Модель «рынка лимонов» Акерлофа

Модель «рынка лимонов» Акерлофа

Суть размышлений Дж. Акерлофа сводится к тому, что рынок лимонов формируется в результате частичного информирования продавцом покупателя о возможных проблемах, рынок вытесняет машины в отличном состоянии, оставляя только автомобили среднего и плохого качества.
Опытный покупатель хочет купить машину хорошего качества, понимая, что владелец знает больше и не расскажет всю информацию (информационная асимметрия), старается снизить цену с учетом будущего ремонта.
Продавец качественного товара не может продать, поскольку не выгодно отдавать дешево, требует справедливую цену.
Результатом является повышение спроса на усредненное качество с завышенной ценой. Подключаются различные перекупы-переделы конкретного хлама с мутными схемами.
Больше всего страдают люди, которые наивно поверили на слово недобросовестному продавцу. Внешний вид обманчив. Теряют и деньги, и машину.

Анализ можно применить не только к рынку автомобилей, но и к другим сферам экономики, где информационная асимметрия может привести к ущербу потребителям.

Пусть имеется рынок, на котором есть100 людей, желающих продать свои подержанные автомобили, и 100 людей, желающих купить подержанный автомобиль. Всем известно, что 50 из предлагаемых к продаже автомобилей являются «сливами», а 50 —«лимонами». Нынешний владелец каждого автомобиля осведомлен о его качестве, однако потенциальным покупателям неизвестно, является ли любой данный автомобиль «сливой» или «лимоном».

Владелец «лимона» готов расстаться с ним за 1000 долл., а владелец «сливы»—за 2000 долл. Покупатели автомобиля готовы заплатить 2400долл. за «сливу» и 1200 долл. за «лимон».

Если бы проверить качество автомобилей было легко, проблем на этом рынке не было бы. «Лимоны» продавались бы по какой-то цене от 1000 до 1200 долл., а «сливы»—по какой-то цене от 2000 до 2400 долл. Но что произойдет на данном рынке, если покупатели не могут непосредственно оценить качество автомобиля?

В этом случае им приходится догадываться об истинной стоимости каждого автомобиля. Сделаем простое предположение в отношении того, какова указанная догадка: будем предполагать, что если автомобиль с равной вероятностью может оказаться и «сливой», и «лимоном», то типичный покупатель готов будет оплатить ожидаемую стоимость автомобиля исходя из чисел, описанных выше:

1200/2 +2400/2 = 1800 долл

Но кто захочет продать свой автомобиль по этой цене? Владельцы «лимонов», конечно, готовы были бы это сделать, однако владельцы «слив» не захотели бы продавать свои автомобили (согласно сделанному предположению, чтобы расстаться со своим автомобилем, им потребуется по меньшей мере 2000долл.).Цена, которую готовы заплатить за «средний» автомобиль покупатели, меньше цены, за которую готовы рас-статься со своим автомобилем продавцы «слив». По цене 1800долл. к продаже будут предложены только «лимоны».

Однако если бы покупатель был уверен, что ему достанется «лимон», он не захотел бы заплатить за него 1800 долл.! На самом деле равновесная цена на этом рынке установилась бы где-то между 1000 и 1200 долл. По цене, находящейся в данном диапазоне, свои автомобили предлагали бы к продаже только владельцы «лимонов», и поэтому покупатели ожидали бы (и справедливо), что им достанется «лимон». «Сливы» на этом рынке вообще никогда не продаются! Несмотря на то, что цена, по которой покупатели готовы купить «сливы», превышает цену, по которой продавцы готовы их продать, ни одна из таких сделок не будет иметь места.

Интерес представляет выяснение причин такого провала рынка. Проблема состоит в существовании внешнего эффекта, связанного с продавцами хороших и плохих автомобилей: своим решением попытаться продать плохой автомобиль индивид оказывает влияние на складывающееся у покупателей впечатление в отношении качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это приводит к понижению цены, которую покупатели готовы заплатить за средний автомобиль, и, таким образом, наносит ущерб людям, пытающимся продать хорошие автомобили. Именно этот внешний эффект и создает указанный провал рынка.

Чаще всего на продажу выставляются те автомобили, от которых люди больше всего хотят избавиться. Сам факт выставления чего-либо на продажу служит для потенциального покупателя сигналом о качестве продаваемого предмета. Выставление на продажу слишком большого количества предметов низкого качества затрудняет продажу высококачественных товаров

117117 показов
907907 открытий
Начать дискуссию