Почему профессионалы предлагают осторожнее смотреть на будущее отрасли automotive

Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies о переоценке возможностей отраслевыми профессионалами в достижении автопилота 5 уровня ADAS (advanced driver assistant system)

Детекция ночью

На прошлой неделе завершились два крупнейших профессиональных форума рынка беспилотных транспортных средств Берлинский Automotive Tech.AD и Женевский автосалон. Возможно, впервые за все время становления рынка, его ведущие игроки и экспертное сообщество смогли более взвешено посмотреть на состояние разработок и трезво оценить собственные возможности. Можно сказать, что всеобщая эйфория по поводу скорого появления автономных машин без водителя подходит к концу. Глава подразделения коммерческого транспорта Volkswagen Томас Седран в Женеве даже в какой-то момент заявил, что уровень 5 никогда не будет достигнут во всем мире. По его мнению, разработка полностью беспилотных автомобилей по своей сложности похожа на пилотируемую миссию на Марс. Конечно, в таком заключении есть значительная доля эмоций. Но оно довольно точно отражает нынешние настроения профессионального сообщества по поводу перспектив развития рынка. Его игроки только сейчас начали оценивать и осознавать реальную сложность стоящих перед ними задач. Причиной тому стали и трагические случаи с участием беспилотников.

Действительно, для создания безопасного автопилота разработчикам необходимо протестировать работу всех систем, в числе которых и нейронные сети глубокого обучения. Следовательно, для того, чтобы гарантировать безопасность на дорогах общего пользования, условия тестирования должны быть максимально репрезентативны. Автопилоту нужно пройти сотни тысяч проверок и валидаций, учесть миллионы факторов, таких как всевозможные погодные условия, возможность выхода из строя или загрязнение того или иного сенсора и т.д. Даже, к примеру, появление посторонней тени или выбоины на асфальте в зоне интереса сенсоров беспилотника может повлиять на качество детекции объектов, а, значит и на безопасность участников движения. Эксперты подсчитали, что если такие тестирования проводить с участием ста машин в течение всех 365 дней в году, то разработчику потребуется более 15 лет чтобы отработать основные ситуации и системы, и убедиться, что все они безопасны. Порог ошибки, который сегодня требует автопроизводитель - это одна ошибка на 1 млн км проезда. Также все системы беспилотника должны отвечать общепринятым требованиям по отказоустойчивости (стандарт ISO 26262).

Поэтому многие ведущие компании рынка, такие как Daimler, Volvo, Scania и Continental во время дискуссионных программ Tech.AD старались замолчать вопросы о сроках выхода автопилота 5 уровня. Общее настроение по этой теме довольно точно выразил представитель Hella который сказал, что, если взять ту дату, которую сегодня анонсирует автопроизводитель по выходу того или иного своего решения – к ней следует прибавить 5 лет, а потом еще 5 лет. Отдельные специалисты даже сроки появления 4-го уровня ADAS относили к 2040 году.

Однако тревогу по этому поводу бить не стоит. Конечно ADAS 5 уровня будет достигнут, только, скорее всего, не в таком, широком смысле, котором его представляет себе обыватель и не в ближайшие несколько лет. Мечта сесть в автомобиль без водителя в Москве, задать маршрут поездки до Санкт-Петербурга, нажать кнопку «Старт» и придаться приятному времяпровождению в пути – пока так и останется мечтой. Но на определенных территориях, таких как районы или города, в своих границах, поселки, или на отдельных участках трасс (хайвей), или в определенных условиях движения (пробки) это случится уже в самое обозримое время.

Кроме того, на дороги городов уже в ближайшее 5-7 лет выдут беспилотные трамваи. А на полях появятся автономные комбайны и тракторы.

Вообще, в такой ситуации ничего необычного нет. По аналогичным схемам в свое время происходило развитие в других областях прикладной науки. И в исследовании космического пространства, и ядерной программе, и развитии систем ИИ, когда в самом начале пути первопроходцам казалось, что они уже находятся на пороге своего открытия, но жизнь вносила свои коррективы, отодвигая сроки появления инноваций на те или иные сроки и ограничивая их масштабы разумными пределами.

Неправильно думать, и что трезвый расчет участников рынка негативно влияет на динамику его развития. Наоборот, он привносит в отрасль оздоровительный эффект. Чрезмерное преувеличение возможностей беспилотников рядом компаний, больше озабоченных ростом своих акций или привлечением инвестиций нежели реальными промышленными результатами, и, как следствие, неоправданные ожидания потребителей приводили к негативным результатам. В частности, это порождало известные случаи агрессии к автороботам в отдельных странах. Приводило к трагическим случаям, как с водителем Tesla, по все видимости уверовавшего в достаточную автономность его автопилота, гарантирующую его безопасность и, в итоге, влетевшего под фуру. Все это подрывало доверие потребителей к новому рынку. Поэтому здесь в ближайшее время стоит ожидать больше позитивных событий.

В любом случае, процесс внедрения беспилотных технологий идет полным ходом у его не остановить. И как не крути, через 10 – 15 лет уже более половины автопарка будет с функциями автономности.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Стас Версилов

Хорошо, что автопроизводители сохраняют трезвую голову.
Все эти прогнозы о потерях рабочих мест водителями уже порядком поднадоели.

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Субботин

Рано или поздно то же скажут и про электромобили.
Мало того, что аккумулятор стоит пол машины, а литий - исчерпаемый ресурс, так и экологические обоснования электромобилей (гибриды не имею в виду) не выдерживают никакой критики!
Защитники природы, как капитан-очевидность утверждают, что не нужно жечь углеводороды при пользовании электромобилем.
Но для выработки этой энергии нужно будет в разы увеличивать мощности электростанций. Сжигать те же углеводороды в тепловых станциях. То есть, использование углеводородного топлива остается, только на другом уровне. Да, многие скажут, есть гидроэлектростанции. Но их мощность повысить сложнее. Нужно строить новые гидроагрегаты. Не везде это возможно. Остается еще строительство АЭС. Остается сторонникам электромобилей самое малое: доказать, что Уран-235 и продукты его деления экологически чище углеводородов;)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Обновите свои знания, батареи давно уже не стоять половины машины. Сейчас это около 25%.
Не во всех странах используют тепловые станции. А даже если жгут, то там сейчас ставят такие фильтры что выбросы минимальны.
Литий не проблема. Его очень много. Проблема больше с кобальтом. Но за последние несколько лет его содержание в батареях значительно сократили так что проблем с этим тоже нет. Только VW пообещал выпустить 20 млн. электромашин. Я думаю они заранее всё проверили и заключили контракты прежде чем обещать.

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Субботин

Энергию откуда получать для зарядки?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Там где есть реки - ГЭС. Где нет воды и жарко - солнечные батареи. Где есть ветер - ветряки. Где нечего нет - АЭС.

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Субботин

В России солнечные батареи, кроме как на юге, не выработают нужное количество энегргии.
Ветра у нас немного тоже: только в горах и на побережье.
ГЭС - почти все реки у же запружены.
Если вы утверждаете, что АЭС экологичнее ТЭЦ - то с вами не о чем разговаривать)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Ой, ёй, ёй. Самая большая страна в мире, а источников альтернативной энергии не где построить. А почему Германии и Китаю ьто удаётся?
Просто нужно в это деньги вкладывать а не ныть что это невозможно.
Про АЭС я в курсе что они не самые экологичные, но это лучше чем уголь жечь.

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Субботин

Чернобыль и Фукусима показали, насколько атомные станции экологичнее)
Какова сейчас доля солнечной электроэнергии в Германии и Китае?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Понятно что их надо строить только в исключительных случаях и подальше от людей.
В Германии
https://www.cleanenergywire.org/news/renewables-cover-about-100-german-power-use-first-time-ever

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
если такие тестирования проводить с участием ста машин в течение всех 365 дней в году, то разработчику потребуется более 15 лет чтобы отработать основные ситуации и системы, и убедиться, что все они безопасны.

Поэтому у Теслы сейчас катаеться не сотня машин а несколько сотен ТЫСЯЧ машин на каждой из которых стоит программа обучения ИИ которая учиться вождению у настоящих водителей.

Но я согласен, что в ближайшее время не стоит ждать магической кнопки автопилота. Будет скорее всего автопилот который будет работать в определённых городах, на определённых маршрутах. Это тоже большой прогресс. К тому же ещё толком не начинали адаптировать знаки и разметку для автопилотов, а рано или поздно это произойдёт (уже некоторые города меняют зебры на более читаемые). Высоко точные и детализированые карты тоже на подходе, это даст хороший толчок многим компаниям.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда