{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Будущее пассажирских перевозок: зачем BlaBlaCar и FlixBus конкурируют между собой

Недавно появились новости о том, что международный автобусный гигант FlixBus запускает свой аналог карпулингового сервиса – FlixCar. В свою очередь, лидер рынка совместных поездок – французский стартап BlaBlaCar создал свой автобусный бренд BlaBlaBus. Обе компании начинают активно конкурировать друг с другом. Зачем им это и причём здесь будущее?

flixbus.com

Автобусные перевозки, в отличие от авиации, не очень модны. Тем не менее, это огромный рынок, размером около 80 млрд долларов в год. Развитие лоу-костов в авиации привело к снижению цен и увеличению предложения — кажется, что можно улететь практически куда угодно. Но это касается лишь крупных городов, а цена билета будет низкой только, когда вы летите без багажа. Поэтому автобусы остаются самым доступным вариантом для трудовых мигрантов или студентов (они, как правило, путешествуют с чемоданами), или когда нужно добраться «от двери до двери» без пересадок. Кроме того, на фоне остальных видов транспорта, автобусные перевозки очень архаичны – к примеру, в СНГ совсем небольшой процент от всех автобусных билетов продаётся в интернете.

Всё это создало возможность для успеха стартапов «новой мобильности», вроде FlixBus и BlaBlaCar. Меньше чем за десять лет, обе компании добились оценки в 2+ млрд долларов и активно развиваются. В последнем раунде финансирования, FlixBus привлёк полмиллиарда евро. Что заставляет инвесторов вкладывать такие огромные деньги?

Аналитики и эксперты верят в то, что пассажирские перевозки станут единой экосистемой. К примеру, Uber подключает в своё приложение публичный городской транспорт и запускает прокат велосипедов и самокатов. Возможно, через несколько лет для любых поездок по городу люди будут использовать одно приложение. В нем можно будет оплатить поездку «от двери до двери» разными видами транспорта: до остановки на самокате, а там на автобусе и от конечной на такси — и всё это входит в один чек.

Так же и с междугородними перевозками: не зря материнскую компанию FlixBus еще в 2017 переименовали во FlixMobility. Уже через год европейский автобусный монополист запустил свои поезда под брендом FlixBus. И вот теперь райдшеринг FlixCar — прямой конкурент BlaBlaCar. Французы не отстали и запустили автобусные перевозки в Германии, на первом и самом прибыльном пока рынке для FlixBus.

blablacar.com

Обе компании, похоже, верят в экосистему мобильности для междугородних перевозок. По замыслу BlaBlaCar, автобусы позволят предложить пассажиру самую выгодную цену на загруженных направлениях, совместные же поездки на личных авто смогут связать населенные пункты, до которых автобус никогда не доедет. В зелёном FliхMobility мыслят схожими категориями, добавляя сюда железную дорогу. Будущее выглядит так, будто через пять-семь лет любая междугородняя поездка в пределах Европы будет продаваться в приложениях этих двух компаний.

А что у нас? FlixBus начал аккуратную экспансию на рынок автобусных перевозок; BlaBlaCar уже пять лет успешно работает в райдшеринге. Пока до конца непонятно, как обе компании будут развиваться на постсоветском пространстве, учитывая дороги, автовокзалы и отсутствие кредитования для покупки новых автобусов. Одно можно сказать точно – будущее дойдёт и до нас, рано или поздно.

0
5 комментариев
Мяу Цзэдун

На самом деле в РФ все просто - вокзалы не хотят "пускать" новых игроков. Им выгодно быть "планово" убыточными, чтобы получать дотации из бюджета.

Чтобы войти на рынок, нужно инвестировать в строительство вокзалов. Пассажиров привлекать онлайн оплатой, хорошим сервисом, типа WIFI во время поездки. Водителей - лучшими условиями труда. Все это вместе даёт в руки козыри, но слишком дорогие: нужны длинные деньги, нужен прямой лизинг парка + ТО от производителя, нужны прямые договоры на закупку топлива и самое главное - нужен внушительный оборотный капитал или хотя бы лояльная кредитная линия, чтобы содержать компанию, штат и парк.
Риски велики, срок окупаемости спрогнозировать сложно + никто не отменял лоббирование существующих устоев на гос.уровне: в каждом субъекте свои ребята пригреты: рисуют убытки, получают деньги

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kotenko
Автор

Всё так

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

не надо никаких инвестиций в строительство вокзалов, длинных денег, лоббирования и т.д. и т.п. В нашем городе частники стоят на стоянке в 3 км от городского вокзала, отходят практически каждый день, всегда под завязку пассажирами и грузом. Автобусы все убитые. Но не потому что бизнес убыточный, а потому что людям деваться некуда, и владельцы это знают. Зачем вкладываться, если человек и так от отсутствия выбора поедет на твоем убитом автобусе? Просто людей за быдло держат вот и все.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Muksimov

Есть где развернуться, не хватает blablabike, blablaboat, ну и blablacopter

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

есть же агрегатор для онлайн оплаты и бронирования автобусных билетов Busfor. Автовокзалы с ним сотрудничают(или не препятствуют перевозчикам с ним сотрудничать).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда