Какие технологии изменили общественный транспорт РФ?

Еще 10 лет назад сложно было представить себе, что планировать поездку по городу можно не выходя из дома, потому что на экране телефона видно перемещение автобусов и троллейбусов в реальном времени. Сегодня технологии спутникового отслеживания объектов сделали это объективной реальностью для многих городов. Некоторые приложения помогают, в том числе, выстраивать поездки от точки А к точке Б, выбирать маршруты по стоимости и оптимальному времени.

Все это, безусловно, повышает уровень комфорта для пассажиров. Очевидную пользу современная транспортная телематика приносит и местным администрациям. Во-первых, они лучше контролируют работу транспортников. Во-вторых, происходит разгрузка городской транспортной системы.

Меня зовут Александр Сапов, я руковожу международным сервисом по бронированию трансферов и аренде автомобиля с водителем GetTransfer.com и хотел бы поделиться своими мыслями на тему того, какие технологии существенно изменили общественный транспорт России за последние несколько лет.

Общественному транспорту требуются положительные изменения, повышающие его привлекательность в конкуренции с личными автомобилями.

Для этого, к примеру, целесообразно внедрять единые системы и новые способы оплаты. Транспортные карты стали по сути удобными электронными кошельками, хотя их применение пока ограничивается десятком крупнейших городов страны. Функциональность таких карт растет. У их пользователей появляются программы лояльности, а также возможности оплаты не связанных с транспортом услуг, например, входа в зоопарки и другие городские места отдыха.

Продолжается внедрение систем оплаты проезда банковскими картами в регионах.

Например, в этом году технология начала тестироваться в Самаре и Барнауле. В Барнауле терминалы работают только с бесконтактными картами, и, несмотря на это, в тестовом периоде около 30% пассажиров отдавали предпочтение безналу. Подходят для этого и различные устройства с чипом NFC - телефоны, умные часы и браслеты.

Важное направление совершенствования общественного транспорта - повышение его “дружелюбности” к владельцам смартфонов и планшетов.

Им нужен Wi-Fi и возможность зарядки батареи. Первый вопрос решается чуть проще - путем установки дополнительного оборудования. Разъемы для подзарядки внедрить сложнее, поэтому они обычно появляются вместе с закупкой новых транспортных средств.

Для повышения безопасности автобусы, троллейбусы и трамваи оснащаются системами видеонаблюдения.

Удобство поездок повышается такими несложными, но важными вещами, как цифровые табло с полезной информацией - название следующей остановки, температура воздуха и так далее.

Технологии в российских городах

Из перспективных направлений стоит говорить, в том числе, о внедрении на транспорте системы распознавания лиц. Вместе с видеонаблюдением она будет работать на повышение безопасности.

Постепенно развивающийся интернет вещей через какое-то время затронет и общественный транспорт. Его основная цель здесь - контроль перевозки грузов.

Усовершенствование требуется и в части оповещения о внештатных ситуациях. Оснащение техники дополнительными датчиками поможет контролировать расход топлива и выбросы в атмосферу, а также повысит защиту от взломов и угонов.

При обсуждении перспектив развития городского транспорта нельзя не коснуться вопроса беспилотников. У отдельных производителей такие модели уже есть, они проходят тестирования на полигонах. Говорить о скором появлении беспилотных автобусов и трамваев в российских городах пока рано, но в ближайшие 10 лет это вполне может стать частью нашей реальности. Пока же вопрос изучается с разных сторон, как с технической, так и с юридической. Например, не определено, кого считать ответственным в случае ДТП. Из обсуждаемых вариантов - производители и страховщики.

Не такое уж и далекое будущее

Потенциал той же транспортной телематики далеко не исчерпан. Она позволяет следить не только за положением и перемещением транспорта, но и за состоянием водителя, а также его поведением. Появление такой системы контроля позволит сократить число аварий, поэтому ее обсуждение в экспертной среде уже началось.

Безналичную и бесконтактную оплату необходимо развивать, это не дань моде, а объективная необходимость.

Согласно опросам, 35% горожан готовы чаще пользоваться общественным транспортом, если платить за проезд станет проще. Простота, скорость оплаты и отказ от наличных при ежедневных поездках - обязательные компоненты комфортной городской среды.

Среди ключевых проблем стоит отметить нежелание перевозчиков обновлять парки и нести расходы на внедрение новых технологий. При появлении трудностей с денежными средствами они предпочитают лоббировать повышение платы за проезд, и лишь немногие работают на дальнюю перспективу.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Bulat Ziganshin
на экране телефона видно перемещение автобусов и троллейбусов в реальном времени. Сегодня технологии спутникового отслеживания объектов сделали это объективной реальностью для многих городов.

можно перечислить эти многие города, ну хотя бы первую десятку?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сапов
Автор

Спутниковое отслеживание работает во всех миллионниках - это уже 15 городов. И это меньшая часть из всех российских городов, где система есть и реально используется людьми.
Как справедливо отметили, маршруты могут отслеживаться не все. Более того, иногда в крупных городах целые виды транспорта (например, трамваи) пока остаются без GPS-датчиков. Но об этом в конце статьи тоже указано. Дело, прежде всего, в активности обслуживающих маршруты организаций - приобщаются ли они к прогрессу или пока не решаются на дополнительные расходы. Но в целом со временем система, безусловно, развивается.

Ответить
Развернуть ветку
MEGAtraXXXer666

Скачай яндекс.транспорт, например, там и на 20 набежит.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Невский

Но далеко не все маршруты будут отслеживаться.

Ответить
Развернуть ветку
RosTehno Com

А куда камеры из автобусов передают видеопоток, в каком качестве и сколько времени хранят?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сапов
Автор

Тут все зависит от конкретного установленного оборудования. Стандартный вариант - 3-4 камеры на автобус, запись видео в формате FullHD и хранение его на находящейся здесь же SD-карте без передачи куда-либо в течение 7 дней с дальнейшей перезаписью. Настройки записи могут меняться, но видео остается таким, чтобы решать следующие основные задачи:
- разбирать обстоятельства при ДТП;
- четко контролировать происходящее в салоне до мелких деталей для выявления, к примеру, фактов краж;
- следить за финансовой дисциплиной водителя и кондуктора.
Следующий шаг (кое-где уже реализуемый на практике) - установка в автобусах камер с распознаванием лиц. Тут уже предусматривается передача информации полиции и диспетчерам.

Ответить
Развернуть ветку
RosTehno Com

А это не вмешательство в личную жизнь?) Обществ.транспорту не нужно разрешение от пассажира на обработку персональных данных?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сапов
Автор

С правовой точки зрения разницы между установкой видеокамер наблюдения в общественном транспорте и на неподвижных объектах (то есть на улице, в торговых центрах) нет. Пассажиров, как того и требует закон, предупреждают о ведущейся съемке. Они понимают, что контроль ведется постоянно. Поэтому ни о каком несанкционированном вмешательстве в частную жизнь граждан речи быть не может.
С распознаванием лиц все аналогично - законодательная база к вопросу подведена четкая. Съемки ведутся в общественных местах, снимается атрибут повседневной публичной жизни (то есть ваше лицо) и делается это с соответствующим предупреждением.

Ответить
Развернуть ветку
RosTehno Com

Ну понятно. Просто я чессговоря детально не в теме законодательства публичной сьемки сейчас. Короче, если человек в маске зайдет, ему не откажут в продаже билета т.к. сьемка никак не привязана к предостпвляемой услуге перевозки, я это хотел уточнить)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда