{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Ян Зовём

Сейчас никто не мешает производителям электромобилей продавать их в России. И продажи даже растут. На 49 процентов за год. Но правда это всего сотни едениц.

А что бы это были не сотни едениц, а тысячи, товарищ предлагает в это вложить кучу бюджетных денег, как например в Норвегии - "Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию зеленого транспорта со стороны государства достигли 5 млрд. долларов".

А "хорошая идея" это был сарказм.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Мешает отсутсвие инфраструктуры.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Ну вот производители электромобилей пускай и создают её. Зарубежные инвестиции это хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

То есть об экологии России и здоровье её граждан должны заботиться иностранные автопроизводители?

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Нет, о продвижение своего товара.

А в условиях РФ условные 5 миллиардов, есть куда потрать с большей эффективностью. На тушение тех же лесных пожаров.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

И что именно мешает продвигать свой товар? У автоваза почти получилась Эллада, например. И выпущенные образцы вполне успешно ездят.

В условиях РФ ты путаешь борьбу с ЧС, которую охреневшие местные чиновки сливают раз за разом и инвестиции в производство и экономику.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Вы сами написали что мешает, не заинтересованность в маленьком рынке.

Это Вы путаете, инвестиции в свое производство и в свою экономику и продвижение чужого товара на своем рынке.

Если бы вопрос был о глубокой локализации или Автоваз бы реально делал электромобили, тогда понятен интерес вкладывать общественные деньги в инфраструктуры для них.

А пока речь идёт только о ввозе, увольте. Хотите забоится об экологии, садитесь на ОТ, хотите дорогу игрушку, - покупайте сами.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ну да, Китай, Штаты и Норвегия вообще понятия не имеют, как управлять экономикой. Вот толи дело коментаторы с VC.

АвтоВАЗ застопорил Элладу потому, что под нее нет инфраструктуры в городах. Но на свои АвтоВАЗ ее построить не сможет. Государство делает вид, что ему тема интересна, но по факту развивает ее очень медленно (и в странных местах типо Валаама).

И только технический аккаунт сервиса zovem.ru знает, что все не верно и все не так, надо просто на тролейбусы пересесть.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Ещё на трамваи и метро. Если за желанием купить электромобиль, реально стоит забота об окружающей среде.

Что касается Китая, Штатов и Норвегии, там другой размер экономики и бюджета.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Особенно у Норвегии, ага. А 5 миллиардов можно было сэкономить на фарсе а день ВМФ, не построив корабль по чертежам Петра I

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Особенно у Норвегии, которая продает нефти/газа раз в 7 больше, чем Россия, если считать на душу населения. Представляете нефте-дождь 2000-х, увеличенный в 7 раз?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

есть еще Финляндия, которая не продает нефть и газ, но доля электротранспорта там выросла уже до 3-4 % от общих продаж авто

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Надо тратить деньги не на тушение пожаров, а на их предотвращение. В РФ климат схож с Канадой, но в Канаде не горят такие площади, как в РФ, хотя Канада страна не самая маленькая. У нас любят сравнивать Сибирь и Калифорнию, но это не от большого ума.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Они и создают ее. Просто есть два рынка сейчас - США и Китай. И даже там большие гос субсидии на развитие. А остальным если что-то надо - то надо делать это самим.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Убедили, я не против если Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов будет инвестировать свои капиталы в продвижение электромобилей.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда