{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Стас Версилов
рынок электрокаров в среднем растёт [...] потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.

Это какая-то особая, электро-логика?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Ну так и зачем субсидии, собственно?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

С субсидиями Х км можно заметно снизить а значит увеличить количество покупателей. Ну и реклама. Не беспокойтесь, это только на первое время. В Китае уже убирают субсидии с осени , в Норвегии тоже сократили. В США покупатель Теслы сейчас получает субсидию в 1500$, а с 20 года будет ноль $. Просто умная политика как толкнуть людей перейти на другие технологии, помочь создать рынок. А потом уже само всё будет развиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Китай и США, производят электромобили. Норвегия не производит, но специфические условия.

А нам зачем создавать рынок, для компаний из США и Китая?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Ну да зачем? Пусть люди дохнут в ладах и от выхлопов.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Спорное утверждение, что гибнут от выхлопом прям миллионы людей в России. В одном ролике про ЗОЖ приводили статистику, что основная причина смерти в России от сердечно-сосудистых заболеваний. Так что напрямую от выхлопов умирает явно не большинство. Если в стране нет нормальной системы техосмотра, которая не убирает убитые и старые двигатели, то решение этой проблемы, через вкачивание триллионов рублей в производство и разработку электромашин верх идиотизма. Хотя нет, это скорее такой русский подход к распилу бюджета. Вместо решения системных проблем закидать деньгами, авось получится.

Сделаю уточнение, я не против электромашин. Я против бездумной траты денег на них в попытках решить все экологические проблемы разом. Или подхода к электромашинам, как к ультимативного решения всех проблем транспорта в отдельной взятой стране. Лесные пожары, несанкционированные свалки, официальные свалки с нарушениями технологий, ущерб от газопроводов и нефтепроводов вредит экологии больше, чем чадящие Камазы в городе. Только люди туповаты, они видят чадящий Камаз и думают, что его замена на в разы более дорогой и красивый электрический грузовик, решает какие-то там экологические проблемы. Не чащящий же Камаз эмоций не вызывает никаких, едет и едет себе. Детское мышление какое-то. Может надо систему техосмотра делать работающей и бороться с реальными, но такими скучными и неинтересными экологическими проблемами где-то в тайге, где не живут жители больших городов европейской части России.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Согласен, прежде чем вкладывать деньги в электрокары нужно решить проблемы с техосмотром и нормами выхлопа. Но с другой стороны можно просто снизить пошлину на электрокары. Это не потребует никаких вложений из бюджета.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Как это не потребует? Это значит, что электрокарщикам будут доплачивать двсники, они-то будут платить полный налог.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Они и сейчас платят полный налог.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

значит дефицит бюджета будет покрываться иным способом, явно распределенным по всем жителям, соответственно электрокарщикам таки льгота

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Можно пару Захарченко в тюрьму посадить а на конфискованные деньги пополнить бюджет. А если серьёзно, кто мусорит тот и должен платить. Иначе нельзя, нужно усложнять условия вредным вещам (сигареты, алкоголь, ДВС, пальмовое масло) и упрощать условия полезным вещам (натуральным продуктам, электрокарам, общественному транспорту, зелёной энергетике). Это везде работает.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда