как путешествует пицца - по воздуху на коптере, или в кофре скутера - голодному клиенту плевать. Пиццу не для того заказывают, чтобы всем рассказать, как она летает на беспилотнике. Или я дурак и ничего не понимаю?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Олег Понфиленок

В основном мы доставляли пиццу на площадь, где ее принимал курьер, с этого начали, а потом уже в окно по двум адресам, и в другие места тоже на улицу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иващенко

Федору будет хорошая компенсация от фирмы, это я вам как выпускник ИТМО говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Lion

А если самолет упадет на голову Федору? Это значит, что Аэрофлот надо закрывать или отказаться от перспективы использования самолетов?( Не надо Коптер Экспресс убивать в зачатке( Статья очень правильно называется "Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами" т.е. тут стоит вопрос (как помочь, чтобы хорошо работало?) и вот так надо рассуждать, это логика всех развитых стран.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry

Всё что нужно сделать, это закрепить за владельцем дрона ответственность, что бы не повадно было летать над местами скопления менеджеров среднего звена.
Автомобили тоже очень опасная штука, но всё регламентировано, все машины на номерах и все ездят. А если кто то уж захотчет с помощью машины сделать какое то преступление - никакие ограничения и запреты не спасут.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Понфиленок

Я считаю порочной желание проследить за всеми абсолютно дронами. Есть игрушечные коптеры, размером с поллодони (Estes Proto X), или уже аппараты побольше, например Parrot AR.Drone или DJI Phantom, которые тоже покупают и дарят мальчишкам, как игрушки. Регистрация аппарата – это в первую очередь дополнительные расходы. Если мы обяжем регистрировать все и вся, то задушем игры, хобби, конкурсы, любознательность детей и т.д. И так очевидно, что если кто-то кинул в кого-то своей игрушкой, то он несет за это ответственность. Я предлагаю не перегибать палку.

Ответить
Развернуть ветку
McCarthy was right

Проблема не в том, что дрон может упасть кому-то на голову. Проблема в том, что дронов, к сожалению, слишком мало чтобы перебить к чертовой матери всех врагов прогресса.

От авто погибают сотни тысяч людей каждый год. Запретить!!111

Ответить
Развернуть ветку
Элем Заляев

Ок. То есть все остальное в этом тексте вас устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
Элем Заляев

Ок. То есть все остальное в этом тексте вас устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иљя Коробов

Думаю 50м это низко. нынче дома выше строят. И не забывайте о линиях электропередач, об антенах, об перетяжками между домами...

Хотите разрешение на полёты, регистрируйте дроны, получайте номера, несите уголовную ответственность за полёты дронов.

Думаю когда вы поймёте всю опасность данного бизнеса у вас пропадёт желание просто так летать над городом. Дроны или игрушки для детей с малым радиусом и весом или для неких служб, но не для запололения воздушного пространства.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Barzmann
Купленный гексакоптер мы быстро разбили, окончательно потратив все деньги инвестора.
Дальше я инвестировал в проект исключительно свои деньги, но уже делал это с умом

Зачет :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв

Молодцы ребята!
Были рады сделать логотип для такой прогрессивной компании!

Ответить
Развернуть ветку
Макс Гречка

Как раз в последней серии саус парка)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тарасов

Я ждал эту отсылку, но чего такой невнятный кадр, не раскрывающий сути проблемы? :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Не совсем понятно, для кого будут все эти правила? Если они касаются только коммерческого использования БПЛА для юрлиц - хорошо, но тогда они не покрывают любительского использования таких аппаратов (авиамоделисты и простые люди, летающие в удовольствие), для них они будт сильно сложными, никто не будет страховать каждую модель, которые можно хоть за вечер перестроить, а тем более, страховать свой каждый вылет в парке, лесу, или поле.
Для регламентирования любительских полётов, всё что нужно сделать, это чётко зафиксировать ответственность за последствия от предполагаемого ущерба, который этот любитель может нанести. На все дроны необходимо нанести, к примеру, персональный номер, что бы если он свалится комуто на голову миновать ответственности было нельзя. Это повлечёт за собой более серьёзный подход к этому делу.
А то что пишут про террористическую угрозу, про коптер, который падает на голову - это никакого отношения к легализации и регламентированию не имеет. Никто не мешает кому угодно собрать дрон и кого то ним грохнуть, не зависимо ни от каких законов. Захотят - сделают в любом случае.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Понфиленок

Правила для тех, кто летает над городом и местами, где дроны представляют какую-либо вероятностную опасность. Не имеет значение, с коммерческой целью или для хобби. Если игрушка и моделист-любитель, то пусть летает в парке на маленьких аппаратах, до 3 кг. Если моделист-профессионал, который тащится от больших моделей (а таких не мало) то пусть либо едет летать на пустое летное поле (как сейчас делают), чтобы никому не мешать, либо пусть регистрирует и страхует свой аппарат по-полной, чтобы ответственность понимать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Школьников

Отличные предложения. Советую искать сторонников-лоббистов идеи во власти (в мире не так много областей, где можно захватить лидерство, и идея того, что Россия сможет стать лидером по коммерческой беспилотной доставке грузов, если быстро среагирует с законодательством, сможет найти влиятельных сторонников).

+кроме страховки можно предлагать использовать депозит или банковскую гарантию;
+обязательное оснащение дронов gps/ГЛОНАСС (для внешней экспертизы корректности заявленному маршруту);
+можно создать негосударствннную СРО, которая будет разрабатывать регламенты для беспил.перевозок - это эффективнее, чем поручить это чиновникам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
McCarthy was right

Уже говорил чего не хватает. Не хватает дронов, несущих ракеты Hellfire которые истребят всех луддитов и врагов прогресса. Слава роботам!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Понфиленок

Нормальная эксплуатация возможна при ветре до 10 м/с и мелком дожде или снеге.

Ответить
Развернуть ветку
Taras Gavriliuk

"доставку пиццы дроном и столкнувшейся из-за этого с несколькими штрафами" -
где про штрафы?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Понфиленок

В начале пытались оштрафовать пиццерию за нарушение воздушного пространства http://lenta.ru/news/2014/06/29/komi но в итоге оштрафовали только меня https://vk.com/ponfil?w=wall156197_2646
Потом пришел штраф за грузоперевозки по воздуху без лицензии http://lenta.ru/news/2014/10/21/copter/
Оба штрафа мы сейчас оспариваем в суде.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vlad Onpk

Очень конструктивная статья, круто было бы глянуть на сам процесс кастомизации дронов

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Boris Marchenko

"сам нашел бизнес-ангел, который *дал в долг* небольшую [...] сумму денег, *став миноритарным дольщиком*"

М-м-м?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Школьников

Возможны ситуации, когда соинвестор выкупает долю при обязательстве основателя выкупить ее обратно через какое-то время, либо когда "что-то пойдет не так".

Возможен также кредит или заем под залог доли в компании.

Т.е. между кредиторов и инвестором возможны разные переходные варианты...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Бастров

Вообще в Сыктывкаре же первая была
http://komionline.ru/news/46695

Ответить
Развернуть ветку
m0NKey bR4in

Так это же про неё и.

Ответить
Развернуть ветку
Samat Zhanbekov

Нужно просто ПДД для дронов и все. В этих законах нужно предусмотреть все возможные проблемы и не мешать прогрессу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Онлайнов

Круто круто)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Друзь

Любые стартапы должны решать какую-либо проблему. Что решаете вы? Доставку по Сыктывкару? Там есть проблемы с доставкой? Пробки? Курьеры пропадают с деньгами? Или клиентам нужна пицца через три минуты после выпечки?
Квадрокоптеры будут удобны там где держать людей не выгодно. Как с автоматами по продаже кофе. Простая работа и кофе может понадобиться в любое время суток, но поток не постоянный и держать продавца дорого. Что умеет коптер? Везти быстро, далеко и сокращать время доставки? Какие фундаментальные выгоды несет этот способ доставки? Коптерами удобно доставлять то, что не может доставить человек. Возможно наркодилерам это было бы удобно. Скинул уже оплаченый пакет и свалил. Это для города, для малых расстояний. Для которых пришлось проложить дополнительные коммуникации. Для комерческого использования дронов они должны преодолевать значительные расстояния. Тем чем сейчас занимаются перевозчики. Когда произойдет революция в производстве аккумуляторных батарей, коптеры смогут улетать надолго. Когда сеть будет везде, а не только в городах - тогда можно будет оправлять коптеры в отдаленные районы. Поэтому сейчас самое действенно использование коптеров это видеотрансляции. С матчей митингов и других массовых мероприятий. Коптер должен нести видеокамеру с хорошей оптикой и снимать издалека. А сам иметь систему защиты от падения на голову.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 55 комментариев
null