Беспилотники не придут в сферу грузоперевозок ближайшие 10-15 лет и вот почему
О беспилотных технологиях кто только ни говорит, а материалы о них набирают огромное количество лайков и комментариев. Как же иначе! Все с нетерпением ждут, когда будущее станет реальностью, и делают ставки через сколько лет мы будем разъезжать на беспилотниках. Но в контексте автомобильных грузоперевозок рассусоливание этой темы не стоит такого внимания. Для России это скорее утопия, а не отдалённая реальность.
Меня зовут Пётр Ларин. Я специалист по автоматизации логистических процессов в ГК SAMCOM. Работаю в отрасли с 2005 года и за последнее время не раз слышал высказывания о том, что в ближайшие 10-15 лет в сфере грузоперевозок появятся беспилотные автомобили. Кто-то даже замахивается на 7-8.
Конечно, никто не говорит о глобальном захвате сферы грузоперевозок беспилотными технологиями, но на мой взгляд даже утверждение о том, что через определённое количество лет они будут полноценно функционировать, поспешно. И сейчас я расскажу почему.
Автомобильные грузоперевозки: взлёты и падения
Автомобильные грузоперевозки – способ доставки грузов, который сейчас стремительно набирает обороты. Например, за первую половину 2019 года по данным Росстата грузооборот автомобильным транспортом вырос на 7,2 % в сравнении с 2018 годом. Это большой рывок.
В перевозке грузов автомобилями есть свои плюсы:
- большой разброс тоннажности грузов (на автомобиле можно перевести как килограмм конфет, так и негабаритную цистерну, которая весит сто тонн);
- доступность (разбег от несколько сотен рублей до сотен тысяч, в зависимости от веса груза, направления и других условий);
- мобильность (может доехать туда, где нет железных дорог, аэропортов и портов, и что уж таить, именно на автомобилях доставляется груз туда, откуда он полетит или поплывёт).
Однако есть и свои «болевые точки», с которыми транспортные компании пытаются справиться, но существующий уровень оказания услуг пока не позволяет сделать это на 100%.
Среди них скорость доставки и цена, не всегда удовлетворяющие клиента. Ещё одна «ахиллесова пята» – это сохранность груза, который может пострадать в аварии или из-за неподходящих условий транспортировки.
«Работаем над созданием беспилотника, потому что…»
Одна из причин, почему сфера грузоперевозок всё-таки решила открыть для себя дверь в мир беспилотных технологий, – это как раз возможность справиться с проблемами, которые есть в отрасли.
Теоретически беспилотники могут помочь увеличить скорость доставки и снизить стоимость транспортировки, по причине того, что в перевозке не будет задействован человек. Также они могут обезопасить груз, благодаря алгоритмам, которые помогают автомобилю не попадать в аварии и другие неприятные ситуации.
Но эта причина далеко не главная. Основная, как ни крути, – это дань моде. Электрокары, роботы, дроны… Как не попытаться совершить революцию в своей области? И действительно многие компании стараются и делают это достаточно успешно. Например, на российском рынке грузовых автомобилей этим занимается КАМАЗ совместно с Cognitive Technologies.
Ещё одна из причин – снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Автомобили-роботы беспрекословно подчиняются определённым правилам, а значит шанс попасть в аварию у них будет значительно ниже.
Ложка минусов в бочке с беспилотными технологиями
Но в мире беспилотников всё не так идеально, как кажется на первый взгляд. И каждый успех, которого достигают компании в этом направлении, – это не огромный рывок, а скорее маленький шажок к тому, чтобы укрепить скромные позиции.
Так что же не так с беспилотниками?
- Безопасность. Несмотря на теоретические заверения, безопасность беспилотников так и не была доказана. В программах могут быть недоработки (вспомним печальную историю с беспилотником Uber). И, к сожалению, компьютер пока не научился сам действовать в непредвиденных ситуациях на дороге.
- Морально-этические нормы. Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Если в пути возникнет критическая ситуация, из которой нельзя будет выйти без жертв, то как автомобиль-робот должен действовать? И кто в итоге будет нести ответственность за решение? Я знаю, что уже ведется работа над созданием своего рода «морального кодекса». И уже предполагаю, что к нему будет большое количество вопросов.
- Большие затраты. В перспективе беспилотники должны значительно снизить расходы на грузоперевозки, благодаря отсутствию расходов на выплаты заработной платы и других сопутствующих платежей. Но тут есть одно «но!». На разработку этих технологий тратятся миллионы и даже миллиарды рублей. Конечно, по большей части всё это делается не ради денег. Но это бизнес, поэтому окупаемость никто не отменял. И какой будет цена беспилотного грузовика – большой вопрос, на который сейчас не дают прямого ответа из-за несовершенства технологий и продолжительности работы над ними.
Беспилотникам ПОКА НЕ МЕСТО в сфере грузоперевозок
Я придерживаюсь мнения, что грузовые беспилотники не появятся на российских дорогах ещё лет 10. Или 15. А возможно и 20. И дело тут не столько в минусах и несовершенствах, хотя и в них тоже, а в реалиях жизни в нашей стране:
- Технологии. Вы уверены, что со временем компьютерные программы станут более совершенными, а беспилотники будут ездить без участия человека? И причём не в радиусе нескольких километров, а проходить значительные расстояния с грузом, справляться со всеми ситуациями, которые возникают на дорогах. Я нет.
- Дороги. Наша вечная боль. И, к сожалению, высока вероятность, что она будет существовать ещё долго. Поэтому, пока у беспилотников нет шансов преодолеть очередной ухаб и не попасть в глубокую лужу, выезд на российские дороги им закрыт.
- Погода. Беспилотники передвигаются с помощью камер и различных датчиков. А в России погодные условия далеко не всегда благоволят: снежные бури, ливни и гололедица – не самая лучшая перспектива для любого автомобиля. Не думаю, что беспилотники смогут стать полноценным исключением из правила.
- Люди. Недоверие к новому – черта многих. И это нормально. Поэтому, выбирая между традиционным способ доставки груза и беспилотным, скорее всего сначала многие будут выбирать первое. И не потому что оно лучше, а потому что привычнее. А если не будет спроса, то не будет смысла транспортным компаниям тратиться и на предложения. Тем более, если его цена будет выше альтернативы. Всё взаимосвязано.
- Законодательная база. В современных российских реалиях нет правил, которые хоть как-то регулируют передвижения беспилотников. В 2018 году Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым было подписано Постановление, но оно распространяется только на участников эксперимента по эксплуатации беспилотных транспортных средств в Москве и Татарстане.
Получается, что плюсы беспилотника слишком неоднозначны, а наработки, которые есть сейчас в этой области, не позволяют в полной мере гарантировать внедрение беспилотников в сферу грузоперевозок. И в итоге мы имеем технологию, в разработку которой вкладываются огромные деньги, но которая может и не получить полноценное право на жизнь.
Нет, я не ратую за отказ от идеи запуска первых беспилотников в сфере грузоперевозок, тем более, когда работа в этом направлении уже ведется. Я за то, чтобы правильно расставить приоритеты и работать не только над созданием «технического чуда», но и над условиями для его полноценной эксплуатации. И может быть лет через 25 беспилотный 20-тонник станет не просто реальность, а нашим и вашим главным помощником.
Но человек тоже не сможет решить проблему вагонетки. В сфере бесплотного транспорта хотя бы логично кто виноват: кто нарушил правила, и пусть это будет 10 детей, если они перебегают дорогу не в положенном месте, то они не и виноваты.
Морально-этические нормы на то и морально-этические, что тут всё к логике нельзя подвести. И 10 детей будет жалко в любом случае, несмотря на то, что они нарушили правило.
Тем более в случае с беспилотником Uber, по данным СМИ виновата женщина, которая нарушила правило. Но при этом репутация сильно пострадала именно у компании.
На наш взгляд эта очень неоднозначный момент.
Надеюсь киберправительство и кибер-активисты в будушем меня не посадят за это сообщение, но как можно распространять морально-этические нормы, если по факту движение беспилотника это процесс не обладающий носителем морали и этики.
Это как морально-этические нормы относить к движению лифта или закрытию дверей в вагонах метро.
Морально-этически лифты не виноваты, а вот их производители ответственность несут, если лифт упадёт и там погибнут люди.
И этот момент по идеи должны продумать компании, которые занимаются запуском беспилотника.
Но здесь не о падении лифта, не о ЧП связанных с поломкой. В примере лифта это было бы как если бы кто-то пытался успеть забежать в закрывающийся лифт и его бы ударило очень сильно.
Как и про автомобили, то, что кто-то выбежал на дорогу это проблема того, кто выбежал. Машина действует по алгоритму, выполняя все правила. И если даже ситуацию с подобными нарушениями предусмотреть, то всегда есть тормозной путь, который ну никак невозможно контролировать.
Мы будем винить водителя поезда, когда под поезд перебегая рельсы попадают несколько детей? Вроде нет.
Мы писали в материале об ответственности, если нельзя будет избежать жерт: когда любое решение автомобиля-робота приведет к чье-то гибели. Перебегает толпа детей через дорогу, а на обочине тоже люди.
Здесь не уровень "виноват или нет", здесь уровень, "а есть ли право принимать такое-то решение".
И верного ответа скорее всего не будет, потому что все люди смотрят на это по-разному.
Какое решение? ПДД 10.1 - для предотвращения дтп - торможение до полной остановки, про маневрирование там ни слова. В этом отличие человека от автопилота, последний не рискует и может нарушить правила пдд только по недоработке, а не желанию левого мизинца на правой ноге.
Мы с правилами не спорим. Но они рассчитаны всё-таки на автомобили, за рулём которого сидит водитель.
Для нас ситуации с авариями остаются неоднозначными, как бы на них ни пытались смотреть. С точки зрения человечности и с точки зрения ответственности транспортных компаний перед клиентами.
Они рассчитаны на соблюдение всеми участниками дорожного движения независимо от того человек это или автопилот. С неоднозначными ситуация призван разбираться суд. Зачем усложнять простые вещи? Какая ещё человечность? Авария -> расследование -> суд -> наказание.
Сейчас они рассчитаны только на автомобили с водителями. Для беспилотников скорее всего будет создана отдельная законодательная база. Поэтому обращаться к существующим правилам ПДД в разговоре о беспилотных технологиях всё-таки не совсем корректно. Но мы не спорим, что в будущем некоторые правила могут совпадать.
Про суд - да. Но мы не усложняем, а смотрим немного с другой стороны. Закон и мораль - не одно и то же. Если погибнут люди, даже если они сами виноваты, это не есть хорошо. И мы убеждены, что в такой ситуации будут вопросы к новой технологии. Это никакой логики и правилам не подчиняется, это зависит от реакции людей.
Да, кстати, для беспилотника разрешенная скорость в населенных пунктах 60, а не 60 + "нештрафуемые 20" т.е. 80, как для живого водителя. Аналогично с "ни кому не помешал" и прочими "проскачу". Так что еще вопрос, против кого пойдут митинговать.