Хроники пикирующего авиалайнера
В марте 2019 года я написал заметку об остановке полетов Boeing 737 MAX. Самое время посмотреть что случилось с «Боингом», лайнером и гражданской авиацией с того времени — а случилось много интересного.
Для тех, кому лень читать
- Из-за проблем в новейшем лайнере Boeing 737 MAX произошло две катастрофы, полеты таких самолетов запретили.
- Компания хотела быстро накатить патчи, но не получилось. Самолеты будут стоять до января 2020 года.
- Boeing не останавливает конвейер, скопилась куча самолетов вокруг производства, ставят даже на автомобильные парковки.
- Авиакомпании несут убытки, некоторые отказываются от лайнеров.
- Boeing переименовал 737 MAX в 737-8200 (параноикам нужно быть внимательнее).
- Ситуация невероятная для отрасли, но российских пассажиров это почти не коснется.
Краткое содержание предыдущей серии
В 2016 году компания Boeing представила новую модель пассажирского самолета — 737 MAX. Лайнер должен был стать самым экономичным пассажирским самолетом в своем классе, он очень заинтересовал авиакомпании по всему миру: они разместили заказы на 5000 лайнеров.
Однако в октябре 2018 и в марте 2019 года произошло две катастрофы 737 MAX. Как выяснили в результате расследования, катастрофы произошли из-за действия системы управления MCAS.
Из-за специфической поломки датчиков угла атаки MCAS «сходила с ума» и направляла самолет в землю. Полеты всех самолетов запретили, 371 лайнер остаются ждать устранения неисправностей в аэропортах.
Проблемы Boeing
Вскоре после обнаружения проблемы и «приземления» 737 MAX в компании Boeing пообещали быстро выпустить обновление ПО самолёта, чтобы устранить проблему с системы MCAS. В Boeing заявляли о готовности пройти повторные испытания сперва в апреле, затем — в мае.
Однако Федеральная авиационная администрация США (FAA) в июне выявила новые проблемы в ПО самолёта. На текущий момент сертификацию самолета перенесли на январь 2020 года, есть большая вероятность, что она сдвинется дальше. До момента устранения всех неисправностей самолет не поднимется в воздух.
Кроме того, сертификация самолета в США не означает автоматического разрешения на полеты по всему миру. Европейское агентство гражданской авиации (EASA) требует провести собственные тесты самолета.
Европейских авиационных чиновников можно понять — в результате расследования выяснилось, что во время первой сертификации 737 MAX американское агентство FAA практически отдало тестирование самолета в руки самой компании Boeing.
В Boeing считали, что они быстро решат проблемы с ПО и снова поднимут самолет в воздух через месяц–два, но эта идея обернулась финансовым и производственным кошмаром для компании.
Сейчас Boeing теряет минимум $1 млрд в квартал из-за простоев 737 MAX. Самолет, который когда-то был самым продаваемым в истории, за несколько месяцев «приземления» не принес ни одного заказа.
Только в июне 2019 года на парижском авиашоу лизинговая компания IAG объявила о будущей покупке 200 лайнеров 737 MAX (можно только предполагать, какими скидками со стороны авиапроизводителя удалось заключить эту сделку).
Производство лайнеров — это сложный технический процесс. На сборке 737 MAX занято более 10 тысяч человек, детали самолетов поставляют сотни компаний со всего света. В надежде на скорую сертификацию лайнеров Boeing решила не останавливать конвейер по производству 737 MAX, и на сегодняшний день вокруг сборочных цехов скопилось более 60 самолетов.
Из-за нехватки свободных площадей компания вынуждена размещать лайнеры даже на автомобильных парковках для сотрудников.
Компания уже снизила скорость сборки лайнеров с 52 самолетов в месяц до 42, но место заканчивается — и в Boeing заявляют, что остановить производство все же придется.
Из дополнительных расходов для Boeing можно отметить создание фонда в $100 млн для жертв авиакатастроф и задержки новейшего самолета 777X со складывающимся крылом до 2020 года из-за проблем с двигателем. Короче говоря, дела у авиапроизводителя так себе.
Проблемы авиакомпаний
После обнародования причин авиакатастроф много говорили о том, что авиакомпании начнут отказываться от контрактов на Boeing 737 MAX.
И это действительно происходит. Индонезийская авиакомпания Garuda отказалась от 49 лайнеров, саудовский Flydeal отказался от 30 лайнеров, после катастрофы 737 MAX в Ethiopian заявляют, что с большой вероятностью откажутся от четырех имеющихся и 29 заказанных MAX.
Однако крупнейшие покупатели 737 MAX пока ждут свои самолеты. Например, один из крупнейших лоукостеров Ryanair ждет 137 лайнеров в свой флот. Авиакомпания ожидала первые самолеты уже осенью этого года, к лету 2020 в ее флоте должны были появиться 58 лайнеров.
Задержки в сертификации привели к тому, что Ryanair уже начинает отменять рейсы из-за нехватки самолетов. Всего авиакомпания готовится отменить более 30 тысяч рейсов в следующем году и вероятно закроет некоторые направления совсем. Это больно ударит по европейским региональным аэропортам, многие из которых буквально живут на рейсах Ryanair.
Для самой авиакомпании с растущими издержками и падающими доходами задержка сертификации тоже некстати. Острый на язык CEO компании Майл О’Лэйри посоветовал Boeing «уже наконец собраться» (точнее говоря, “get their shit together”) и довести самолет до сертификации.
Кстати, со стоящих на американских парковках лайнерах для Ryanair пропало обозначение Boeing 737 MAX — вместо этого на самолетах пишут Boeing 737-8200. Это свидетельствует о том, что в PR-целях авиапроизводитель переименует свои самолеты.
Что будет дальше
Я ставлю на то, что в январе 2020 года или чуть позже лайнер все же сертифицируют, и парковки возле завода Boeing в Рентоне наконец освободят от самолетов.
В любом случае, на пассажиров задержки с поставками лайнеров пока влияют слабо, в Россию 737 MAX в любом случае поступил бы единичными экземплярами. Наши авиакомпании прикроются самолетами со вторичного рынка, благо в России и так наблюдается некоторый избыток провозных мощностей.
Но если через пару лет вы увидите на борту самолета надпись Boeing 737-8200, то вспомните эту историю.
А российский SSJ летает и летает, несмотря на катастрофы и аварии на борту... кто ж его запретит?))
Катастрофы не связаны между собой, следовательно, смысла в остановке полетов попросту нет
Вы за наказание непричастных? Нельзя забывать традиции?
Слава богу, что все же подумали о безопасности пассажиров и прекратили полеты до повторной сертификации.
Давал бы кто то гарантию, что сертификация позволит проверить все аспекты работы систем самолета.
Кмк, сертифицирующие органы разбираются в таком сложном изделии как самолёт - значительно слабее производителя. Поэтому - никаких гарантий сертификация не даёт.
Boeing 737-8200 это не ребрендинг, это специальная версия по заказу Ryanair
Конструкционно MAX 8-200 отличается от «стандартного» MAX 8 дополнительной парой аварийных выходов на уровне 26-го ряда — секция взята от более длинного MAX 9, в котором они спроектированы по умолчанию. Это позволяет соблюсти требования безопасности, и вместо кухни в хвостовой части поставить туалеты и места для бортпроводников. Тогда в салоне помещается 200 кресел с минимально допустимым пространством для каждого пассажира: ширина спинки 17,2 дюйма, шаг рядов — 28 дюймов. Причём для этого не подойдут уже используемые кресла. Специально для MAX 8-200 французская компания Zodiac разработала новый особо тонкий облегчённый вариант.
Информация отсюда https://aeronautica.online/boeing-s-high-capacity-737-8-makes-first-flight/
еще больше паксов в этой маршрутке
Ofmg. скотовоз 21 века!))) Удивлён отсутствию стоячих мест
Тот момент, когда в начале статьи аннотация и ты рассчитываешь на объем в 2-3 поста Фаге, а статья-то короткая, но всё по полочкам..)
.... Все по полочкам!? В тексте статьи три раза упоминается о том что самолеты ставить некуда, и поэтому они стоят на автостянке . Статья явно заказная! Для распространения отрицательного мнения об авиакомпании.
Кстати, пилоты той же малазийской Lion Air ранее уже замечали такую особенность поведения самолета, но умудрялись справляться,но никто и подумать не мог, что дело в MCAS.
До второй катастрофы (:
P.S. Спасибо за статью, хоть кто-то заговорил о коммерческих убытках самой авиастроительной корпорации, и отрасли в целом)
Не "умудрялись", а действовали 100% с инструкцией в таких ситуациях.
В двух разбившихся пташках пилоты как раз НЕ справились с внештатной ситуацией и НЕ действовали по инструкции.
Денис Окань хорошо расписывал эту проблему максов и катастрофы.
Lion Air — индонезийская авиакомпания.
А когда их пилоты уже замечали "такую особенность"?
Зеркалирую на на наш SuperJet и ещё глубже видна разница между свободной рыночной и планово-бюджетной экономикой. А ведь пассажиры летят в Сочи на SSJ100, и не дай Бог чего-то там подымит снаружи или изнутри, но лететь надо и страну спасать заодно
В чём разница? В том что боинг накосячил - как давно никто из коммерческих производителей не косячил?
Может все-таки Январь 2020 ???
Жаль авиакомпании, поскольку им приходится тратиться на простой ВС, поддержание его летной годности на протяжении всего срока,платить за место в ангаре.Особенно тех же лоукостеров, которые уже получили, но так и не воспользовались.
По сути, недостаток провозной емкости можно заместить мокрым лизингом, но очень долго на нем тоже не уплывешь (: Поэтому, думаю что уже очень скоро посыпятся отмены заказов во имя новых neo.
Победа же собиралась эти самолеты покупать, в июле на сколько я помню должны были быть поставки. У автора об этом ни слова.
об этом было написано в предыдущей статье автора
Корпорация Boeing ожидает возвращения 737MAX в эксплуатацию до конца 2019 г. Как рассказал в интервью АТО.ru вице-президент Boeing Commercial Airplanes по маркетингу Рэнди Тинсет, чтобы смягчить негативные последствия приземления флота ВС данного типа и задержку поставок, производитель намерен в качестве компенсации предложить операторам самолетов портфель дополнительных возможностей.
"Мы прекрасно понимаем, с какими сложностями столкнулись операторы 737MAX — всем компаниям пришлось приземлить самолеты, многие остались без новых машин, и это в разгар насыщенного летнего сезона. Корпорация продолжает работать с FAA и авиационными властями других стран, и мы рассчитываем, что 737MAX вернутся в строй в IV квартале 2019 г.", — отметил Тинсет.