{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Автобус спешит на помощь: что такое компенсационные маршруты и кто их придумывает

Всем привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Наверняка вы знаете, что в ноябре для реконструкции тоннеля метро мы закрыли участок «Автозаводская» — «Орехово» Замоскворецкой линии. На это время пассажиров бесплатно возят специальные компенсационные автобусы. Такая практика существует далеко не во всех странах. Как принимают решение о запуске таких маршрутов? Кто и как разрабатывают проекты? Почему они называются КМ? Ответы на эти и другие вопросы — в моей новой колонке.

Столичная подземка работает круглый год и без выходных, перевозя более 7 млн пассажиров по будням. Но иногда отдельные станции и участки требуют ремонта, закрываясь на выходные или на более длительный срок, например, на полгода, как это произошло недавно с участком Замоскворецкой линии. Для удобства граждан город организует компенсационные автобусные маршруты, которые возят бесплатно пассажиров вдоль закрываемого участка. Бесплатно — потому что очевидно, что ремонтные работы в метро создают неудобства, поэтому необходимо компенсировать горожанам этот временный дискомфорт.

Проектируй и езжай

Первое упоминание таких автобусов в Москве связано с ремонтом Смоленского метромоста Филевской линии в 1985 году, когда поезда не ходили от станции «Смоленской» до «Киевской». В последние годы проектированием всех компенсационных маршрутов в Москве занимается МосТрансПроект: с 2019 года мы разработали 19 проектов общей протяженностью более 460 км, в том числе, при закрытии участков Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линий.

Сразу отмечу, что полностью заменить метро наземным транспортом невозможно — слишком уж велика пропускная способность подземки. Основная задача — перевозить людей в максимально комфортных условиях с наивысшим уровнем качества.

Подготовка проекта начинается с анализа пассажиропотоков на закрываемом участке. Во-первых, мы смотрим, возможно ли перевозить пассажиров трамваями, соседними линиями метро, МЦК или МЦД. Если это сделать невозможно, то рассматриваются альтернативные варианты перевозок компенсационными маршрутами. Важная часть проектирования - это прогноз количества пассажиров, которые после закрытия участка метро будут пользоваться личными автомобилями или такси для поездок. Нужно заранее понимать, насколько в результате вырастет загрузка на улично-дорожную сеть.

После аналитической части специалисты приступают непосредственно к проектированию. Разрабатывается план маршрутов, проводятся детальные расчеты. На финальной стадии проходят комиссионные объезды трасс и согласования со всеми городскими службами. И уже в конце, на основании всего этого, рассчитывается необходимое количество автобусов.

Сегодня на закрытом участке Замоскворецкой линии в будний день выходит от 69 до 200 машин в зависимости от того, час пик это или ночь, а на участке «Саларьево» - «Коммунарка» в некоторые дни вообще обходились всего пятью автобусами в сутки!

Довольно часто пересматривается работа маршрутов, уже действующих в районе закрываемого участка. Где-то, к примеру, сокращается интервал движения автобусов, где-то на линии выпускают более вместительный транспорт.

Хочу заметить, что разработка компенсационного маршрута — это не только проектирование и математические расчеты, но большая организационная работа, в которой участвуют наши коллеги по транспортному комплексу и структуры правительства Москвы. Так, к примеру, для обеспечения приоритетного проезда автобусов нужно перенастроить работу светофоров на участке и нанести временную разметку — этим занимается ЦОДД Москвы. Конечно, при организации движения мы стараемся минимизировать пробки, но надо понимать, что приоритетная задача при закрытии метро — это перевозка пассажиров. «Мосгортранс», в свою очередь, выделяет автобусы и водителей для организации компенсационного маршрута, а также контролирует посадку в автобусы на остановках, Префектура работает с жителями, координирует работы на своей территории, Метрополитен заранее занимается информированием пассажиров.

Поездка высшего класса

При закрытии метро мы используем подвижной состав особого большого класса (вмещает около 100 пассажиров) или, проще говоря, автобусы-гармошки. Все они берутся из резерва и, в редких случаях, при больших объемах перевозок, с действующей маршрутной сети. На работе транспорта это почти не сказывается: мы всегда стараемся равномерно распределять подвижной состав таким образом, чтобы пассажиры практически не ощущали дискомфорта.

Любопытный факт: когда-то компенсационные маршруты назывались М — с соответствующим номером, но позже стал употребляться более удобный и понятный для пассажиров индекс КМ. Изначально это было рабочее название автобусов, а потом, как говорится, «пошло в народ».

Интервал движения рассчитывается по пассажиропотоку и с учетом социальной значимости объекта. Так, например, при закрытии Замоскворецкой линии даже поздно вечером или рано утром автобусы ходят не реже, чем раз в 10 минут, а в часы пик — раз в минуту. А для того, чтобы работа маршрута была комфортной для пассажиров и шла без сбоев, создаются приоритетные условия движения для автобусов: организуются выделенные полосы, вводятся ограничения на повороты и проезды остального транспорта, оборудуются дополнительные остановочные пункты и подходы к ним.

Одновременно с этим город создает максимально комфортные условия для пассажиров. Например, в зимнее время при выходе из метро сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) раздают чай, чтобы граждане не мерзли, выходя на улицу к автобусам. Найти «компенсационный» автобус, как правило, проще простого. На выходе из метро стоят сотрудники метрополитена или ГКУ «Организатор перевозок», объясняющие пассажирам, как пройти к остановке. Также устанавливается большое количество указателей, по которым пассажир может самостоятельно найти путь. Помимо этого используется аудиоинформирование на эскалаторах, в поездах метро, а также в наземном транспорте. Так точно не заблудишься!

Понятно, что условия везде разные, а потому каждый компенсационный маршрут по-своему уникален. Но каждый их них одинаково удобен для пассажиров.

Рельсы всему голова

А всегда ли роль «заместителя» метро доставалась автобусам? А вот и нет. История знает случаи, когда в качестве компенсационных маршруты выходили трамваи. Все зависит от способности конкретной трамвайной линии компенсировать провозную способность метро и пассажиропотока на закрываемом участке.

Например, в 2015 году, когда закрывалась на ремонт станция метро «Бауманская» от Курского вокзала до Сокольников курсировал специальный трамвай «Б». Тогда на линию выпустили 12 таких трамваев, которые курсировали с интервалом в 6 минут.

Но все это — примеры при плановом закрытии метро. К сожалению, в подземке, как и в любой сложной транспортной системе, случаются и нештатные ситуации. А ведь перевозить пассажиров все равно надо! К примеру, в 2016 году на Таганско-Краснопресненской линии в одном из административных помещений станции «Выхино» произошел пожар. Из-за этого на целом участке движение поездов остановилось. Произошло это ранним утром, в 5:22, незадолго до того, как люди отправляются на работу. Тогда компенсационные автобусы «М» от станции «Котельники» до станции «Текстильщики» организовали за рекордные 8 минут! К открытию станций метро — к 5:30 — они уже были готовы развозить пассажиров. И хотя работа метро была частично восстановлена уже с 8:57 (с увеличенными интервалами движения поездов), автобусы продолжали работу до полного восстановления графика.

Дела не только столичные

Чуть было не забыл про одну важную деталь. Станции метро закрываются не только в Москве — потребность в компенсационных маршрутах возникает в городах с крупной сетью метрополитена. Второй «метростолицей» у нас по праву считается Санкт-Петербург (перевозит более 600 млн пассажиров в год). Именно там с 1996 по 2004 год — целых 8 лет — работал компенсационный маршрут №80 между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Движение поездов на участке было «заморожено» в связи с затоплением тоннелей и последующим ремонтом. Надо сказать, что на такой долгий срок в северной столице метро больше не закрывалось, однако с 25 октября этого года (практически параллельно с участком Замоскворецкой линии в Москве) до мая 2024-го на реконструкцию закрылась одна из старейших и центральных станций Петербургского метрополитена — «Чернышевская». В связи с чем там тоже ходят компенсационные автобусы. Свой опыт есть и у Московской области. В ноябре 2022 года в связи ремонтом железнодорожной инфраструктуры наши коллеги из подмосковного «Мострансавто» организовали временные компенсационные маршруты для перевозки пассажиров электричек.

О том, как развивается метро и наземный транспорт в Москве, читайте в моих следующих колонках. Оставайтесь на связи!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда