Хроники пикирующего авиалайнера

В марте 2019 года я написал заметку об остановке полетов Boeing 737 MAX. Самое время посмотреть что случилось с «Боингом», лайнером и гражданской авиацией с того времени — а случилось много интересного.

Для тех, кому лень читать

  • Из-за проблем в новейшем лайнере Boeing 737 MAX произошло две катастрофы, полеты таких самолетов запретили.
  • Компания хотела быстро накатить патчи, но не получилось. Самолеты будут стоять до января 2020 года.
  • Boeing не останавливает конвейер, скопилась куча самолетов вокруг производства, ставят даже на автомобильные парковки.
  • Авиакомпании несут убытки, некоторые отказываются от лайнеров.
  • Boeing переименовал 737 MAX в 737-8200 (параноикам нужно быть внимательнее).
  • Ситуация невероятная для отрасли, но российских пассажиров это почти не коснется.

Краткое содержание предыдущей серии

В 2016 году компания Boeing представила новую модель пассажирского самолета — 737 MAX. Лайнер должен был стать самым экономичным пассажирским самолетом в своем классе, он очень заинтересовал авиакомпании по всему миру: они разместили заказы на 5000 лайнеров.

Однако в октябре 2018 и в марте 2019 года произошло две катастрофы 737 MAX. Как выяснили в результате расследования, катастрофы произошли из-за действия системы управления MCAS.

Из-за специфической поломки датчиков угла атаки MCAS «сходила с ума» и направляла самолет в землю. Полеты всех самолетов запретили, 371 лайнер остаются ждать устранения неисправностей в аэропортах.

Проблемы Boeing

Вскоре после обнаружения проблемы и «приземления» 737 MAX в компании Boeing пообещали быстро выпустить обновление ПО самолёта, чтобы устранить проблему с системы MCAS. В Boeing заявляли о готовности пройти повторные испытания сперва в апреле, затем — в мае.

Однако Федеральная авиационная администрация США (FAA) в июне выявила новые проблемы в ПО самолёта. На текущий момент сертификацию самолета перенесли на январь 2020 года, есть большая вероятность, что она сдвинется дальше. До момента устранения всех неисправностей самолет не поднимется в воздух.

Кроме того, сертификация самолета в США не означает автоматического разрешения на полеты по всему миру. Европейское агентство гражданской авиации (EASA) требует провести собственные тесты самолета.

Европейских авиационных чиновников можно понять — в результате расследования выяснилось, что во время первой сертификации 737 MAX американское агентство FAA практически отдало тестирование самолета в руки самой компании Boeing.

В Boeing считали, что они быстро решат проблемы с ПО и снова поднимут самолет в воздух через месяц–два, но эта идея обернулась финансовым и производственным кошмаром для компании.

Сейчас Boeing теряет минимум $1 млрд в квартал из-за простоев 737 MAX. Самолет, который когда-то был самым продаваемым в истории, за несколько месяцев «приземления» не принес ни одного заказа.

Только в июне 2019 года на парижском авиашоу лизинговая компания IAG объявила о будущей покупке 200 лайнеров 737 MAX (можно только предполагать, какими скидками со стороны авиапроизводителя удалось заключить эту сделку).

Производство лайнеров — это сложный технический процесс. На сборке 737 MAX занято более 10 тысяч человек, детали самолетов поставляют сотни компаний со всего света. В надежде на скорую сертификацию лайнеров Boeing решила не останавливать конвейер по производству 737 MAX, и на сегодняшний день вокруг сборочных цехов скопилось более 60 самолетов.

Из-за нехватки свободных площадей компания вынуждена размещать лайнеры даже на автомобильных парковках для сотрудников.

King 5News, YouTube

Компания уже снизила скорость сборки лайнеров с 52 самолетов в месяц до 42, но место заканчивается — и в Boeing заявляют, что остановить производство все же придется.

Из дополнительных расходов для Boeing можно отметить создание фонда в $100 млн для жертв авиакатастроф и задержки новейшего самолета 777X со складывающимся крылом до 2020 года из-за проблем с двигателем. Короче говоря, дела у авиапроизводителя так себе.

Проблемы авиакомпаний

После обнародования причин авиакатастроф много говорили о том, что авиакомпании начнут отказываться от контрактов на Boeing 737 MAX.

И это действительно происходит. Индонезийская авиакомпания Garuda отказалась от 49 лайнеров, саудовский Flydeal отказался от 30 лайнеров, после катастрофы 737 MAX в Ethiopian заявляют, что с большой вероятностью откажутся от четырех имеющихся и 29 заказанных MAX.

Однако крупнейшие покупатели 737 MAX пока ждут свои самолеты. Например, один из крупнейших лоукостеров Ryanair ждет 137 лайнеров в свой флот. Авиакомпания ожидала первые самолеты уже осенью этого года, к лету 2020 в ее флоте должны были появиться 58 лайнеров.

Задержки в сертификации привели к тому, что Ryanair уже начинает отменять рейсы из-за нехватки самолетов. Всего авиакомпания готовится отменить более 30 тысяч рейсов в следующем году и вероятно закроет некоторые направления совсем. Это больно ударит по европейским региональным аэропортам, многие из которых буквально живут на рейсах Ryanair.

Для самой авиакомпании с растущими издержками и падающими доходами задержка сертификации тоже некстати. Острый на язык CEO компании Майл О’Лэйри посоветовал Boeing «уже наконец собраться» (точнее говоря, “get their shit together”) и довести самолет до сертификации.

Кстати, со стоящих на американских парковках лайнерах для Ryanair пропало обозначение Boeing 737 MAX — вместо этого на самолетах пишут Boeing 737-8200. Это свидетельствует о том, что в PR-целях авиапроизводитель переименует свои самолеты.

The Guardian

Что будет дальше

Я ставлю на то, что в январе 2020 года или чуть позже лайнер все же сертифицируют, и парковки возле завода Boeing в Рентоне наконец освободят от самолетов.

В любом случае, на пассажиров задержки с поставками лайнеров пока влияют слабо, в Россию 737 MAX в любом случае поступил бы единичными экземплярами. Наши авиакомпании прикроются самолетами со вторичного рынка, благо в России и так наблюдается некоторый избыток провозных мощностей.

Но если через пару лет вы увидите на борту самолета надпись Boeing 737-8200, то вспомните эту историю.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Вася Иванов

А российский SSJ летает и летает, несмотря на катастрофы и аварии на борту... кто ж его запретит?))

Ответить
Развернуть ветку
Ильнур Сахиуллин

Катастрофы не связаны между собой, следовательно, смысла в остановке полетов попросту нет

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Наталия

там возникают вопросы к управлению и подготовке пилотов. Например, пилоты проходят обучение управлению в режиме direct mode (это когда компьютер не помогает) раз в три (!!!) года! О каком навыке может идти речь? Один из таких случаев и привел к катастрофе. Очевидно, что если не изменить управление или подготовку кадров, катастрофы так и будут происходить.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Качнов

Но ругать надо КБ Сухого и самолет! Так победим, да!

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Наталия

Возможно, вы не совсем верно поняли мой комментарий. Вопросы есть и к управлению (системам), и к подготовке пилотов. В отчете на сайте МАК по поводу катастрофы Суперджета много нелогичного написано про как раз системы управления. А некоторые спорные вопросы просто оставили без комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Качнов

Если вы про авионику, то она на ССД-100 французская.
Но вопросы все равно к КБ Сухого, так?

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Наталия

Да нет, скорее к Росавиации в целом

Ответить
Развернуть ветку
Ильнур Сахиуллин

По поводу Суперджета, да, возможно на это повлияло еще то, что Росавиация "приземлила" множественно профессиональных пилотов, которые получали летное удостоверение не в "тех" местах. К слову, на катастрофу в конечно счете влияет сразу несколько факторов, один из которых перевешивает, как этом случае)

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда