Что думают эксперты и народ по поводу возвращения автомобиля ОКА на российский рынок

Будущее неотвратимо подступает. Касается это многих сфер. Не остался в стороне и автопром. Речь не о метановом будущем, хотя оно имеет самый реалистичный сценарий развития, а о городских автомобилях, обладающих малыми габаритами, меньшим расходом топлива, а то и вовсе электроприводом. ОКА от российского бренда LADA вполне могла бы занять это место уже сейчас. Но, как всем известно, покинула она конвейер СЕАЗ в 2008 году, существенно превысив общий объем выпуска в 500 000 экземпляров.

В закладки
Собственное видение автомобиля ОКА от издания КОЛЁСА.RU

В сообществе не утихают споры по поводу того, нужна ли такая машина россиянам. Некоторые пророчат успех этому классу, особенно маленькому автомобилю российского производства.А что думают по этому поводу эксперты рынка и журналисты? В этой публикации мы собрали наиболее исчерпывающее мнение относительно нужности и реалистичности проекта «ОКА-2».

Не так давно в своем интервью изданию CAR.RU Александр Бабурин, ныне руководитель компании АВТОПРОДУКТ, а в прошлом ген.директор СЕАЗ, рассказал не только о текущих разработках своей компании, но и поделился мнением относительно малого класса авто в России.

Александр Бабурин: «Когда покупатель говорит про маленький автомобиль - класс А (например ОКА), то он подразумевает и более низкую цену по сравнению с классом В (например Гранта).

Когда производитель говорит о маленьком автомобиле, то он понимает, что себестоимость такого автомобиля практически та же самая. Для производителя это будет низкая прибыль. Как минимум. Как максимум - убыток. Если же маленький автомобиль предложат практически по цене следующего класса, то его не будут покупать. Что с Окой и случилось. На тот момент были и другие не менее важные факторы. Мало того, ужесточаются требования по безопасности, которые сложно обеспечивать в маленьком пространстве. Но не исключено, что эта тема может приобрести смысл в новой реальности».

Самое популярное сообщество социальной сети ВК RCI News, посвященное российскому автопрому, провело этой весной опрос среди пользователей. Результатами исследования, в котором приняло участие свыше 1 200 человек, стало следующее:

- 65% опрошенных пророчат успех автомобилю при условии сохранения конкурентной цены (ниже LADA Granta).Почти 15% считают, что этот авто подходит для программы «Первый авто», видимо подразумевая дотации государства.
- Более 7% уверены, что сохранить требования безопасности в малом пространстве - затруднительно. И это, вероятно, самая вдумчивая часть аудитории.
- Около 10% думают, что маленькие авто не пользуются популярностью в России. И цифры продаж, регулярно публикуемые АА «АВТОСТАТ», подтверждают это.
- Оставшиеся 2% высказали свое мнение в комментариях, превратив ленту в битву мнений…

Результаты опроса в RCI News.

Валерий Карташов, руководитель сообщества RCI, так прокомментировал ситуацию:

«В отличии от насыщенного европейского авторынка у нас имеется брешь в классе компактных автомобилей. С нашими ценами на бензин, вернее уровнем доходов, с пробками в крупных городах и проблемами парковки, российским автомобилистам не хватает экономичного, маленького, а значит маневренного автомобильчика - аналога давно ушедшей Оки. Конечно, было бы здорово увидеть преемника отечественной малолитражки, но реалии заставляют усомниться в этом. В первую очередь, стоимость компактного автомобиля должна быть ниже LADA Granta, хотя куда бюджетнее?

Дилемма в том, что для автопроизводителя себестоимость машин А и В-классов практически равна. Рассмотрим Kia Picanto, за цену которого можно взять люксовую Гранту, автомобиль В+ класса LADA Vesta в неплохой комплектации, либо доплатить «сотню» и получить Kia Rio. В итоге Picanto не пользуются большой популярностью, а для производителя это низкая прибыль. Поэтому, чтобы не повторить судьбу Оки, новой российской малолитражке, если она и появится, нужно брать за счёт цены, которая позволит обеспечить высокий спрос.

Желающих приобрести такую машину у нас много, взять хотя бы молодёжь. А с программами «Первый/Семейный автомобиль» можно набрать необходимый объем производства для автопроизводителя. При этом модель должна отвечать современным требованиям безопасности, что трудно сделать в рамках компактного пространства.Хотя оптимизировать затраты можно за счет различных комплектаций, от базовой до люксовой».

По всему видно, что аудитория желает видеть такой автомобиль, но не рассматривает предпосылки его создания и условия рынка. Это обычная ситуация для рядового потребителя.

А вот что думает по этому поводу автомобильный журналист, эксперт российского авторынка Иннокентий Кишкурно:

«Недорогой компактный автомобиль России необходим. Он мог бы обрести популярность и у молодёжи, и в семьях с невысоким доходом, и у людей с ограниченными возможностями, и у пенсионеров - как когда-то обрела ее Ока. Замены ей до сих пор нет и очень может статься, что уже и не будет. Ведь сделать маленький автомобиль дешевым - не такая простая задача, как может показаться. Нужны либо государственные дотации, либо заинтересованность крупного бизнеса, либо новые технологии - которые, опять-таки, на начальном этапе потребуют капиталовложений.

Очень хочется верить, что хотя бы один из этих вариантов будет возможен в реальности недалекого будущего».А каково ваше мнение относительно компактных автомобилей на трассах и в городах России? Ведь большинство электромобилей для народа (не берем во внимание электрические премиумы) будут обладать размерами близкими к габаритам ОКИ...

Нужна ОКА российскому авторынку?
Да. Но в другом виде и оснащении.
Нет. Малененькие авто не пользуются популярностью в нашей стране.
При поддержке большого бизнеса или государства...
Можно выпустить на рынок ограниченную партию. Некая дань прошлому, которая за большие деньги уйдет в коллекции автолюбителей.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Виталий Архиреев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 56, "likes": 9, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 67613, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 17 May 2019 08:26:48 +0300" }
SMS-чат для клиентов
{ "id": 67613, "author_id": 293626, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67613\/get","add":"\/comments\/67613\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67613"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }

56 комментариев 56 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

сделать маленький автомобиль дешевым - не такая простая задача, как может показаться

Нужны либо государственные дотации, либо заинтересованность крупного бизнеса, либо новые технологии - которые, опять-таки, на начальном этапе потребуют капиталовложений.

Ой, ну:
1. поднимите пошлины/накрутки/налоги на иномарки, из-за которых они стоят дороже, чем на западе;
2. поднимите цены на гранту;
3. продавайте по цене гранты.

Че как в первый раз то?

Ответить
5

Более 7% уверены, что сохранить требования безопасности в малом пространстве - затруднительно. И это, вероятно, самая вдумчивая часть аудитории.

Вдумчивая куда?

https://www.euroncap.com/en/results/daihatsu/sirion/15663

Ответить
2

Одно дело, если такая машина влетит в стену и ничего, но совершенно другое, когда в неё влетит кто-то другой, вот тут будет пиздец

Ответить
2

Да конечно, в NCAP идиоты работают, вы умнее.

Ответить
1

Тут недавно в Дзержинске Alfa Romeo врезалась в троллейбус. У Alfa Romeo в NCAP рейтинг безопасности взрослого пассажира 97%. Для троллейбуса краш тестов не проводилось, но учитывая отсутствие подушек безопасности и деформационной зоны, точно будет невысокий. Но вот почему-то все пять пассажиров Alfa Romeo мертвы, а оба пассажира троллейбуса выжили.

Ответить
0

Ну давайте еще мерседес и камаз сравним, вроде 5 звезд тоже, но в мерседесе все умрут.

Ответить
2

Вам про это с самого начала говорили: размер имеет значение.

Ответить
0

Размер не имеет значения при столкновении обычных легковушек. Если вы считаете что столкновение троллейбуса и автомобиля это штатная ситуация, тогда предлагаю вам ездить в танке.

Ответить
1

Я бы мог показать вам краштест Smart vs Mercedes S Class, но вы же опять заявите что столкновение Smart с S Class это не штатная ситуация.

Ответить
0

Они скорее лицемеры, намеренно не проводящие объективные тесты, а у вас хуёво с логикой

Ответить
1

Краш-тесты это конечно хорошо, но он показывает как ведёт себя машина при столкновении с неподвижным объектом. Маленькие машины при тех же звездах в краш-тесте показывают сильно худшие результаты в реальном столкновении. При лобовом столкновении с чем-то тяжелым шансов будет немного.

Ответить
0

Ну физику не обманешь, но и на велосипедах люди катаются почему-то.

Ответить
5

Да классная машинка была.... Кушала мало, движок на раз перебирался, ее бы электо сделать и вообще класс, я б купил.

Ответить
3

У нас народ прекрасно себе ездит на скутерах. Вот бы такую мелкую перделку, только с крышей - я бы и себе купил, хочется, что ли, по каждой мелочи практически пятиметровую клячу выгонять?

В СССР производились мотоколяски, они же "инвалидки". Вот что было бы неплохо, только можно еще попроще ;)

Ответить
2

Безопасность не та. В СССР (или в Индии. Или во всем мире в те года - вспомнить Трабанты те же) может быть и прокатывало, а сейчас - нет.

Ответить
1

А на скутере или на вполне себе современном мотоцикле - та безопасность?
о_0

Все те ребята, что между рядами снуют, чем защищены, кроме ангела-хранителя?

Ответить
0

А чего вы передергиваете?

1. Если в Россию позволено ввозить китайские скутеры и полиция до сих пор их не выловила всех идиотов без прав с улиц, то это не значит, что это правильно.

2. Те ребята, что между рядами снуют, нарушают ПДД. И они это сами знают. Если они до сих пор не наказаны штрафами, то это недоработка полиции, а не злой умысел производителя. И точно уж это не оправдание выпуска заранее небезопасных транспортных средств а ля Трабант из п.1

Ответить
0

прямого запрета на движение между рядов нет. как и разрешения.
нельзя ездить по разметке.

но в полосе обычно умещаются авто и мото, поэтому движение между рядов выглядит как постоянное перестроение с опережением. при соблюдении скоростного режима и интервалов - все относительно безопасно.

Ответить
0

относительно.

Ответить
0

По примеру индийских квадрициклов?

Ответить
1

И такое тоже можно, но для меня крыша обязательна.

Вообще, если копнуть, проблема-то серьезная. У нас сейчас ничего от мото до гранты не представлено на рынке. Огромная дыра.

Есть очень много ситуаций, когда полноценный автомобиль не нужен, а даже мешает.
Например, за продуктами сгонять. Или в лес по грибы. Или на рыбалку. Покой хрен мне этот чертов козелик, что у меня для говен припасен, когда был бы мопед с крышей?
Зачем мне на седане бизнес-класса ездить в супермаркет? Это же шатл для дальняков. И т.д. и т.п.

Ответить
0

В СССР производились мотоколяски, они же "инвалидки". Вот что было бы неплохо, только можно еще попроще ;)

—-- типа эконом вариант smart запустить ? может и взлетело бы
хотя корейцы/китайцы уже много миникаров выпустили - матизы и пр. чери

Ответить
0

Не совсем. Это должен быть не автомобиль. Простенько, без бутафории. Аля тук-тук индийский.
Для эксплуатации преимущественно летом

Ответить
0

А вот такие и в России продаются.

Ответить
1

Китайцы давно смекнули, что не надо изобретать велосипеды, нужно тырить хорошие идеи вокруг и перерабатывать их по своему. Возьмите добротный импортный автомобиль (Япония, Европа, итд) - сделайте отечественный который не уступал бы по качеству. Фантастика? Накой корячить новый ё мобиль.

Ответить
0

У дураков всё просто))

Ответить
1

Обидели сейчас Китайцев прям вот по сердцу.

Ответить
0

Даже у китайцев не получилось - сделать китайский, который не уступал бы по качеству добротному японскому. Вас наверное не читали - как надо было делать.

Ответить
0

Они уже очень близко.

Ответить
1

Вобщем-то в статье и ответили на вопрос, нужна ли Ока:
«Дилемма в том, что для автопроизводителя себестоимость машин А и В-классов практически равна. Рассмотрим Kia Picanto, за цену которого можно взять люксовую Гранту, автомобиль В+ класса LADA Vesta в неплохой комплектации, либо доплатить «сотню» и получить Kia Rio.»

Ответить
1

Много катаюсь по Москве и вижу, что в значительной части машин, в основном, находятся 1-2 человека — то есть они бы вполне поместились в малолитражки, и если бы машины, в основном, были малогабаритными, пробок было бы меньше, топлива бы расходовалось меньше тоже. Всем хорошо.

Погоня за большими машинами, когда вы собираетесь ездить один или вдвоём, мне совершенно непонятна. Поэтому идея с возрождением малолитражных машин хорошая, но безопасность при ДТП должна быть выше, чем у "Оки", ну и разные технические аспекты и вопросы комфорта нужно проработать. Мне кажется, нужно ориентироваться на машины типа Skoda Fabia, Opel Astra и Renault Clio.

Ответить
0

Гранта - класс B? Может минус А? Вообще, наши уже заебали делать машины для карликов. Ничего нет бизнес класса, размером.. да хоть с киа оптима или камри (примеры тачек только с точки зрения размера). Они думают, у нас всех по 49 см, поэтому большая машина не нужна? Какой-то милипиздризм в нашем автопроме, ей богу, нашли, что возродить.

Ответить
2

В Весте достаточно просторно кстати.

Ответить
1

Aurus же есть

Ответить
1

Ничего нет бизнес класса, размером.. да хоть с киа оптима или камри

Автоваз выпускает автомобили эконом сегмента. О каком бизнес классе вообще может идти речь?

Ответить
0

Бизнес класс не в смысле же для бизнесменов. Так уж устоялось, что так называют. По-другому Е-класс, если мы уж пошли в буквы.

Ответить
0

Большая машина не нужна, если вы едете в машине один или с кем-то вдвоём. Места для одного человека и в малогабаритной машине достаточно, если она нормально сконструирована. Но что касается бизнес-класса, то логично же начинать с эконома — когда он будет действительно конкурентоспособным с иномарками, можно будет и о бизнесе задуматься

Ответить
0

Пусть промониторят Японские кей кары и выпустят нечто подобное, возраждать "Оку" как модель, смысла никакого нет.

Ответить
1

Наличие кей-каров это следствие особенностей налогообложения в Японии. В нормальных условиях они не появляются и не выживают.

Ответить
0

Согласен.

Плюс в России они появляются только из-за относительно небольших пошлин на них из-за маленького объема двигателя.

Ответить
0

Под "Окой" подразумевается А-класс - который отечественный автопром не выпускает (в том числе и заводы зарубежных автогигантов) . А кейкары это сугубо японская специфика.

Ответить
0

Если будет гибридной или полностью электрической и не с дизайном мчащейся табуретки.

Ответить
0

Дешевле гранты не получится тогда

Ответить
0

Да ладно, вся Ока по стоимости должна равняться сумме четырёх недорогих электро-велосипедов.

Ответить
0

Не в России)

Ответить
0

Надеюсь догадаются не называть машину Ока

Ответить
0

А по мне так пусть и назовут ОКА. Типа вот оно будущее, вот постмодерн оживший.

Ответить
0

Ассоциации с тачкой инвалидкой такие себе

Ответить
0

Ока не была тачкой-инвалидкой. Точнее, были модификации, но основная модель была обычной, «сверхмалого класса»

Ответить
0

Какая разница. Ассоциации-то с инвалидкой

Ответить
0

Разница такова, что ассоциации нет. Опросил знакомых - никто даже не в курсе, что была инвалидка ока

Ответить
0

Когда производитель говорит о маленьком автомобиле, то он понимает, что себестоимость такого автомобиля практически та же самая.

Тут два вариант:
Либо фановый маленький автомобиль типа смарта или фиат500 за конский ценник.
Либо ультрабюджетник для стран типа Индии. Но там Индусы сами клепают

Ответить
0

Классическая бизнес модель современной России. Предложить что ни будь государству и попилить бабки. Успех бизнес модели, достучатся до бюджетных бабок.

У кого связи тот богатеет, а пенсионеры кредиты берут, чтобы комуналку закрыть.

Ответить
0

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,ПОСЫЛКУ МОЖНО ОТПРАВИТЬ ДЕЛОВЫМИ ЛИНИЯМИ,данные мои там забиты,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }