{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Госдума может запретить автодилерам продажи авто дороже рекомендованной цены

Депутат от КПРФ Олег Лебедев внёс в Госдуму проект поправок к закону “О торговле” (З81-ФЗ). Суть предложения — запрет продажи машин дороже рекомендованной производителем розничной цены (РРЦ). Автодилеры возмущены. Подробности ниже.

Законотворец предлагает запретить автодилерам продавать машины дороже РРЦ. А также устанавливать на них допоборудование с целью навязывания необязательных дорогих опций и увеличения стоимости покупки для конечного потребителя.

Откуда ноги растут

Лебедев отмечает, что в 2021 году рекомендованные цены на автомобили выросли на 18-40%, а в 2022 году — ещё на 19%. При этом производитель закладывает в РРЦ и прибыль автодилера. Но дилеры начали навязывать покупателям дополнительные опции. В результате при рекомендованной цене машины, скажем, в 1 млн рублей, её цена в автосалонах стартует от 1,8 млн рублей.

По нашему оценочному суждению цены подскочили ещё и потому, что дилеры вместе с допопциями (да и без них тоже) хором стали привинчивать к цене спекулятивную маржу, пользуясь дефицитом, вызванным санкциями и затруднениями с поставками всего на свете. Дилеры абсолютно всех автобрендов взвинтили цены до плеяд и теперь стараются их удержать.

В 2022 году в РФ резко усилилась экспансия китайских автомобильных брендов: их стало больше в 1,5 раза. Продукцией китайского автопрома в России сегодня торгует уже больше 1 000 компаний. Под влиянием общего тренда они тоже подняли цены значительно выше рекомендуемых поставщиками.

Нужно отметить, что остаться в игре по новым правилам удалось не всем. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Подщеколдин сигнализирует, что в России сейчас под угрозой закрытия находятся более 2000 автосалонов, которые ранее успешно торговали автомобилями, но не сумели перестроиться под новые условия рынка. К слову, это означает появление 74 000 безработных.

“Самоочищение” рынка оказалось на руку крупным отечественным автодилерам и их китайским коллегам. Они укрупняются, “пилят” освободившийся от слабых конкурентов сегмент рынка и радостно повышают цены.

Как и отечественные производители, более не стесняемые именитыми западными конкурентами. Скрепно-посконный АвтоВАЗ с 1 марта традиционно поднял РРЦ ещё на 2%. Но сам же предупредил, что цены у дилеров могут отличаться.

При этом концерн зафиксировал в феврале рост продаж наиболее популярных моделей. Lada Granta показала аж +190% к продажам февраля 2022. Ещё бы цены не повышать, когда так попёрло.

Дилеры китайских брендов и вовсе устанавливают произвольные цены, ориентируясь только на тревожную конъюнктуру. То есть, кто во что горазд.

В результате общий объём продаж на первичном авторынке России в январе и феврале 2023 года рухнул на рекордные 62%. Оглушённый повсеместным скачком цен российский автолюбитель взглянул на рост своих доходов, и ему стало грустно. Да ещё и постоянно растущая уверенность в стабильном будущем склоняет отечественных потребителей к решению повременить с любыми крупными покупками.

Теперь у дилеров всё хорошо — они продают одну машину по цене двух. Издержек вдвое меньше, включая и проблемную логистику. А потребитель угрюмо “сосёт” вторичный рынок, который также старается не отставать в ценообразовании, раз уж такая удачная оказия.

Фото: gettyimages.com.

Многие автовладельцы вместо покупки нового авто реанимируют своих потёртых железных коней параллельно-импортозамещёнными деталями, нередко кустарного производства, а также восстановленными или “донорскими” запчастями. Крадеными, если по простому.

Под оком государевым

Сложившаяся ситуация не укрылась от взора главы страны. В ходе видеоконференции 11 января 2023 года Сам мягко и ненавязчиво, как он один умеет, пожурил правительство и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову следить за ценами на авторынке. С целью повышения доступности легковых автомобилей для российских семей.

“Обращаю ваше внимание на необходимость постоянного контроля над ценообразованием, чтобы под сурдинку этих сложностей, о которых мы все знаем, в том числе и с логистикой, никто не злоупотреблял… Не поднимал бы цены на автомобильную технику”, — изрёк на совещании Президент РФ.

Отчитываться о контроле за ценообразованием на авторынке чиновникам теперь придётся каждый квартал, начиная с апреля 2023 года. Не отвертеться.

Фото: nsn.fm.

Поэтому КПРФ поднатужилась и извергла в Госдуму депутата Лебедева с соответствующей инициативой.

А нас за шо?

В ответ на законопроект немедленно и весьма организованно оскалились автодилеры. Участники рынка хором считают, что в нынешних рыночных условиях предложение торговать по РРЦ актуально только для единственной на 100% ипортозамещённой Lada Granta и официально поставляемых в Россию китайских машин. Но это неточно.

Зато несомненно, что официальные поставки иностранных автомобилей почти иссякли, а контрабандисты вертели рекомендации автопроизводителей на неоригинальной запчасти.

Для оставшихся авто ушедших западных марок РЦЦ недействительны. Запрашивать у официального продавца новую стоимость параллельно-ввезённых машин — явный моветон. Опытные автодилеры небезосновательно предположили, что реализация инициативы Лебедева повлечёт за собой расцвет чёрного рынка.

“Покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже”, — поясняет руководитель по работе с транспортными предприятиями бренда Kept Сергей Казачков.

Консолидированную позицию автодилеров лаконично и чётко выразил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

“Сказал президент хорошо, ёмко, хлёстко! Но установить ограничения на цену автомобилей будет невозможно и даже неправильно. Рыночная цена на то и рыночная: или мы живем при капитализме, или мы живем при коммунизме. Если есть какие-то другие формы устройства государства, расскажите мне. Пусть государство займется регулированием пенсий и других соцвыплат, но не коммерческой деятельности, её должны регулировать сами коммерсанты”, — сказал эксперт, как отрезал. Хорошо хоть не послал чиновников по известному адресу в завершение своего выступления.

Фото: avatars.dzeninfra.ru.

Выводы преждевременны

Похоже, в Госдуме назревает нешуточный замес вокруг жирнейшей темы установки цен на авторынке России. Стороны чётко выразили противоположные позиции и готовятся их защищать.

Удастся ли автодилерам отстоять свои интересы и саботировать распоряжение Самого? Или Госдума сама по сложившейся традиции накрест забьёт на поручение Президента и инициативу КПРФ? Интрига, однако…

Разумеется, мы продолжим внимательно следить за полыхающим цирком-шапито, в который нынче превратилась новостная повестка, и будем держать вас в курсе. Запасаемся попкорном, друзья!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

0
214 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Стрижов

Почему бы пошлины не отменить просто наконец-то?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Тогда никто не будет тут заводы строить

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

так-то даже китаёзы ща задумаются о том, чтобы что-то тут строить))). А вот родненький автотаз, да, загнётся

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

все течет, все меняется. Когда пошлины вводили в нулевых, автогиганты тоже в очередь не выстраивались, но со временем почти все в той или иной степени локализации стали производить автомобили здесь. А кто не построил - те потихоньку потеряли рынок. Как хонда, например.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Тогда СВО не было. Ограничений не было. Очень надо китайцам, что всячески стремятся на рынки с объемами в десятки раз выше российского, влазить сюда. А там, еще что-то поменяется, мировой производитель вернется и рисовозки из Китая опустятся к результатам доковидным. Рискованно со всех сторон, чтобы вливать сотни миллионов денег

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Очень надо китайцам, что всячески стремятся на рынки с объемами в десятки раз выше российского, влазить сюда

Количество китайских брендов и машин на улицах говорит об обратном.

А там, еще что-то поменяется, мировой производитель вернется и рисовозки из Китая опустятся к результатам доковидным

Не опустятся. Потребитель к китайцам уже привыкает, да и их машины уже - не те убогие рассыпающиеся одноразовые шушлайки из нулевых.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Те китайские бренды, что сейчас появились, везутся не представительствами своих производителей. Просто, на волне дефицита, всякий ноу нейм шлак можно продать и срубить монет. Так что непременно опустятся, может не прям в доовидную долю, а на некое годовое расширение китайпрома и минимальное повышение лояльности из-за безысходности. Тем гражданам, что купили китайцев, еще предстоит вкусить уровень послепродажного обслуживания

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Те китайские бренды, что сейчас появились, везутся не представительствами своих производителей.

Что еще за "представительства"? Есть дилеры, они везут. Бывают мультибрендовые, бывают монобрендовые. Есть заводы на территории РФ, они тоже продают. Дилеры везут китайские машины в страну не один десяток лет уже. Есть еще мелкие конторы, которые что-то возят. О чем речь?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Представительства это Чери Рус, Джили Рус, Чаньянь Рус. Это подразделения, которые принадлежат заводу. Есть дилеры, которые просто везут тачки. Например, Авилон сейчас везёт марку Джетта. Но это совсем другое. Можно представить уровень послегарантийной поддержки таких машин. Даже если это завезено таким монстром, как Авилон

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Например, Авилон сейчас везёт марку Джетта.

Знаю только VW jetta. Вы про нее?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Чери Рус, Джили Рус, Чаньянь Рус

Так они наверное основную часть китайских машин на рынке и представляют. Нет?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Нет, не про нее. Есть китайский бренд Джетта.

Да, основную. Но вопрос был не в этом.
Вы же про количество китайских БРЕНДОВ. А их новых представительств не добавилось

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Да, разумеется, когда рынок "откроется" ушедшие бренды начнут осторожно возвращаться, вернут себе часть рынка. Какие-то китайцы уйдут (в том числе кинув своих клиентов), большинство останутся. Рынок не будет прежним, согласен с вами.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

В нулевых китайские авто были на уровне, особенно на фоне автотаза и прочего уаза. Лично около 150 т.км отъездил на ГВ дир г3, выпускались бы еще - патриоты никто бы и не брал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Собирать из крупных узлов типа Москвича? Это не строительство заводов, о которых шла речь выше. Это оставим для чиновников, чтобы они пели песни о том, как ширится китайское производство. Даже для крупноузловой сборки требуются многие миллионы денег. И крупноузловая сборка это узаконенный обход пошлин. Вся SKD сборка по соглашениям с минпромторгом, постепенно заканчивалась, так как для государства она невыгодна.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Выходит, заграничные производители неразумные, раз начали производить в том числе и двигатели, не говоря о всякой оптике, системах комфорта и т.д. и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
вы не путаете "стали собирать из крупных узлов" и "стали производить"?

Специально для вас я добавил термин "степень локализации". Надеюсь его не нужно объяснять?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
это словоблудие, стыдливо прикрывающее отсутствие действительно технологичных вещей на нашей территории

Это не словоблудие а термин из области экономики производственных процессов. Какую степень локализации вы считаете производством?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
позволителен только один уровень локализации: "могу производить товар сама от начала и до финального продукта"

Это вы так решили? Вы дипломат со стажем? Или профессор экономики? Или владелец производственного бизнеса?

Индия и Китай нам не друзья и поимеют нас по полной программе.

Глуп тот кто считает существует "дружба" в политике. Бывают только временные общие интересы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
отсутствие действительно технологичных вещей на нашей территории

А вот это уже ложь. Есть реакторы, например.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
И сколько миллионов штук в месяц их производится на предприятиях всей страны? Дело ведь не единичной подкованной блохе от гениального Левши. Дело в промышленных объёмах повсеместно.

А вот это уже словоблудие.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Какой вывод обо всем? Я никаких выводов не делал, просто указал вам на вашу ложь. Вы сказали что ничего нет высокотехнологичного - я вам привел реакторы. Нужны еще примеры? Вооружения. Как-никак на втором или третьем месте в мире по экспорту. И это не калаши и не патроны, а именно высокотехнологичная продукция.
Да, у нас почти не производят потребительскую электронику и пищащих кукол.

Ответить
Развернуть ветку
Che Burashko

Вообще, ситуация выглядит забавно, наглядно демонстрируя, что если у тебя есть еда, оружие и ресурсы, то можно хоть в лаптях ходить - никуда страна не денется. Это довольно печально.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

CKD сборка тянет за собой в том числе повышение уровня локализации. Что вы хотели сказать -то?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Что мне не понятна разница терминов "производство" и "сборка", потому что в любом производстве есть сборка из каких-то комплектующих. Но понятна "степень локализации".
А вы что хотели сказать?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Зачем вам понимать разницу? Скажите, УАЗ российский автомобиль ведь?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Зачем вам понимать разницу?

хочу понять собеседника, что он пытается сказать.

Скажите, УАЗ российский автомобиль ведь?

А Шевроле - американский автомобиль, да?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Хочу сказать, что сборка SKD это обход пошлин - начальный этап перехода к CKD. На первое без второго государство не пойдёт. Но даже первое - это серьезные инвестиции, а с этого начинался разговор. Да. Шевроле американский бренд. Он тоже имел проблемы, как и УАЗ с поставкой ихним госорганам из-за недостающего уровня локализации?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Шевроле американский бренд.

Бренд конечно американский. Только почему-то куча машин то из Узбекистана, то из Кореи вообще.

Он тоже имел проблемы, как и УАЗ с поставкой ихним госорганам из-за недостающего уровня локализации?

Не знаю. Никто не сможет на штаты такие санкции наложить как на РФ. Кстати как они пережили "дефицит" чипов 20-21 годов? Чипы-то поди не в штатах отливают...

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Ну да, куча машин БМВ из штатов.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Так проблемы УАЗ с нужной государству локализацией до санкций начались. ). Ща то из-за санкций эти "проблемы" уходят. Так что про локализацию?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Так что про локализацию?

Так это я справшивал, и не у вас. От какой степени локализации можно называть "производством"?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Не знаю. Не вижу смысла задаваться этим вопросом. Что дадут эти знания? Вот УАЗ, вроде производится в России, а одно время по локализации не проходил под госзакупки. Что с этого? Абсолютно ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Что с этого? Абсолютно ничего.

Согласен. А вот товарищ сверху считает что есть "производство" и есть "сборка". И у нас только "сборка". А производство это что-то приницпиально другое.

Вот УАЗ, вроде производится в России, а одно время по локализации не проходил под госзакупки.

Не удивительно. Годы модернизации 469 козла не прошли даром, вся электроника поди на импортных комплектующих.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Для меня даже крупно узловая сборка это производство. Только дохода для государства на данном этапе такая сборка не приносит. Иначе, государство бы разрешило клепать Пассаты, Джетты, Гольфы etc, в России, а не планомерно сокращала бы долю SKD, в конечном итоге до нуля, в портфеле Фольксваген

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Lunegov

Прикол в том, что цены на собранные у нас машины тоже в себе держат пошлину.

Ответить
Развернуть ветку
211 комментариев
Раскрывать всегда