Беспилотники не придут в сферу грузоперевозок ближайшие 10-15 лет и вот почему

О беспилотных технологиях кто только ни говорит, а материалы о них набирают огромное количество лайков и комментариев. Как же иначе! Все с нетерпением ждут, когда будущее станет реальностью, и делают ставки через сколько лет мы будем разъезжать на беспилотниках. Но в контексте автомобильных грузоперевозок рассусоливание этой темы не стоит такого внимания. Для России это скорее утопия, а не отдалённая реальность.

Меня зовут Пётр Ларин. Я специалист по автоматизации логистических процессов в ГК SAMCOM. Работаю в отрасли с 2005 года и за последнее время не раз слышал высказывания о том, что в ближайшие 10-15 лет в сфере грузоперевозок появятся беспилотные автомобили. Кто-то даже замахивается на 7-8.

Конечно, никто не говорит о глобальном захвате сферы грузоперевозок беспилотными технологиями, но на мой взгляд даже утверждение о том, что через определённое количество лет они будут полноценно функционировать, поспешно. И сейчас я расскажу почему.

Автомобильные грузоперевозки: взлёты и падения

Автомобильные грузоперевозки – способ доставки грузов, который сейчас стремительно набирает обороты. Например, за первую половину 2019 года по данным Росстата грузооборот автомобильным транспортом вырос на 7,2 % в сравнении с 2018 годом. Это большой рывок.

В перевозке грузов автомобилями есть свои плюсы:

  • большой разброс тоннажности грузов (на автомобиле можно перевести как килограмм конфет, так и негабаритную цистерну, которая весит сто тонн);
  • доступность (разбег от несколько сотен рублей до сотен тысяч, в зависимости от веса груза, направления и других условий);
  • мобильность (может доехать туда, где нет железных дорог, аэропортов и портов, и что уж таить, именно на автомобилях доставляется груз туда, откуда он полетит или поплывёт).

Однако есть и свои «болевые точки», с которыми транспортные компании пытаются справиться, но существующий уровень оказания услуг пока не позволяет сделать это на 100%.

Среди них скорость доставки и цена, не всегда удовлетворяющие клиента. Ещё одна «ахиллесова пята» – это сохранность груза, который может пострадать в аварии или из-за неподходящих условий транспортировки.

«Работаем над созданием беспилотника, потому что…»

Одна из причин, почему сфера грузоперевозок всё-таки решила открыть для себя дверь в мир беспилотных технологий, – это как раз возможность справиться с проблемами, которые есть в отрасли.

Теоретически беспилотники могут помочь увеличить скорость доставки и снизить стоимость транспортировки, по причине того, что в перевозке не будет задействован человек. Также они могут обезопасить груз, благодаря алгоритмам, которые помогают автомобилю не попадать в аварии и другие неприятные ситуации.

Но эта причина далеко не главная. Основная, как ни крути, – это дань моде. Электрокары, роботы, дроны… Как не попытаться совершить революцию в своей области? И действительно многие компании стараются и делают это достаточно успешно. Например, на российском рынке грузовых автомобилей этим занимается КАМАЗ совместно с Cognitive Technologies.

Ещё одна из причин – снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Автомобили-роботы беспрекословно подчиняются определённым правилам, а значит шанс попасть в аварию у них будет значительно ниже.

Ложка минусов в бочке с беспилотными технологиями

Но в мире беспилотников всё не так идеально, как кажется на первый взгляд. И каждый успех, которого достигают компании в этом направлении, – это не огромный рывок, а скорее маленький шажок к тому, чтобы укрепить скромные позиции.

Так что же не так с беспилотниками?

  1. Безопасность. Несмотря на теоретические заверения, безопасность беспилотников так и не была доказана. В программах могут быть недоработки (вспомним печальную историю с беспилотником Uber). И, к сожалению, компьютер пока не научился сам действовать в непредвиденных ситуациях на дороге.
  2. Морально-этические нормы. Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Если в пути возникнет критическая ситуация, из которой нельзя будет выйти без жертв, то как автомобиль-робот должен действовать? И кто в итоге будет нести ответственность за решение? Я знаю, что уже ведется работа над созданием своего рода «морального кодекса». И уже предполагаю, что к нему будет большое количество вопросов.
  3. Большие затраты. В перспективе беспилотники должны значительно снизить расходы на грузоперевозки, благодаря отсутствию расходов на выплаты заработной платы и других сопутствующих платежей. Но тут есть одно «но!». На разработку этих технологий тратятся миллионы и даже миллиарды рублей. Конечно, по большей части всё это делается не ради денег. Но это бизнес, поэтому окупаемость никто не отменял. И какой будет цена беспилотного грузовика – большой вопрос, на который сейчас не дают прямого ответа из-за несовершенства технологий и продолжительности работы над ними.

Беспилотникам ПОКА НЕ МЕСТО в сфере грузоперевозок

Я придерживаюсь мнения, что грузовые беспилотники не появятся на российских дорогах ещё лет 10. Или 15. А возможно и 20. И дело тут не столько в минусах и несовершенствах, хотя и в них тоже, а в реалиях жизни в нашей стране:

  1. Технологии. Вы уверены, что со временем компьютерные программы станут более совершенными, а беспилотники будут ездить без участия человека? И причём не в радиусе нескольких километров, а проходить значительные расстояния с грузом, справляться со всеми ситуациями, которые возникают на дорогах. Я нет.
  2. Дороги. Наша вечная боль. И, к сожалению, высока вероятность, что она будет существовать ещё долго. Поэтому, пока у беспилотников нет шансов преодолеть очередной ухаб и не попасть в глубокую лужу, выезд на российские дороги им закрыт.
  3. Погода. Беспилотники передвигаются с помощью камер и различных датчиков. А в России погодные условия далеко не всегда благоволят: снежные бури, ливни и гололедица – не самая лучшая перспектива для любого автомобиля. Не думаю, что беспилотники смогут стать полноценным исключением из правила.
  4. Люди. Недоверие к новому – черта многих. И это нормально. Поэтому, выбирая между традиционным способ доставки груза и беспилотным, скорее всего сначала многие будут выбирать первое. И не потому что оно лучше, а потому что привычнее. А если не будет спроса, то не будет смысла транспортным компаниям тратиться и на предложения. Тем более, если его цена будет выше альтернативы. Всё взаимосвязано.
  5. Законодательная база. В современных российских реалиях нет правил, которые хоть как-то регулируют передвижения беспилотников. В 2018 году Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым было подписано Постановление, но оно распространяется только на участников эксперимента по эксплуатации беспилотных транспортных средств в Москве и Татарстане.

Получается, что плюсы беспилотника слишком неоднозначны, а наработки, которые есть сейчас в этой области, не позволяют в полной мере гарантировать внедрение беспилотников в сферу грузоперевозок. И в итоге мы имеем технологию, в разработку которой вкладываются огромные деньги, но которая может и не получить полноценное право на жизнь.

Нет, я не ратую за отказ от идеи запуска первых беспилотников в сфере грузоперевозок, тем более, когда работа в этом направлении уже ведется. Я за то, чтобы правильно расставить приоритеты и работать не только над созданием «технического чуда», но и над условиями для его полноценной эксплуатации. И может быть лет через 25 беспилотный 20-тонник станет не просто реальность, а нашим и вашим главным помощником.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Aleks Zotov

Луддизм какой-то. Написано так, будто бы водители фур никогда не попадают в аварии и людей не сбивают, а на погоду им вообще плевать. Приведите статистику прежде чем делать такие выводы. Заказчики будут выбирать тот способ, который будет дешевле и хоть сколько бы вы не продолжали бороться с прогрессом, в итоге всегда проиграете.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Извините, но вы видимо не совсем правильно поняли материал. Никто не пишет о том, что в аварии фуры не попадают, а погода на качество грузоперевозок не влияет. Всё влияет, всё случается. Это общеизвестный факт. Здесь скорее о том, что как водители не справляются с условиями, так и беспилотники скорее всего тоже не смогут. По-крайней мере пока технологии этого дать не могут.

Статистику по беспилотникам нельзя привести, потому что её нет. Ну а по авариям на дорогах с участием фур легко найти в интернете. Но все и так знают, что они есть.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Про погоду аргумент просто высосан из пальца, извините.
Так и не понял, почему российская погода благоволит водителям-людям, а не роботам

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Российская погода никому не благоприятствует, в том то и дело. Авария может произойти на трассе в любую минуту. И если живой водитель может как-то среагировать в сложной ситуации и вырулить, то не факт, что этому смогут научить автомобилей-роботов.

А ещё погода в России достаточно суровая: морозы, которые могут вывести датчики из строя, камера, которую может залепить снег.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Елена Самарская

А если вдруг занос из-за гололёда?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Мне казалось, для начала в сфере легковых перевозок нужно дождаться первых свершений, потом уже говорить про грузовые. В статье всё логично и понятно, но сам инфоповод странный: разве кто-то ждал быстрых прорывов в сфере автоматизации грузоперевозок? Тем более сфера-то достаточно консервативная (как мне кажется).

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Об автоматизации в сфере грузоперевозок действительно говорят и достаточно много. Прогнозы взяты не с потолка.

Сфера грузоперевозок стремится к автоматизации всех процессов и оптимизации, поэтому эта тема достаточно актуальна. По-крайней мере внутри отрасли об этом говорят.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leonid Sobchenko

Я бы предпочел беспилотную технологию сначала на грузовиках обкатать(пусть на малотоннажных), а потом уже людей возить. Почему начали делать наоборот - для меня загадка.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

У грузовых автопилотов есть драйвер роста. Пусть не у нас, а в Штатах - дефицит живых водителей-дальнобойщиков. Реальный острый дефицит. Поэтому там нет проблемы, что роботы оставят людей без работы.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Mike Platonov

Едет фура беспилотная фура Магнита. Пускаем под откос и растаскиваем - вот основная проблема, тупо грабежи в том или ином виде.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Барабаш

Пускаем под откос: это как? Дорожное полотно взрывать?
Растаскивать съехавшую под откос фуру вы чем будете? И сколько времени?
Есть основания полагать, что алгоритм будет обучен таранить автомобили, прижимающие его к обочине. К тому же, сигнал тревоги машина подаст еще до остановки, плюс передаст полную картинку ограбления. В высоком качестве. На ближайший пост.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Rudolf Cunningham

Наличие водителя от этого не спасает.

Ответить
Развернуть ветку
Илья ИзТартар

Если мы говорим об эре беспилотных фур, то вы думаете там систему безопасности нельзя наладить будет? Да и человек словно более эффективен в подобных ситуациях — дальнобойщик будет бегать битой отбиваться?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илья ИзТартар
Морально-этические нормы. ... Если в пути возникнет критическая ситуация, из которой нельзя будет выйти без жертв, то как автомобиль-робот должен действовать?

Но человек тоже не сможет решить проблему вагонетки. В сфере бесплотного транспорта хотя бы логично кто виноват: кто нарушил правила, и пусть это будет 10 детей, если они перебегают дорогу не в положенном месте, то они не и виноваты.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Морально-этические нормы на то и морально-этические, что тут всё к логике нельзя подвести. И 10 детей будет жалко в любом случае, несмотря на то, что они нарушили правило.

Тем более в случае с беспилотником Uber, по данным СМИ виновата женщина, которая нарушила правило. Но при этом репутация сильно пострадала именно у компании.

На наш взгляд эта очень неоднозначный момент.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Элина Мавлютова

А вы работаете на фрилансе? Очень нужно Продвижение сайта и в целом отладить работу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anatoliy Bones

Разработка делается не ради денег? Серьезно? Разве компании это делают не для того, чтобы стать лидером на рынке и в итоге с лихвой отбить все вложения?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Компания это делает для того, чтобы стать первооткрывателем и первым на рынке. На наш взгляд это не совсем о деньгах, а скорее о революции в отрасли и статусе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дорожная
Автор

Вы правы, это взаимосвязано. Но в стабильное время средний рост грузооборота в пределах 2-3%. По этой причине мы рассматриваем 7,2 % как значительный рост.

Ну и со своей стороны хотим добавить, что спрос на перевозки есть и в кризис. Если бы его не было, транспортных компаний бы просто не существовало уже.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

А если в небе много самолётов — значит, все улетают из страны и конец близок.
Божественный уровень аналитики:)

Ответить
Развернуть ветку
Olga Shvets

Тем временем...

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Bones

Я один нигде не видел чтобы кто то писал о беспилотных грузоперевозках в России в ближайшие 10 лет? Наверное даже самым далёким от темы людям понятно что этому скорее всего не быть еще лет 20-30

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёнов

Тут аргументы за уши притянуты. Лажа какая-то. Лучше всего причины описаны в телеге на канале Орды. Которая "Родная, злобная, твоя". А тут детский лепет.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда