Что нужно для развития рынка электротранспорта в России
Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.
По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).
Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.
В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.
Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.
Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.
Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).
При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.
Насколько востребован электротранспорт в мире и в России
Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.
По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.
Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.
Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.
В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.
Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.
Что нужно для развития рынка электрокаров в России
В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.
Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров
Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.
Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.
За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.
Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.
На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.
Поддержка сектора со стороны государства
Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.
В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.
Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.
Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.
Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.
Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.
Бюджет России должен субсидировать заводы в США и в Европе на несколько миллиардом долларов.
Хорошая идея.
По Питеру и Москве ездят электробусы вполне себе российского производства. У ВАЗ был электромобиль. Зарядные станции делают Россети. В чем финансирование бюджета США?
Догадайтесь. Подумайте о личном автотранспорте, коего в десятки, сотни раз больше, чем общественного и который не производят в РФ. Смысл государству вкладываться, снижать пошлины и налоги на электромобили, произведённые в других странах?
Ну сейчас как-то вкладываются, коментаторов на VC не слушают. В ответ получают инвестиции и рабочие места. Что мешает локализовать теже ниссаны на заводе под Питером - не очевидно.
Ну и вообще - да, стоит. Нравится это нет, но ICE на рыке доживают последние десятилетия. И все страны и крупные (нефтяные) компании начали перестраиваться, чтобы пережить этот переход без проблем и падения доходов.
Что мешает локализовать? Видимо, вы слабо знакомы с отраслью и с экономическими характеристиками разработки машин. Мешает то же, что мешает Renault в России продавать настоящий Captur, а не прикидывающийся им Duster. Низкая покупательная способность россиян.
Видимо, вы слабо знакомы с отраслью и с экономическими характеристиками разработки машин. Не все электромобили - люкс седаны типо Model S.
А кроме тактики тупо повторять мои фразы можете что-то освоить для дискуссии?
Например, прочитать внимательней мой пример про локализацию производства Captur превратившегося в Kaptur-Duster, подумать, не? Посмотреть стоимость Leaf в Европе, ещё раз подумать... А не приплетать непонятно зачем сюда Tesla. Попробуйте, возможно, у вас получится :)
Круто, уже две модели EV нашлось. А вот новые истории про локализацию и рынок - не нашлись. А можно было еще ведь поло седан вспомнить. Или то, что Аркана чисто для России. Или что-то
Уже есть новые машины дешевле 30к среди мейнстрим производителей. В придачу к ним идет более дешевое владение, с помощью чего эти машины сейчас продают.
Причем здесь стоимость разработки я вообще хз.
Истории про локализацию не нашлись? Сочувствую. У вас нет доступа к инсайду. Так что не торопитесь с выводами по вопросам, по которым у вас нет информации. Если вы «вообще ХЗ» причём тут стоимость разработки, то дальнейшее обсуждение с вами бессмысленно.
Ууу, великие инсайнды) но про них никто не узнает, потому что NDA, я верно понял?) И потому, что фактажа нет)
Насчет "доживают последние десятилетия" - я бы не согласился, все же есть проблемы больших расстояний, низких температур и высоких нагрузок. На длинных перегонах, на грузовиках, на Севере, ДВС еще поработает (возможно на гибридах).
На газ надо переходить, он и дешевле, и экологичнее. Но Газпром предпочитает продавать газ немцам, а русские пусть дышат мазутой и углем.
Газпром отказывается вам газ продавать? Что-то сомневаюсь.
Газ требует более высокой ответственности и дисциплины, поэтому плохо сочетается с особенностями российского менталитета
Что? Живу на юге РФ, здесь все маршрутки на газу, 95% такси на газу и, на глазок, минимум пятая часть частных авто тоже на газ уже попереводили. Потому как если газ 22,5 (и 13,8 за метан), а бензин 43 рубля за литр 92-го, то выбор как бы очевиден.
И ничего, массовых взрывов газифицированных авто не наблюдается, заправки тоже как-то не горят. Так что уточните, что вы имели в виду под менталитетом и ответственностью.
https://www.m24.ru/videos/avtomobili/21102016/127384
Хорошо, вы сумели найти 3 случая. Во-первых, процитирую сам себя:
"И ничего, массовых взрывов газифицированных авто не наблюдается, заправки тоже как-то не горят." Я как-то склонен своим глазам доверять.
Во-вторых: мне для вас найти статистику возгораний бензиновых авто? :) Она вас не порадует.
"вы сумели найти 3 случая" - первое что нашел в новостях. Обратите внимание на разрушительные последствия. Как правило пожар в моторном отсеке гораздо менее грозен и водитель с пассажирами успевает эвакуироваться, не говоря о том что большой угрозы для окружающих горящий автомобиль без баллона не представляет. По статистике все просто - ее надо считать относительно: бензиновых авто банально больше на несколько порядков. Отсюда и отсутствие массовых проблем которых лично Вы не наблюдаете. Лично я трижды сталкивался с пожаром на бензиновом авто - все остались живы, а в двух случаях и авто не сильно пострадало. Пожар на автомобиле с ГБО не наблюдал не разу и сильно этому рад, так как единственная мысль которая у меня в воображении возникает - бежать! и побыстрей
Ну, во первых, от бензина тоже лучше бежать, потому что взрываются они очень эффектно. А во вторых - горит все, что связанно с энергией. В том числе литиевые батареи.
А взорвать правильно обслуженный балон очень сложно.
Да ладно Вам, сами же понимаете что газовоздушная смесь гораздо опасней чем лужа бензиновая (взрывается не бензин, а бензиновые пары). Молчу про солярку, которая гораздо меньше парит или мазут, который не так просто поджечь. Да и заметить утечку бензина и место протечки проще.
"правильно обслуженный балон" - мы вернулись к тому с чего начали, основная опасность ГБО в РФ это наплевательское отношение к различным нормам и правилам
В баке, особенно если сломана система улавливания парвов бензина - тоска печаль вообще. С остальным согласен, да.
Ну и зря. Загорелась у нас как-то Газель (маршрутка, а они, напомню, все с ГБО). И ничего - успел вылезти весь салон через стандартную дверь (задняя как обычно не открылась).
https://360tv.ru/news/chp/zhiteli-jamala-postradali-iz-za-vzryva-gazovogo-ballona-v-avtomobile/
https://ulpressa.ru/2019/08/04/%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B2%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B5-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE/
Взял из статьи на сайте:
Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:
1) низкое качество емкости и всего оборудования;
2) утечки из-за микротрещин и коррозии, образовавшихся с течением времени;
3) нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
4) перегрев баллона;
5) перенаполнение свыше нормы (давление больше допустимого).
Все что написано выше именно про авось и прочее разгильдяйство. Пройдем по пунктам:
1 - кто не хочет сэкономить? ведь именно для экономии ставят ГБО;
2 - ржавые машины это наше все, ездят пока пол не провалится. Станет ли хозяин с таким отношением к машине регулярно проверять свое ГБО?;
3 - дороги у нас часто проселочные (любая поездка на дачу это тряска, удары и т п - помню как на такой дороге отвалился маслозаборник в картере);
4 - про перегрев ничего не скажу, кроме того что разброс температур по стране большой, да и зима-лето у нас сильно отличаются. Привыкши зимой парковать машину где угодно и поехав летом в Крым, можно перегреться;
5 - тут все зависит от манометров и заправок, как повезет.
Я про потребительский рынок в первую очередь. Понятно, что дизели на кораблях с нами на долго.
https://en.wikipedia.org/wiki/Phase-out_of_fossil_fuel_vehicles
На современных судах уже электродвигатели. Дизели там как генераторы.