Беспилотники не придут в сферу грузоперевозок ближайшие 10-15 лет и вот почему
О беспилотных технологиях кто только ни говорит, а материалы о них набирают огромное количество лайков и комментариев. Как же иначе! Все с нетерпением ждут, когда будущее станет реальностью, и делают ставки через сколько лет мы будем разъезжать на беспилотниках. Но в контексте автомобильных грузоперевозок рассусоливание этой темы не стоит такого внимания. Для России это скорее утопия, а не отдалённая реальность.
Меня зовут Пётр Ларин. Я специалист по автоматизации логистических процессов в ГК SAMCOM. Работаю в отрасли с 2005 года и за последнее время не раз слышал высказывания о том, что в ближайшие 10-15 лет в сфере грузоперевозок появятся беспилотные автомобили. Кто-то даже замахивается на 7-8.
Конечно, никто не говорит о глобальном захвате сферы грузоперевозок беспилотными технологиями, но на мой взгляд даже утверждение о том, что через определённое количество лет они будут полноценно функционировать, поспешно. И сейчас я расскажу почему.
Автомобильные грузоперевозки: взлёты и падения
Автомобильные грузоперевозки – способ доставки грузов, который сейчас стремительно набирает обороты. Например, за первую половину 2019 года по данным Росстата грузооборот автомобильным транспортом вырос на 7,2 % в сравнении с 2018 годом. Это большой рывок.
В перевозке грузов автомобилями есть свои плюсы:
- большой разброс тоннажности грузов (на автомобиле можно перевести как килограмм конфет, так и негабаритную цистерну, которая весит сто тонн);
- доступность (разбег от несколько сотен рублей до сотен тысяч, в зависимости от веса груза, направления и других условий);
- мобильность (может доехать туда, где нет железных дорог, аэропортов и портов, и что уж таить, именно на автомобилях доставляется груз туда, откуда он полетит или поплывёт).
Однако есть и свои «болевые точки», с которыми транспортные компании пытаются справиться, но существующий уровень оказания услуг пока не позволяет сделать это на 100%.
Среди них скорость доставки и цена, не всегда удовлетворяющие клиента. Ещё одна «ахиллесова пята» – это сохранность груза, который может пострадать в аварии или из-за неподходящих условий транспортировки.
«Работаем над созданием беспилотника, потому что…»
Одна из причин, почему сфера грузоперевозок всё-таки решила открыть для себя дверь в мир беспилотных технологий, – это как раз возможность справиться с проблемами, которые есть в отрасли.
Теоретически беспилотники могут помочь увеличить скорость доставки и снизить стоимость транспортировки, по причине того, что в перевозке не будет задействован человек. Также они могут обезопасить груз, благодаря алгоритмам, которые помогают автомобилю не попадать в аварии и другие неприятные ситуации.
Но эта причина далеко не главная. Основная, как ни крути, – это дань моде. Электрокары, роботы, дроны… Как не попытаться совершить революцию в своей области? И действительно многие компании стараются и делают это достаточно успешно. Например, на российском рынке грузовых автомобилей этим занимается КАМАЗ совместно с Cognitive Technologies.
Ещё одна из причин – снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Автомобили-роботы беспрекословно подчиняются определённым правилам, а значит шанс попасть в аварию у них будет значительно ниже.
Ложка минусов в бочке с беспилотными технологиями
Но в мире беспилотников всё не так идеально, как кажется на первый взгляд. И каждый успех, которого достигают компании в этом направлении, – это не огромный рывок, а скорее маленький шажок к тому, чтобы укрепить скромные позиции.
Так что же не так с беспилотниками?
- Безопасность. Несмотря на теоретические заверения, безопасность беспилотников так и не была доказана. В программах могут быть недоработки (вспомним печальную историю с беспилотником Uber). И, к сожалению, компьютер пока не научился сам действовать в непредвиденных ситуациях на дороге.
- Морально-этические нормы. Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Если в пути возникнет критическая ситуация, из которой нельзя будет выйти без жертв, то как автомобиль-робот должен действовать? И кто в итоге будет нести ответственность за решение? Я знаю, что уже ведется работа над созданием своего рода «морального кодекса». И уже предполагаю, что к нему будет большое количество вопросов.
- Большие затраты. В перспективе беспилотники должны значительно снизить расходы на грузоперевозки, благодаря отсутствию расходов на выплаты заработной платы и других сопутствующих платежей. Но тут есть одно «но!». На разработку этих технологий тратятся миллионы и даже миллиарды рублей. Конечно, по большей части всё это делается не ради денег. Но это бизнес, поэтому окупаемость никто не отменял. И какой будет цена беспилотного грузовика – большой вопрос, на который сейчас не дают прямого ответа из-за несовершенства технологий и продолжительности работы над ними.
Беспилотникам ПОКА НЕ МЕСТО в сфере грузоперевозок
Я придерживаюсь мнения, что грузовые беспилотники не появятся на российских дорогах ещё лет 10. Или 15. А возможно и 20. И дело тут не столько в минусах и несовершенствах, хотя и в них тоже, а в реалиях жизни в нашей стране:
- Технологии. Вы уверены, что со временем компьютерные программы станут более совершенными, а беспилотники будут ездить без участия человека? И причём не в радиусе нескольких километров, а проходить значительные расстояния с грузом, справляться со всеми ситуациями, которые возникают на дорогах. Я нет.
- Дороги. Наша вечная боль. И, к сожалению, высока вероятность, что она будет существовать ещё долго. Поэтому, пока у беспилотников нет шансов преодолеть очередной ухаб и не попасть в глубокую лужу, выезд на российские дороги им закрыт.
- Погода. Беспилотники передвигаются с помощью камер и различных датчиков. А в России погодные условия далеко не всегда благоволят: снежные бури, ливни и гололедица – не самая лучшая перспектива для любого автомобиля. Не думаю, что беспилотники смогут стать полноценным исключением из правила.
- Люди. Недоверие к новому – черта многих. И это нормально. Поэтому, выбирая между традиционным способ доставки груза и беспилотным, скорее всего сначала многие будут выбирать первое. И не потому что оно лучше, а потому что привычнее. А если не будет спроса, то не будет смысла транспортным компаниям тратиться и на предложения. Тем более, если его цена будет выше альтернативы. Всё взаимосвязано.
- Законодательная база. В современных российских реалиях нет правил, которые хоть как-то регулируют передвижения беспилотников. В 2018 году Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым было подписано Постановление, но оно распространяется только на участников эксперимента по эксплуатации беспилотных транспортных средств в Москве и Татарстане.
Получается, что плюсы беспилотника слишком неоднозначны, а наработки, которые есть сейчас в этой области, не позволяют в полной мере гарантировать внедрение беспилотников в сферу грузоперевозок. И в итоге мы имеем технологию, в разработку которой вкладываются огромные деньги, но которая может и не получить полноценное право на жизнь.
Нет, я не ратую за отказ от идеи запуска первых беспилотников в сфере грузоперевозок, тем более, когда работа в этом направлении уже ведется. Я за то, чтобы правильно расставить приоритеты и работать не только над созданием «технического чуда», но и над условиями для его полноценной эксплуатации. И может быть лет через 25 беспилотный 20-тонник станет не просто реальность, а нашим и вашим главным помощником.
Луддизм какой-то. Написано так, будто бы водители фур никогда не попадают в аварии и людей не сбивают, а на погоду им вообще плевать. Приведите статистику прежде чем делать такие выводы. Заказчики будут выбирать тот способ, который будет дешевле и хоть сколько бы вы не продолжали бороться с прогрессом, в итоге всегда проиграете.
Извините, но вы видимо не совсем правильно поняли материал. Никто не пишет о том, что в аварии фуры не попадают, а погода на качество грузоперевозок не влияет. Всё влияет, всё случается. Это общеизвестный факт. Здесь скорее о том, что как водители не справляются с условиями, так и беспилотники скорее всего тоже не смогут. По-крайней мере пока технологии этого дать не могут.
Статистику по беспилотникам нельзя привести, потому что её нет. Ну а по авариям на дорогах с участием фур легко найти в интернете. Но все и так знают, что они есть.
Про погоду аргумент просто высосан из пальца, извините.
Так и не понял, почему российская погода благоволит водителям-людям, а не роботам
Российская погода никому не благоприятствует, в том то и дело. Авария может произойти на трассе в любую минуту. И если живой водитель может как-то среагировать в сложной ситуации и вырулить, то не факт, что этому смогут научить автомобилей-роботов.
А ещё погода в России достаточно суровая: морозы, которые могут вывести датчики из строя, камера, которую может залепить снег.
А если вдруг занос из-за гололёда?
Комментарий недоступен
Мне казалось, для начала в сфере легковых перевозок нужно дождаться первых свершений, потом уже говорить про грузовые. В статье всё логично и понятно, но сам инфоповод странный: разве кто-то ждал быстрых прорывов в сфере автоматизации грузоперевозок? Тем более сфера-то достаточно консервативная (как мне кажется).
Об автоматизации в сфере грузоперевозок действительно говорят и достаточно много. Прогнозы взяты не с потолка.
Сфера грузоперевозок стремится к автоматизации всех процессов и оптимизации, поэтому эта тема достаточно актуальна. По-крайней мере внутри отрасли об этом говорят.
Я бы предпочел беспилотную технологию сначала на грузовиках обкатать(пусть на малотоннажных), а потом уже людей возить. Почему начали делать наоборот - для меня загадка.
У грузовых автопилотов есть драйвер роста. Пусть не у нас, а в Штатах - дефицит живых водителей-дальнобойщиков. Реальный острый дефицит. Поэтому там нет проблемы, что роботы оставят людей без работы.
Едет фура беспилотная фура Магнита. Пускаем под откос и растаскиваем - вот основная проблема, тупо грабежи в том или ином виде.
Пускаем под откос: это как? Дорожное полотно взрывать?
Растаскивать съехавшую под откос фуру вы чем будете? И сколько времени?
Есть основания полагать, что алгоритм будет обучен таранить автомобили, прижимающие его к обочине. К тому же, сигнал тревоги машина подаст еще до остановки, плюс передаст полную картинку ограбления. В высоком качестве. На ближайший пост.
Наличие водителя от этого не спасает.
Если мы говорим об эре беспилотных фур, то вы думаете там систему безопасности нельзя наладить будет? Да и человек словно более эффективен в подобных ситуациях — дальнобойщик будет бегать битой отбиваться?
Но человек тоже не сможет решить проблему вагонетки. В сфере бесплотного транспорта хотя бы логично кто виноват: кто нарушил правила, и пусть это будет 10 детей, если они перебегают дорогу не в положенном месте, то они не и виноваты.
Морально-этические нормы на то и морально-этические, что тут всё к логике нельзя подвести. И 10 детей будет жалко в любом случае, несмотря на то, что они нарушили правило.
Тем более в случае с беспилотником Uber, по данным СМИ виновата женщина, которая нарушила правило. Но при этом репутация сильно пострадала именно у компании.
На наш взгляд эта очень неоднозначный момент.
А вы работаете на фрилансе? Очень нужно Продвижение сайта и в целом отладить работу.
Разработка делается не ради денег? Серьезно? Разве компании это делают не для того, чтобы стать лидером на рынке и в итоге с лихвой отбить все вложения?
Компания это делает для того, чтобы стать первооткрывателем и первым на рынке. На наш взгляд это не совсем о деньгах, а скорее о революции в отрасли и статусе.
Комментарий недоступен
Вы правы, это взаимосвязано. Но в стабильное время средний рост грузооборота в пределах 2-3%. По этой причине мы рассматриваем 7,2 % как значительный рост.
Ну и со своей стороны хотим добавить, что спрос на перевозки есть и в кризис. Если бы его не было, транспортных компаний бы просто не существовало уже.
А если в небе много самолётов — значит, все улетают из страны и конец близок.
Божественный уровень аналитики:)
Тем временем...
Я один нигде не видел чтобы кто то писал о беспилотных грузоперевозках в России в ближайшие 10 лет? Наверное даже самым далёким от темы людям понятно что этому скорее всего не быть еще лет 20-30
Тут аргументы за уши притянуты. Лажа какая-то. Лучше всего причины описаны в телеге на канале Орды. Которая "Родная, злобная, твоя". А тут детский лепет.