{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Хроники пикирующего авиалайнера

В марте 2019 года я написал заметку об остановке полетов Boeing 737 MAX. Самое время посмотреть что случилось с «Боингом», лайнером и гражданской авиацией с того времени — а случилось много интересного.

Для тех, кому лень читать

  • Из-за проблем в новейшем лайнере Boeing 737 MAX произошло две катастрофы, полеты таких самолетов запретили.
  • Компания хотела быстро накатить патчи, но не получилось. Самолеты будут стоять до января 2020 года.
  • Boeing не останавливает конвейер, скопилась куча самолетов вокруг производства, ставят даже на автомобильные парковки.
  • Авиакомпании несут убытки, некоторые отказываются от лайнеров.
  • Boeing переименовал 737 MAX в 737-8200 (параноикам нужно быть внимательнее).
  • Ситуация невероятная для отрасли, но российских пассажиров это почти не коснется.

Краткое содержание предыдущей серии

В 2016 году компания Boeing представила новую модель пассажирского самолета — 737 MAX. Лайнер должен был стать самым экономичным пассажирским самолетом в своем классе, он очень заинтересовал авиакомпании по всему миру: они разместили заказы на 5000 лайнеров.

Однако в октябре 2018 и в марте 2019 года произошло две катастрофы 737 MAX. Как выяснили в результате расследования, катастрофы произошли из-за действия системы управления MCAS.

Из-за специфической поломки датчиков угла атаки MCAS «сходила с ума» и направляла самолет в землю. Полеты всех самолетов запретили, 371 лайнер остаются ждать устранения неисправностей в аэропортах.

Проблемы Boeing

Вскоре после обнаружения проблемы и «приземления» 737 MAX в компании Boeing пообещали быстро выпустить обновление ПО самолёта, чтобы устранить проблему с системы MCAS. В Boeing заявляли о готовности пройти повторные испытания сперва в апреле, затем — в мае.

Однако Федеральная авиационная администрация США (FAA) в июне выявила новые проблемы в ПО самолёта. На текущий момент сертификацию самолета перенесли на январь 2020 года, есть большая вероятность, что она сдвинется дальше. До момента устранения всех неисправностей самолет не поднимется в воздух.

Кроме того, сертификация самолета в США не означает автоматического разрешения на полеты по всему миру. Европейское агентство гражданской авиации (EASA) требует провести собственные тесты самолета.

Европейских авиационных чиновников можно понять — в результате расследования выяснилось, что во время первой сертификации 737 MAX американское агентство FAA практически отдало тестирование самолета в руки самой компании Boeing.

В Boeing считали, что они быстро решат проблемы с ПО и снова поднимут самолет в воздух через месяц–два, но эта идея обернулась финансовым и производственным кошмаром для компании.

Сейчас Boeing теряет минимум $1 млрд в квартал из-за простоев 737 MAX. Самолет, который когда-то был самым продаваемым в истории, за несколько месяцев «приземления» не принес ни одного заказа.

Только в июне 2019 года на парижском авиашоу лизинговая компания IAG объявила о будущей покупке 200 лайнеров 737 MAX (можно только предполагать, какими скидками со стороны авиапроизводителя удалось заключить эту сделку).

Производство лайнеров — это сложный технический процесс. На сборке 737 MAX занято более 10 тысяч человек, детали самолетов поставляют сотни компаний со всего света. В надежде на скорую сертификацию лайнеров Boeing решила не останавливать конвейер по производству 737 MAX, и на сегодняшний день вокруг сборочных цехов скопилось более 60 самолетов.

Из-за нехватки свободных площадей компания вынуждена размещать лайнеры даже на автомобильных парковках для сотрудников.

King 5News, YouTube

Компания уже снизила скорость сборки лайнеров с 52 самолетов в месяц до 42, но место заканчивается — и в Boeing заявляют, что остановить производство все же придется.

Из дополнительных расходов для Boeing можно отметить создание фонда в $100 млн для жертв авиакатастроф и задержки новейшего самолета 777X со складывающимся крылом до 2020 года из-за проблем с двигателем. Короче говоря, дела у авиапроизводителя так себе.

Проблемы авиакомпаний

После обнародования причин авиакатастроф много говорили о том, что авиакомпании начнут отказываться от контрактов на Boeing 737 MAX.

И это действительно происходит. Индонезийская авиакомпания Garuda отказалась от 49 лайнеров, саудовский Flydeal отказался от 30 лайнеров, после катастрофы 737 MAX в Ethiopian заявляют, что с большой вероятностью откажутся от четырех имеющихся и 29 заказанных MAX.

Однако крупнейшие покупатели 737 MAX пока ждут свои самолеты. Например, один из крупнейших лоукостеров Ryanair ждет 137 лайнеров в свой флот. Авиакомпания ожидала первые самолеты уже осенью этого года, к лету 2020 в ее флоте должны были появиться 58 лайнеров.

Задержки в сертификации привели к тому, что Ryanair уже начинает отменять рейсы из-за нехватки самолетов. Всего авиакомпания готовится отменить более 30 тысяч рейсов в следующем году и вероятно закроет некоторые направления совсем. Это больно ударит по европейским региональным аэропортам, многие из которых буквально живут на рейсах Ryanair.

Для самой авиакомпании с растущими издержками и падающими доходами задержка сертификации тоже некстати. Острый на язык CEO компании Майл О’Лэйри посоветовал Boeing «уже наконец собраться» (точнее говоря, “get their shit together”) и довести самолет до сертификации.

Кстати, со стоящих на американских парковках лайнерах для Ryanair пропало обозначение Boeing 737 MAX — вместо этого на самолетах пишут Boeing 737-8200. Это свидетельствует о том, что в PR-целях авиапроизводитель переименует свои самолеты.

The Guardian

Что будет дальше

Я ставлю на то, что в январе 2020 года или чуть позже лайнер все же сертифицируют, и парковки возле завода Boeing в Рентоне наконец освободят от самолетов.

В любом случае, на пассажиров задержки с поставками лайнеров пока влияют слабо, в Россию 737 MAX в любом случае поступил бы единичными экземплярами. Наши авиакомпании прикроются самолетами со вторичного рынка, благо в России и так наблюдается некоторый избыток провозных мощностей.

Но если через пару лет вы увидите на борту самолета надпись Boeing 737-8200, то вспомните эту историю.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Vardan Balayan

Boeing 737-8200 это не ребрендинг, это специальная версия по заказу Ryanair

Конструкционно MAX 8-200 отличается от «стандартного» MAX 8 дополнительной парой аварийных выходов на уровне 26-го ряда — секция взята от более длинного MAX 9, в котором они спроектированы по умолчанию. Это позволяет соблюсти требования безопасности, и вместо кухни в хвостовой части поставить туалеты и места для бортпроводников. Тогда в салоне помещается 200 кресел с минимально допустимым пространством для каждого пассажира: ширина спинки 17,2 дюйма, шаг рядов — 28 дюймов. Причём для этого не подойдут уже используемые кресла. Специально для MAX 8-200 французская компания Zodiac разработала новый особо тонкий облегчённый вариант.

Информация отсюда https://aeronautica.online/boeing-s-high-capacity-737-8-makes-first-flight/

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ofmg. скотовоз 21 века!))) Удивлён отсутствию стоячих мест

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Скоро будет, в разработке...

Ответить
Развернуть ветку
Vardan Balayan

Не будет,это крайне травмоопасный способ перевозки людей который не получит сертификацию,но апгрейд салонов узкофюзеляжных самолетов не стоит на месте,вот пару примеров
https://www.frequentflyers.ru/2016/09/05/side-slip/

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В airbus лохи работают?
https://www.newsru.com/finance/25apr2006/stoimia.html

Ответить
Развернуть ветку
Vardan Balayan

На дату выхода статьи внимание обращали?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

И? Авиационная отрасль очень консервативна, там все медленее, вот свежее статья
https://rg.ru/2018/04/19/v-samoletah-poiaviatsia-stoiachie-mesta.html

Ответить
Развернуть ветку
Vardan Balayan

Вот достаточно аргументированная статья по этому поводу
https://www.frequentflyers.ru/2019/04/04/no_standing/

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Эти аргументы высосаны из пальца, все перечисленные проблемы в статье решаются, экономия победит, на рейсах <1000 км 100%

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда