{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Ян Зовём

Бюджет России должен субсидировать заводы в США и в Европе на несколько миллиардом долларов.

Хорошая идея.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

По Питеру и Москве ездят электробусы вполне себе российского производства. У ВАЗ был электромобиль. Зарядные станции делают Россети. В чем финансирование бюджета США?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dorian

Догадайтесь. Подумайте о личном автотранспорте, коего в десятки, сотни раз больше, чем общественного и который не производят в РФ. Смысл государству вкладываться, снижать пошлины и налоги на электромобили, произведённые в других странах?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ну сейчас как-то вкладываются, коментаторов на VC не слушают. В ответ получают инвестиции и рабочие места. Что мешает локализовать теже ниссаны на заводе под Питером - не очевидно.

Ну и вообще - да, стоит. Нравится это нет, но ICE на рыке доживают последние десятилетия. И все страны и крупные (нефтяные) компании начали перестраиваться, чтобы пережить этот переход без проблем и падения доходов.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dorian

Что мешает локализовать? Видимо, вы слабо знакомы с отраслью и с экономическими характеристиками разработки машин. Мешает то же, что мешает Renault в России продавать настоящий Captur, а не прикидывающийся им Duster. Низкая покупательная способность россиян.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Видимо, вы слабо знакомы с отраслью и с экономическими характеристиками разработки машин. Не все электромобили - люкс седаны типо Model S.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dorian

А кроме тактики тупо повторять мои фразы можете что-то освоить для дискуссии?

Например, прочитать внимательней мой пример про локализацию производства Captur превратившегося в Kaptur-Duster, подумать, не? Посмотреть стоимость Leaf в Европе, ещё раз подумать... А не приплетать непонятно зачем сюда Tesla. Попробуйте, возможно, у вас получится :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Круто, уже две модели EV нашлось. А вот новые истории про локализацию и рынок - не нашлись. А можно было еще ведь поло седан вспомнить. Или то, что Аркана чисто для России. Или что-то

Уже есть новые машины дешевле 30к среди мейнстрим производителей. В придачу к ним идет более дешевое владение, с помощью чего эти машины сейчас продают.

Причем здесь стоимость разработки я вообще хз.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dorian

Истории про локализацию не нашлись? Сочувствую. У вас нет доступа к инсайду. Так что не торопитесь с выводами по вопросам, по которым у вас нет информации. Если вы «вообще ХЗ» причём тут стоимость разработки, то дальнейшее обсуждение с вами бессмысленно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ууу, великие инсайнды) но про них никто не узнает, потому что NDA, я верно понял?) И потому, что фактажа нет)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Насчет "доживают последние десятилетия" - я бы не согласился, все же есть проблемы больших расстояний, низких температур и высоких нагрузок. На длинных перегонах, на грузовиках, на Севере, ДВС еще поработает (возможно на гибридах).

Ответить
Развернуть ветку
Konrad Kondrashev

На газ надо переходить, он и дешевле, и экологичнее. Но Газпром предпочитает продавать газ немцам, а русские пусть дышат мазутой и углем.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Газпром отказывается вам газ продавать? Что-то сомневаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Газ требует более высокой ответственности и дисциплины, поэтому плохо сочетается с особенностями российского менталитета

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Что? Живу на юге РФ, здесь все маршрутки на газу, 95% такси на газу и, на глазок, минимум пятая часть частных авто тоже на газ уже попереводили. Потому как если газ 22,5 (и 13,8 за метан), а бензин 43 рубля за литр 92-го, то выбор как бы очевиден.

И ничего, массовых взрывов газифицированных авто не наблюдается, заправки тоже как-то не горят. Так что уточните, что вы имели в виду под менталитетом и ответственностью.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Хорошо, вы сумели найти 3 случая. Во-первых, процитирую сам себя:

"И ничего, массовых взрывов газифицированных авто не наблюдается, заправки тоже как-то не горят." Я как-то склонен своим глазам доверять.

Во-вторых: мне для вас найти статистику возгораний бензиновых авто? :) Она вас не порадует.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

"вы сумели найти 3 случая" - первое что нашел в новостях. Обратите внимание на разрушительные последствия. Как правило пожар в моторном отсеке гораздо менее грозен и водитель с пассажирами успевает эвакуироваться, не говоря о том что большой угрозы для окружающих горящий автомобиль без баллона не представляет. По статистике все просто - ее надо считать относительно: бензиновых авто банально больше на несколько порядков. Отсюда и отсутствие массовых проблем которых лично Вы не наблюдаете. Лично я трижды сталкивался с пожаром на бензиновом авто - все остались живы, а в двух случаях и авто не сильно пострадало. Пожар на автомобиле с ГБО не наблюдал не разу и сильно этому рад, так как единственная мысль которая у меня в воображении возникает - бежать! и побыстрей

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ну, во первых, от бензина тоже лучше бежать, потому что взрываются они очень эффектно. А во вторых - горит все, что связанно с энергией. В том числе литиевые батареи.

А взорвать правильно обслуженный балон очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Да ладно Вам, сами же понимаете что газовоздушная смесь гораздо опасней чем лужа бензиновая (взрывается не бензин, а бензиновые пары). Молчу про солярку, которая гораздо меньше парит или мазут, который не так просто поджечь. Да и заметить утечку бензина и место протечки проще.

"правильно обслуженный балон" - мы вернулись к тому с чего начали, основная опасность ГБО в РФ это наплевательское отношение к различным нормам и правилам

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

В баке, особенно если сломана система улавливания парвов бензина - тоска печаль вообще. С остальным согласен, да.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Ну и зря. Загорелась у нас как-то Газель (маршрутка, а они, напомню, все с ГБО). И ничего - успел вылезти весь салон через стандартную дверь (задняя как обычно не открылась).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Взял из статьи на сайте:

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:
1) низкое качество емкости и всего оборудования;
2) утечки из-за микротрещин и коррозии, образовавшихся с течением времени;
3) нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
4) перегрев баллона;
5) перенаполнение свыше нормы (давление больше допустимого).

Все что написано выше именно про авось и прочее разгильдяйство. Пройдем по пунктам:

1 - кто не хочет сэкономить? ведь именно для экономии ставят ГБО;
2 - ржавые машины это наше все, ездят пока пол не провалится. Станет ли хозяин с таким отношением к машине регулярно проверять свое ГБО?;
3 - дороги у нас часто проселочные (любая поездка на дачу это тряска, удары и т п - помню как на такой дороге отвалился маслозаборник в картере);
4 - про перегрев ничего не скажу, кроме того что разброс температур по стране большой, да и зима-лето у нас сильно отличаются. Привыкши зимой парковать машину где угодно и поехав летом в Крым, можно перегреться;
5 - тут все зависит от манометров и заправок, как повезет.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Я про потребительский рынок в первую очередь. Понятно, что дизели на кораблях с нами на долго.

https://en.wikipedia.org/wiki/Phase-out_of_fossil_fuel_vehicles

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

На современных судах уже электродвигатели. Дизели там как генераторы.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда