{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Вася Бездомный

Самый главный вопрос: "какой с этого профит и есть ли он вообще" не раскрыт.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Профит прежде всего для горожан, уж общественный транспорт точно можно на электричество перевести

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Еще в СССР перевели - троллейбус называется. Есть еще трамвай, но он уже рельсовый. Нет, обязательно надо начать изобретение велосипедов...

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

потому что провода и рельсы - ограниченное говно

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

В условиях их использования общественным транспортом? Не расскажете, почему?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

потому, что... они ограничивают возможность перемещения?
потому, что они, не являясь частью транспорта, требуют их сооружения и обслуживания.
потому, что они портят внешний вид
потому, что они создают много шума (рельсы)
потому, что они не дают возможность транспорту объехать преграду (дерево упало)
потому, что с ними связан еще ряд проблем таких как соскакивание "рогов" и сход с рельс?
потому, что трамвай останавливается посреди дороги что в какой-то степени опасно.

Потому что тачка на батарейках лишена всех этих минусов?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

"они ограничивают возможность перемещения" - Чем ограничивают-то? Все маршруты у вас известны заранее. Новые планируются в цивилизованных городах еще на этапе застройки нового района.
"они, не являясь частью транспорта, требуют их сооружения и обслуживания" - внезапно как и зарядные станции для электробусов.
"они портят внешний вид" - для российских городов просто невероятно актуально. Вот ничего так не портит, как троллейбусные провода.
"они создают много шума (рельсы)" - с этим могу согласиться. Они еще и места на проезжей части требуют.
"они не дают возможность транспорту объехать преграду (дерево упало)" - дают вообще-то. Для троллейбуса точно не проблема.
"с ними связан еще ряд проблем таких как соскакивание "рогов" и сход с рельс" - первое исправляется за минуту, второе случается настолько редко (при нормальных рельсах, а не как в большинстве городов РФ), что можно пренебречь.
"трамвай останавливается посреди дороги что в какой-то степени опасно" - с этим тоже могу согласиться. В условиях низкой культуры водителей опасно в изрядной степени.

"тачка на батарейках лишена всех этих минусов" - и имеет куда больше своих. Посмотрим:

1. Время зарядки. Предполагается, что общественный транспорт функционирует большую часть дня. И пробеги в километрах каждые сутки у него немалые. Пока кейсов использования толком нет, но что-то мне подсказывает, что начнутся простои из-за банальной нехватки времени на полную зарядку. В итоге придется закупать больше единиц техники для покрытия маршрута, что бред по определению.
2. Ресурс аккумуляторов и их обслуживание. Самая больная тема, если мы говорим про экономику. Первые год-два все будет в шоколаде. Потом придется разом нести крупные расходы. И что-то мне подсказывает, что батарея на электробус будет дороже батареи на условный Лиф...
3. Непредсказуемость поведения в холодное время года. Возвращает нас к обострившемуся п.1. Покупаем еще больше электробусов для обеспечения бесперебойной работы?

Это все про экономику. Можно еще обсудить безопасность на фоне возможного возгорания и т.д., но пока ограничимся экономикой.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

В Питере 128й к концу дня с приличным запасом доезжает до парка. Холодное время для ОТ - вообще не проблема. Это проблема для личных машин, которые большую часть времени стоят. Ресурс батарей, опять же лет под 10. При этом ремонт дешевле, а зарядка значительно дешевле (в 5 раз условно). В целом - высокая стоимость плюс обслуживание батарей окупаются за срок службы автобуса, так что с экономикой у него все ок.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Цифры откуда у вас, простите? Я имею в виду вот эти две:

"Ресурс батарей, опять же лет под 10" - в легковых-то при активном использовании дохнут за 5. А у автобусной и емкость поболе и циклы зарядки куда чаще.

"зарядка значительно дешевле (в 5 раз условно)" - можно ссылку на цифры?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

О чем я выше и писал:
"Первые год-два все будет в шоколаде." - отсюда и цифра в 5,3 рубля/км. За 4 месяца статистики. Ну и это ну никак не в 5 раз. 13-14 у классического троллейбуса с учетом амортизации подвесной сети.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Это разница с газом. С дизелем почти в 5.
https://www.youtube.com/watch?v=h8p-0_I5ghI

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Я вроде сравнивал с классическим городским электротранспортом: троллейбусом. Про дизели у меня разговора не было, не очень понимаю, зачем его вообще сюда приплетать.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ммм, ну ок. Провода будем включать? Изменение маршрута при стройках?) Вот Большой В.О. уже (почти) отркрыли, а тролейбусы все еще в объезд, потому что контактную сеть не восстановили

Ответить
Развернуть ветку
Michael

В дополнение скажу, что трамваи просто надо делать нормально. Современные европейские трамваи и положенные рельсы - не особо шумными получаются. Плюс трамвай меньше зависит от пробок.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий
Чем ограничивают-то? Все маршруты у вас известны заранее.

Во время ремонта дороги или стройки что происходит? Перенос столбов с проводами и куча гемороя из за этого. Дтп и упавшие деревья - опять же не объехать.

для российских городов просто невероятно актуально. Вот ничего так не портит, как троллейбусные провода.

Всегда плохо жили, не стоит начинать жить нормально?

соскакивание "рогов" и сход с рельс" - первое исправляется за минуту

Почему бы от этого не избавиться вовсе?

1. Время зарядки.

Ниже уже писали что за день остается заряд, к тому же весь общ транспорт уходит "на обед" вместе с водителем. А этого времени будет достаточно для зарядки. Если частные электромобили за 2-3 часа заряжаются под завязку то уж у автопака думаю хватит сил сделать то же самое или быстрее.

И что-то мне подсказывает, что батарея на электробус будет дороже батареи на условный Лиф...

Тут без специалистов правды не найти я думаю, поэтому не спорю

3. Непредсказуемость поведения в холодное время года.

То же к знающим людям вопрос.

Я пытался чтото узнать про электробусы но в интернетах только хвалят да охают ахают "ЭЛЕКТРОБУС ПОЕХАЛ СМОТРИТЕ ВСЕ"
Поэтому никакой статистики думаю не будет ближайшее время

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Я забыл там еще обледенение проводов, их обрывы, сам факт наличия на поверхности среди людей, над их головами проводов под высоким напряжением на протяжении всего маршрута.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Вы электричку забыли

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Не забыл) Мы пока обсуждаем электротранспорт на дорогах общего пользования. Электрички и метро немного не в струю. Я даже трамвай выделил отдельно, ибо рельсы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Рельсы от проводов не сильно отличаются

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда