Что происходит на российском рынке пассажирских авиаперевозок Статьи редакции

Статистика и ключевые события.

На отечественном рынке пассажирских авиалиний работают более 30 авиакомпаний. В 2018 году они перевезли около 115 млн пассажиров, а пассажирооборот (количество пассажиров умноженное на расстояние перевозок) достиг 256 млрд пасс-км. По данным аналитического агентства АКРА, к 2022 году объём перевозок может достичь 142 млн человек.

Росавиация

К 2016 году объём российского рынка пассажирских авиаперевозок составил 2,8 млрд рублей. Эта сумма могла быть выше, но помешали убытки — они превысили 20 млрд рублей.

Что происходило на рынке в 2015–2016 годах.

  • Турфирмы потеряли 30% клиентов и более 3 млрд рублей, а аэропорты — около 5 млрд.
  • Крупные авиакомпании потеряли более 25 млрд рублей.
  • Росавиация аннулировала более 13 сертификатов авиакомпаний.
  • Работу потеряли более 300 пилотов.
  • Доля международных перевозок в аэропорту «Пулково» упала в два раза.
  • Российские авиакомпании отказались от десятков рейсов за границу, а зарубежные перевозчики Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из «Пулково» в Рейкьявик, Женеву, Палермо, Катанию и Пизу.
  • По всей стране резко подорожали авиабилеты.

Причин было несколько:

  • Прекращение чартерных рейсов с Египтом после крушения российского лайнера Airbus A321.
  • Введение санкций в отношении Турции после того, как на её территории сбили российский бомбардировщик Су-24.
  • Закрытие воздушного пространства на востоке Украины для гражданской авиации после крушения Boeing 777.
  • Падение курса рубля в 2014 году и как следствие — ухудшение покупательской способности россиян.
  • Рост цен на керосин на 9%.

К 2017 году ситуация наладилась: рейсы в Турцию и Египет возобновили, рубль укрепился, а цена на керосин упала. Возрос поток пассажиров, появились новые рейсы и увеличилось количество перевозок.

Чтобы сделать полёты более доступными, авиакомпаниям разрешили вводить безбагажные тарифы со сниженными ценами. Например, билет на обычный рейс эконом-класса Москва–Берлин стоит 15 215 рублей, а за билет без багажа — 14 120 рублей.

В 2017 году спрос на туристические услуги вырос: если в 2016 году авиабилеты купили 88 млн россиян, то в 2017 году — уже более 105 млн.

Росавиация

В 2017 году авиакомпании перевезли более 105 млн человек, из них 38% в страны дальнего зарубежья. Это на 18,6% больше по сравнению с 2016 годом. Пассажиропоток российских аэропортов в 2017 году вырос до 186,8 млн человек.

Росавиация

В 2017 году авиакомпании получили 142 новых воздушных лайнера и теперь избавляются от старых самолётов. Самый молодой авиапарк у «Аэрофлота» — 253 самолёта со средним возрастом 4,4 года. Это касается и его дочерних авиакомпаний — «Победы» и «Авроры».

На последнюю закупку — 20 самолётов SSJ-100, «Аэрофлот» получил от государства около 10 млрд рублей.

Состав авиапарка компании «Аэрофлот»

«Аэрофлот» обслуживает 146 пунктов назначения в 52 странах. Чистая прибыль компании за 2016 год превысила 38 млрд рублей.

Сравнение крупнейших российских авиакомпаний

По данным на 2017 год, 99,3% всех перевозок обслуживали 35 авиакомпаний. При этом 70% рынка занимают пять игроков: «Аэрофлот», «Россия», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

Росавиация

Ключевые события, которые повлияли на авиарынок

Утверждение дорожной карты развития региональных авиаперевозок

В 2013 году правительство обратило внимание на проблему нехватки средств у региональных авиаперевозчиков. Спрос на их услуги был небольшим, и денег не хватало.

В 2012 году, по данным Минтранса, российские авиакомпании перевезли 74 млн пассажиров. Из них на внутренних линиях — 33,4 млн человек, а на межрегиональных маршрутах количество не превысило 4,76 млн человек.

Кроме того, у большинства не было стратегии развития и программ по модернизации флота, а продолжать работу им помогали государственные субсидии.

В 2012 году компании получили в качестве субсидий 1,2 млрд рублей (перевозчики приобрели на эти средства 26 самолётов). В 2013 году субсидии достигли 2,1 млрд рублей, но это не помогало — билеты местных авиалиний стоили в 45 раз дороже, чем аналогичные билеты в США.

Чтобы решить проблему, правительство утвердило дорожную карту развития региональных авиаперевозок, а также дорожную карту по развитию конкуренции.

Согласно документам, до 2030 будут построены и отремонтированы аэропорты и обновлён авиапарк. Кроме того, аэропорты должны заключать договоры на обслуживание самолётов с несколькими поставщиками услуг.

В 2014 году российский рынок авиаперевозок вырос — авиакомпании перевезли более 93 млн пассажиров, что на 10% больше, чем в 2013 году.

Банкротство «Трансаэро»

В октябре 2015 года из-за финансовых трудностей прекратила работу компания «Трансаэро». Проблемы у компании начались ещё в 2009 году, когда размер её чистого долга оказался в пять раз больше доналоговой прибыли.

Переломный момент настал в 2015 году, когда из-за падения чартерных рейсов часть самолётов «Трансаэро» простаивала, и компания понесла большие убытки. После того, как её долг достиг 260 млрд рублей, Росавиация аннулировала сертификат, дающий право на пассажирские перевозки.

Инфографика РБК

В 2015 году «Трансаэро» занимала второе место в России после «Аэрофлота» по пассажиропотоку — с января по сентябрь 2015 года компания перевезла более 10 млн человек. Пассажирские самолёты компании летали по 156 маршрутам.

Авиапарк «Трансаэро» насчитывал более 60 пассажирских самолётов («Аэрофлот» получил 34 из них). После ухода компании «Аэрофлот» стала доминирующим игроком — сегодня она занимает более 50% рынка.

Инфографика РБК

Из-за банкротства «Трансаэро» на некоторое время возник дефицит самолётов, а перевозить её пассажиров пришлось другим компаниям — 95% (1,9 млн человек) перевезла «Аэрофлот».

После этого перевозчик потребовал от «Трансаэро» возместить 5,6 млрд убытков — на перевозку компания потратила около 17 млрд рублей.

Кроме того без зарплаты остались более 7 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро» — компания до сих пор не выплатила людям более 600 млн рублей.

Крушение самолёта Boeing 777

В 2014 году на границе России и Украины сбили самолёт Boeing 777, который направлялся по рейсу «Амстердам–Куала-Лумпур». На борту самолёта находились 283 пассажира и 15 членов экипажа — все они погибли. После катастрофы Украина перекрыла воздушное пространство на востоке страны.

В 2014 году обанкротились три российские авиакомпании: «Московия», «Былина» и «Ак Барс Аэро», а «Донавиа» показала убыток в 53 млн рублей. Двоих туроператоров также признали банкротами: «Интаэр» и «Лабиринт».

Свою роль в этом сыграла девальвация рубля и, как следствие, повышение стоимости авиабилетов за рубеж, спад экономической активности. Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в России.

Крушение российских самолётов в Турции и Египте

В 2015 году произошли две авиакатастрофы с российскими самолётами: 31 октября в Египте в результате террористического акта разбился самолёт компании «Когалымавиа», а меньше чем через месяц турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24.

Россия прекратила авиасообщение с обеими странами, что негативно сказалось рынке авиаперевозчиков и туризме.

К концу 2015 года авиаперевозчики и туристические агенства потеряли уже три направления: Украину, Египет и Турцию. Впервые за шесть лет упали авиаперевозки. Госдума пыталась компенсировать потери, снизив НДС на внутренние авиаперевозки с 18% до 10%.

Кроме того, в 2015 году на 9% выросли цены на керосин, из-за чего на 10% подорожали авиабилеты. Россияне стали реже летать за границу, и российские авиакомпании отказались от десятков непопулярных международных рейсов из регионов, чтобы сократить издержки.

Некоторые зарубежные компании отменили рейсы в Россию. Например, Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из Рейкьявика, Женевы, Палермо, Катании и Пизы в петербургский аэропорт «Пулково».

Возобновление рейсов между Россией и Турцией

В июне 2016 года российские пассажирские самолёты снова полетели в Турцию. Рынок авиаперевозок вновь ожил — «Аэрофлот» объявил о снижении тарифов на перелёты за рубеж.

Помощь получил и внутренний туризм — Татарстан выделил субсидию в 214 млн рублей на авиаперевозки по шести маршрутам, а программу субсидирования авиаперевозок в Калининград увеличили на 10%. Ростуризм оценил поддержку авиаперевозок в 500 млн рублей.

Банкротство «ВИМ-авиа»

У авиакомпаний накапливались долги: долг «ВИМ-авиа» перед «Сбербанком» достиг $3 млн, а банк ВТБ подал иск в суд о банкротстве «ВИМ-авиа».

В сентябре 2017 года «ВИМ-авиа» прекратила перевозку пассажиров. Из-за проблем с вылетом пострадали около 10 тысяч человек.

Чтобы подобные ситуации не повторялись, в ноябре правительство подготовило план регулирования авиаотрасли и предложило передать Росавиации полный контроль над авиакомплексом.

Увеличились выплаты пассажирам за задержку рейсов — до 400 тысяч рублей вместо 1950 рублей за час ожидания.

Чемпионат мира по футболу и возобновление полётов в Египет

Чемпионат мира принёс отечественной авиаотрасли 2,6 млрд рублей несмотря на контроль роста цен Росавиацией. Кроме того, расширилось количество льготных направлений из Калининграда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в список вошли Екатеринбург, Архангельск, Сочи, Мурманск, Калуга.

После проблем с рейсами из-за банкротства «ВИМ-авиа» задержки чартерных рейсов сократились в десять раз, а в Египет впервые за два с половиной года вылетел пассажирский самолёт.

Однако в 2018 году снова подорожал керосин, что вызвало рост цен на билеты. Кроме того, правительство выделило 9,8 млрд рублей авиакомпаниям на покупку Superjet.

Чего ждать в будущем

По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2019 году темпы роста пассажиропотока снижаются, а расходы авиакомпаний растут.

Только за первые девять месяцев 2018 года наши авиакомпании получили операционный убыток в размере 19 млрд рублей, а в целом по году он составил примерно 39 млрд рублей.

Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Одна из причин падения рынка — дорогой керосин. Из-за него в 2019 году растут цены на авиабилеты. C мая по июнь 2018 года цена на топливо выросла на 2,76% — с 49 506 рублей до 50 872 рублей за тонну.

Больше всего за керосин заплатили на Камчатке — 102 099 рублей за тонну, а самым дешёвым керосин оказался в Новосибирске — 33 300 рублей за тонну.

Цена билета на 26% зависит от топлива РБК

Авиакомпании предоставлены сами себе — правительство не поддержало идею компенсировать рост цен на керосин.

В марте 2019 года Министерство транспорта предложило обнулить НДС на все авиаперевозки по стране, чтобы помочь авиакомпаниям сократить расходы.

Другой важной причиной стала девальвация рубля — в 2018 году она достигла 20%.

Если в 2017 году пассажиропоток у нас вырос почти на 20%, то по итогам 2018 года прирост составил 10–11%. Наши авиакомпании перевезли в 2018 году в общей сложности около 115 млн пассажиров, в прошлом году 105 млн. И это несмотря на летний всплеск перевозок болельщиков на матчи Чемпионата мира по футболу.

Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Внутренние направления пострадали больше всего — убытки увеличились в семь раз и превысили 34 млрд рублей.

В настоящее время российский рынок авиаперевозок обновляется и трансформируется. Геополитические события последних лет, такие как конфликт с Украиной, Турцией или США негативно сказались на экономике страны и привели к изменениям в развитии авиатранспортной отрасли.

Несмотря на это в России проводят региональные программы по развитию авиаотрасли, обновляют парк самолётов и выделяют средства на развитие внутренних и межрегиональных авиаперевозок.

В России запущен процесс обновления авиафлота и большая ставка делается на расширение производства отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100. В ближайшие годы российские авиакомпании получат 1170 новых пассажирских самолётов на общую сумму $135 млрд.

В общей сложности российский парк пассажирских самолётов насчитывает 981 единицу, а средний возраст авиапарка 16,8 лет, что выше среднего мирового показателя на 11,4 лет.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Nick Sidorov

Все бы так аналитические статьи писали.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Что происходит? В святые 90-е наши западные "партнёры" развалили всю авиационную отрасль и захапали на паях мировой рынок пассажирских перевозок (ну и грузовых наверное). Не без помощников на местах, конечно. Далее их лоббисты-чиновники вплоть до очень высокого ранга стали продвигать иностранные самолёты, а так как у нас денег не было на авиазаводы и разрушились цепочки поставок, то с кредитами по 30% годовых сделать что-то стало сложно даже государству, причём в том числе когда и сам президент лично курирует проекты.

В итоге спустя все эти годы у нас авиа в полуживом состоянии и несмотря на локальные успехи с реновацией старых моделей всё пока очень вяло. По России летаем через Москву, с региональной авиацией швах. При текущих темпах мы оправимся от этого только лет через 20-30 и то не факт - Боинги и Айрбасы на рынке России ведут себя пожёстче героиновой мафии.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

проиграли рынок - это всё запад нам разрушил.

А то, до 90-ых мы имели международный рынок авиа.
Эбать, вы совок.

А ваш зарубежный смартфон вам тоже запад пролоббировал купить ? Почему Texet не купите ?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Не всё, но многое, это медицинский факт.

До 90-х мы как минимум имели собственные самолёты всех нужных категорий.

Причин много, но в том числе поэтому и смартфонов у нас нет своих.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

А имели мы самолёты случаем не потому что у нас свободного рынка не было ?
Вводите совок и будете планово выпускать ТУ 204.
Сказка же ?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Вы здесь путаете тёплое с квадратным.
Вот на почитать от человека, который разбирается в теме
http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=809&Itemid=1&_utl_t=vk

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

Статья протворечит вашему тезису о защите Боинга и Аэрбаса, не дав лицензию 220-ому.

А мировые авикомпании отказываются от ССДЖ тоже по мафиозным причинам ? Или потому что обслужить не могут свои самолёты ?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Это сейчас и частный случай. В тексте есть иные примеры, если его дочитать до конца.

ССДЖ производятся в России и не самый удачный самолёт.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

а 220 удачный с идеальным обслуживанем.
И лоббирует его рынок, а не полит мафия)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Это были не самолёты, а утилизаторы излишков керосины. Увы, позднесоветские гражданские самолёты катастрофически отставали от отрасли.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Александрович

А почему? Зачем на маленьком як-42 стоят 3 тяговитых и прожорливых движка? Затем, что в любой момент времени с него выбрасываются сиденья и грузятся ракеты, боеприпасы или еще чего. Взлетать он готов с короткой полосы с большой загрузкой с такими движками. Когда страна находится в постоянной военной готовности, опираясь на свою историю, необходимо это предусматривать, тут не до экономии на керосинке. Конечно, американским компаниям, находясь на своем материке, без воин и революций проще создавать самолеты и думать о том как их больше и дороже продать, чтобы зпработать больше баксов.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Baidin

Во всём Обама виноват!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Жбанов

Ну всё не совсем так, Руководство по Лётной Эксплуатации вам в помощь, единственный плюс пожалуй какой-никакой, оставшийся у Як-42 - это возможность промораживания в условиях заполярья.

Ответить
Развернуть ветку
Danila Romanov

Самолеты СССР отставали минимум на 15 лет от А и Б.

Ответить
Развернуть ветку
Ленар Сафин

америки и британии?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"и захапали на паях мировой рынок пассажирских перевозок"
Почему тогда военпром продолжал работать на экспорт, равно как и космическая отрасль? Может дело просто в том, что советские пассажирские самолеты оказались неконкурентоспособными без субсидий гос-ва?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Ну может частично и так, но причины, которые я изложил гораздо более веские.

Например Ту-334 был почти готов и многими оценивался как вполне неплохой - зарезали в угоду Суперджету. Было много даже не самых современных лайнеров, которые тем не менее по своим характеристикам были не сильно хуже.

Ну и главное, конечно, это стратегичность - нельзя полностью отдавать на откуп иностранцам такую отрасль. Даже если какие-то машины чуть похуже.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Кем оценивался Ту-334 как неплохой? Как коммерческий авиалайнер - это очевидно нежизнеспособный проект. Два Д-436 в хвосте - это сразу приговор. Салон 3+3 на самолёте вместимостью 100 мест - это сразу приговор.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

ага, всё остальное можно, а именно гражданские самолёты нельзя.

Кому нужна эта гражданская авиация в стратегичском плане ?

Кому - я имею ввиду из Озерских.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Жбанов

Субсидии государства конечно убивают здоровый конкурентный рынок, но, порой лучше поддержать отрасль субсидиями, с обязательным условием более эффективного управления, чем спустя годы, вбухивать триллионы на восстановление отрасли.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Посыл был не про субсидии, а про то, что никто специально авиастроение в стране не убивал. Оно просто перестало получать деньги от государства из-за их отсутствия, как и много что еще (легкая промышленность, производство бытовых приборов и т.д.). Но деньги гос-ва перестал получать и космос, ассигнования оборонке сильно были урезаны, как и автопрому. Однако эти отрасли как-то находили деньги и заказы, последний вообще царил на рубеже 90-х и 2000-х, продавая овер 1 млн машин в год, без всякой поддержки со стороны власти

Ответить
Развернуть ветку
Николай Петров

Все хорошо, “roadmap” гораздо лучше переводить как план действий, а не «дорожная карта».

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Интересно, что повышение стоимости керосин на 9% дало повышение цен на билеты на 10%, хотя если верить инфографике, топливо составляет только 26% стоимости билета.
Судя по всему, такое повышение цены на билеты связано не только с ростом цены керосина.

Ну и разброс цен на топливо по регионам тоже удивительный

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Затраты на лизинг - валютные.
На техобслуживание - большей частью

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Alex Smith

Крутетская статья

Ответить
Развернуть ветку
Den Zorin

Думаю, стоит добавить про Sukhoi Superjet. У них в последнее время траблы серьезные.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zhiltsov

Про Трансаэро еще не упомянули, хотя это был крупный игрок, чье банкротство тоже оказало большое влияние на отрасль.
Если посмотреть на ваши графики, то видно, что группа компаний "Аэрофлот" (Аэрофлот + Россия + Победа + Аврора) - это почти половина пассажиропотока в стране.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

"В России запущен процесс обновления авиафлота и большая ставка делается на расширение производства отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100."
Это такой легкий троллинг неудачного самолета? Который еще производят, пока государству не надоело эту карусель дотировать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

"Кроме того, расширилось количество льготных направлений из Калининграда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в список вошли Екатеринбург, Архангельск, Сочи, Мурманск, Калуга" – что простите? Калуга? КАЛУГА?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

Азимуту дорого использовать московские аэропорты. Он как Хаб решил использовать Калугу.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

Нормально так.

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

У Аэрофлота просто смешное кол-во самолетов ))) По сравнению с Ryanair, у которых 450 шт! и еще 138 шт заказано.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

400 и 450. разница 10%. не понимаю что смешного ?
Кресел в аэрофлоте больше, потому что у райнэир только 737-ые, а у АФ и России широкофюзеляжных много.

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

А проамериканские компании типа Southwest Airlines, я вообще молчу, там размер флота под 800 шт.

Ответить
Развернуть ветку
color

Так и рынок разный.
Открой flightradar и глянь, сколько самолетов над штатами и сколько над Россией. Там разница не в разы, а в десятки раз...

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

400 у Аэрофлота это со всеми Россиями, Победой и прочими. Верно? А в "чистом" Аэрофлоте всего 247! Теперь смешно )))

Ответить
Развернуть ветку
Artem Fedoskin

вы идиот? у нас людей меньше банально

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

а в Ирландии больше население чем в России, следовательно, придурок? и поэтому только у одной Ирландской компании Ryanair 450 самолетов.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Fedoskin

ничего, что райн аир давно и плотно оккупировал рынок ЕС? нас там пока не сильно ждут. И потом - есть по существу предъявы Аэрофлоту, который в прошлом году получил премию лучший бизнес класс и лучший бренд?

https://www.worldtravelawards.com/award-worlds-leading-airline-brand-2018

Ответить
Развернуть ветку
Lebedev Oleg

а у тебя в украине в мау - 45- обхохочешься

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

я не с Украины ))))

Ответить
Развернуть ветку
Alex

К 2016 году объём российского рынка пассажирских авиаперевозок составил 2,8 млрд рублей

«Аэрофлот» обслуживает 146 пунктов назначения в 52 странах. Чистая прибыль компании за 2016 год превысила 38 млрд рублей.

Что-то не сходится, аэрофлот только на зарубежных полетах 35 миллиардов чистой прибыли вырулил?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dyachenko

Российские убыточные же

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Александрович

Зато развелось множество частных авиаперевозок, которые сами арендуют самолеты и организовывают перелеты.
Видимо прибыльное дело всё-таки.
https://dwc.aero/ru/

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dyachenko

ну это же другое

Ответить
Развернуть ветку
SoftBlocks

Прибыль аерофлота 68 млрд а рояли за пролеты иностранцей над рф - $600 млн. То есть вся прибыль этой нелепицы- роялти? смешно
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/13/71773-renta-na-vozduh

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда