{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Бостон заменил планировщиков маршрутов школьных автобусов алгоритмами — сэкономил $5 млн, сократил автопарк и выбросы Статьи редакции

Алгоритм за 30 минут работы смог повысить эффективность маршрутов на 20% по сравнению с тысячами часов работы специалистов.

Издание Route Fifty рассказало о том, как Бостон столкнулся с высокими расходами на школьный транспорт из-за сложных и извилистых маршрутов, искал специалистов по обработке данных и смог за одно лето исправить ситуацию.

Решить проблему помогли исследователи Массачусетского технологического института. Они выиграли в конкурсе лучших алгоритмов, разработав систему, учитывающую не только базовые параметры, но и, например, желание детей ехать с одним и тем же водителем и рассаживающую драчунов по разным автобусам.

Благодаря разработанному алгоритму, дети стали приезжать в школы быстрее, а время в пути сократилось, что уменьшило расходы города.

В чем заключалась проблема

Школьный округ Бостона (BPS, Boston Public Schools District) позволяет родителям выбирать школу для ребёнка по списку из десяти позиций, пытаясь сгладить неравенство, которое может проявиться, когда ученики ограничены собственным районом.

Всем школьникам начальных классов, кто выбрал школу больше, чем в миле (1,6 км) от дома, предоставляется автобус до 220 школ, но многие учреждения расположены гораздо дальше — в некоторых школах учатся дети из «20 различных почтовых индексов».

Автобусы Бостона Objective Subject

Начало занятий может различаться от 7:15 до 9:30 утра, поэтому рейсы автобусов проходят через несколько школ с учетом расписания, чтобы вовремя высаживать и забирать детей.

В 2017 году округ столкнулся с проблемами: в расчете на одного учащегося у BPS самые большие транспортные расходы в США — около $2000 в год, в сумме эти траты составляли около 10% всего бюджета округа. Расходы постоянно росли, а качество работы автобусного парка было значительно ниже, чем в других крупных районах.

Проблема усугублялась тем, что BPS обеспечивает больше перевозок учащихся, чем большинство других округов, так как город предоставляет школьные автобусы для учеников в частных школах и специальных учебных заведениях за его пределами.

Поиск решения

Чтобы решить проблему некачественного и дорогого обслуживания автобусных маршрутов BPS провёл конкурс, в котором исследователи экспериментировали с анонимными наборами данных округа для создания эффективных автобусных маршрутов и определения оптимального времени начала занятий в каждой школе.

По словам старшего менеджера по стратегическим проектам BPS Уилла Эгера, округ хотел рабочее решение, которое одновременно и быстро работало, и позволило бы решить большинство проблем с логистикой.

Для этого нужно было учитывать миллионы переменных, которые влияют на выбор маршрута, например, ширину дорог, инфраструктуру, возможности автобусов (наличие подъемников для инвалидных колясок или детских сидений), желание детей, чтобы их каждый год обслуживал один и тот же водитель автобуса, драчунов, которых нужно было рассаживать по разным автобусам.

Также у Бостона было около пяти тысяч учащихся с особыми потребностями — школьников нужно было сопровождать от двери до двери, в том числе, если школа не принадлежала BPS.

Победителем конкурса стала команда исследовательского центра MIT Operations Research Center. По словам одного из членов MIT кандидата наук Артура Деларю, команда потратила «сотни часов на разработку решения», а для учета всех вводных данных пришлось создать «такое количество вариантов (решения), что их невозможно перечислить».

Их решение пришло на смену очень трудоёмкому процессу — прежде десять составителей маршрутов тратили тысячи часов на создание специальных маршрутов для каждого ребенка и школы.

Теперь составители отслеживают маршруты с задержками, собирают пожелания от заинтересованных сторон (директора школ, ученики, родители, водители) и помогают ориентироваться водителям. «Google Карт» в таком случае недостаточно, потому что сервис оптимизирован под легковые машины и не учитывает габариты автобусов, например, при разворотах.

Алгоритм MIT управляет всей системой маршрутов, предоставляя базу для более тонкой настройки проектировщиками и внесения изменений.

Эффективность

Бостон протестировал новую систему маршрутов в 2017-2018 учебном году: за 30 минут алгоритм смог создать маршрутную карту на 20% более эффективную, чем разработанная вручную, и чем дольше он работает, тем лучше результат.

Например, было сокращено время пути пешком для школьников младших классов и тех, кто находится в неблагополучных районах, сократилось время поездки, длительность и число остановок.

Карта школ Бостона

Запуск алгоритма летом 2017 года позволил сократить парк на 50 автобусов (8% от всего парка) — это самое большое сокращение за один год. Автобусы проехали на 1,6 млн километров меньше, чем в 2016 году, а выброс углекислого газа сократился на 20 тысяч фунтов в день. Округ сэкономил $5 млн и реинвестировал их в другие школьные инициативы.

В чем особенность алгоритма

Алгоритм не строит маршрут для каждой школы в отдельности и объединяет их, а использует системный подход. Сначала алгоритм назначает остановки, расставляя их таким образом, чтобы ребенок не находился в пути более часа, а затем определяет оптимальный маршрут через несколько школ.

Таким образом, лучшим решением стало не то, что использует минимальное количество автобусов для каждой школы, а то, которое наиболее эффективно прокладывает путь автобусу через несколько школ и может адаптироваться к изменениям в школьных правилах.

Также разработчики используют в системе второй алгоритм, который понимает экономические и логистические последствия изменений в школьных правилах, например, изменения в расписании занятий, и предлагает решения.

На третьем году работы BPS запустила алгоритм летом для создания основного расписания движения, а в течение учебного года будет вручную вносить изменения в соответствии с изменениями в школьных правилах.

После оптимизации маршрутов специалисты также предложили оптимизировать время начала занятий, но пока не смогли доказать родителям необходимость изменений.

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail

Я очень завидую людям разрабатывающим алгоритмы для BPS. Результаты их работы приносят пользу реальным людям. Это вам не алгоритмы показа более релеватной рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Klyuchnikov

Вы не поверите, но алгоримты показа более релеватной рекламы тоже приносят пользу реальным людям, как мининум определенным.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Илья Казаков

И понимаю вас и хочу возразить, что релевантная реклама очень важна. Я как-то отключил её ради эксперимента и такого насмотрелся, что повторять этот эксперимент не хочется никогда в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

Мне нравятся американские школьные автобусы

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Roslyakov

Там ещё драконовские штрафы за неосторожное вождение около них. В некоторых штатах водитель обязан остановиться, даже если остановился школьный автобус обратного направления.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
tristan ghost

многие из них еще после списывания катают по 20-30 лет в странах третьего мира, так что продукт хороший, да

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Они что из 3мм стали??

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
SocialWarrior

да его в Армию надо заместо Хаммера

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

В таких статьях самое интересно это то, что не досказано. Например, сколько потратил округ для того, чтобы сэкономить эти $5 млн. Или сколько потратил бюджет страны на трудоустройство уволенных планировщиков маршрутов, 50 водителей сокращённых автобусов и энное количество обслуги этих самых автобусов (механики, сторожа, диспетчеры и т.п.).

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков
сколько потратил бюджет страны на трудоустройство уволенных планировщиков маршрутов, 50 водителей сокращённых автобусов и энное количество обслуги

Хаха, это Америка, они такой хуйнёй не заморачиваются. Это вам не Франция.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Maxim Roslyakov

Школьные автобусы в моем штате (Нью Джерси) управляются частными компаниями. А школы раз в год проводят конкурс на выбор перевозчика и из бюджета им платят. Думаю в Массачусетсе так же. Поэтому сократить мощности школам ничего стоить не будет. Просто подождать до конца контракта.

Увольнение в США это просто. Одним днём можно и не объяснять ничего. Поэтому автобусные компании тоже сократят людей и сильно не встрянут.

Автопарки обычно в лизинге - автобусы вернут лизингодателю и они уйдут в другой округ, где на них будет спрос.

Все вместе это называется эффективная экономика. В ней есть смысл делать технологические прорывы. Их оценят и оплатят. А потом MIT на базе этого решения ещё кучу денег заработает на других школьных округах и логистических компаниях.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Денис Демидов

Есть такое понятие как макроэкономика, т.е. производительность всей системы в целом, так вот по ней, часто выгодно платить людям пособие по безработице, чем разрешать им занимать дорогу и жечь ежедневно бензин и топливо для отопления/кондиционирование офиса.

Ответить
Развернуть ветку
VR

Дочитал до середины статьи, где

Составители маршрутов по-прежнему работают

и понял, что заголовок кликбейтный. Непонятно, то ли уволили, то ли сократили часы работы планировщикам и автобусам. Ладно, пошел смотреть оригинал:

25,000 students
Running the algorithm in the summer of 2017 allowed for the system to eliminate 50 buses

Т.е., работает только летом. Исходя из того, что идет 3-й год теста, и работает только летом эффективность в 20% кажется какой-то супер-привлекательной. Или вопрос - где результаты за 2018? За 2019 требовать не буду.

А самая дичь в конце. Где говорится про то как вывод этого алгоритма привели систему образованию к смене времени начала занятий. Т.е., машина стала диктовать как жить человеку. Слава яйцам, неблагодарные людишки взбунтовались и выслали нах этот алгоритм и бостонское облоно.

Очень поучительная статья. И очень поучительно то, как подается материал - в переоде, выборочно и без цифр.

Ответить
Развернуть ветку
tristan ghost

запущенный летом 2017, почему он работает только летом?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Вообще, там говорится что авторы алгоритма учли исследование, по которому занятия в старших классах раньше 8 утра начинать не стоит - (а) школьники хуже соображают и (б) получившие права и машину раза в 4 чаще попадают в аварии.
При этом:
1) большинство родителей считали, что занятия лучше начинать между 8 и 8.30.
2) в 8 часов занятия начинаются только 10% белых и 30% учеников. Богатые буратино начинают учиться позже. Медаль за двойную дискриминацию.
Вроде как и хотелки родителей учли, и состояние здоровья школьников, число старшеклассников начинающих учиться раньше 8 утра должно было уменьшится с 74% до 6%.
Но вот с младшеклассниками получилась фигня - по новому расписанию их занятия заканчивались слишком рано (ещё до двух часов дня) и родителям пришлось бы кому-то приплачивать за присмотр за детьми. Больше всего были недовольны малоимущие "цветные" которым сложнее график работы поменять.

Никакого бунта против машин, просто не все факторы учли. Как мне кажется, уже этой осенью попробуют ещё раз, если успеют внести данные по младшеклашкам.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Вот у людей то проблемы.
У нас вообще никаких школьных автобусов нет и это забота родителей как доехать до школы ребенку.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Исаков

Прокатись за пределы своего города по ближайшим сёлам и ПГТ. Там все на автобусах школьных и знаков соответствующих полно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вася Пражкин

Одноэтажная Америка - большие расстояния. У нас все же почти в каждом дворе человейников - по школе и детсаду.

Ответить
Развернуть ветку
Sandrino Komaroff

Автобусы вам дай, может, вы еще и свобод каких потребуете? Обойдетесь, чай, не баре. Не жили богато - нехрен начинать

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Mikhail

В РФ нет проблемы выбора школы. Для каждого ребенка по-умолчанию выбирают школу (за исключением деревень) из его района проживания, то есть в пешей доступности.

Забота родителей появляется ровно в тот момент, когда их детятке нужно посещать строго-определенную школу на другом конце города. В штатах таких чаще всего на автобусе тоже не возят.

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков
рассаживающую драчунов

Сходу показалось, что опечатка

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Erik Gimaletdinov

“ В 2017 году округ столкнулся с проблемами: в расчете на одного учащегося у BPS самые большие транспортные расходы в США — около $2000 в год, в сумме эти траты составляли около 10% всего бюджета округа. Расходы постоянно росли, а качество работы автобусного парка было значительно ниже, чем в других крупных районах“ сначала сделай максимально неэффективно, а потом любую оптимизацию воспринимай как чудо. Боюсь представить как раньше эти планировщики вручную рисовали маршруты. Еще и на бумаге чертили небось

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

что значит сначала? BPS создан в 1647 когда ни о каких алгоритмах еще и не мыслили
скорее это показывает насколько медленные в США могут быть инновации за пределами долины

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Lastochkin

алгоритм для общественного транспорта

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.
сократил автопарк и выбросы

С автопарком понятно, а выбросы что на это сказали?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets
пытаясь сгладить неравенство, когда ученики ограничены собственным районом

Такое впечатление, что в США главная забота большинства людей - это сглаживать какие-либо неравенства. А затем устранять проблемы, которые получаются от этого сглаживания.
И в результате этого, откуда ни возьмись, вдруг появляются технологические прорывы

Ответить
Развернуть ветку
Yakovlev

ну у нас в РФ сейчас школы жестко привязаны к прописке. и если школа донная (а такие есть) нужно делать липовую прописку на ребенка, чтобы попасть куда нужно. по факту это нарушение закона, и некоторые родители реально попадали в неприятности из за этого.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда