{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как стартап выходца из Индии Omio стал миллиардной компанией, которая объединяет Европу

Недавно известное европейское онлайн-агентство путешествий GoEuro переименовалось в Omio. Эта компания продаёт больше всего автобусных билетов в Европе и теперь, получив почти $300 млн от инвесторов, собирается стать глобальным лидером на наземном транспорте.

Нарен Шаам omio.com

Одной поздней летней ночью 2010 года Нарен Шаам осознал, что с него хватит. Пока его спутник спокойно спал в кровати хостела в Амстердаме, Нарен всё сильнее раздражался. Он провёл последние несколько часов в очереди в кассу на центральном вокзале Амстердама, чтобы купить билет на поезд до Парижа.

Изначально Шаам планировал лететь самолётом, но поезд оказался значительно дешевле, а по времени — одинаково, если учитывать дорогу в аэропорт и досмотры. Но он не учёл двух часов в очереди на вокзале, который обслуживает более 184 тысяч пассажиров в день.

В четырехмесячном путешествии по всей Европе, которое было приурочено к выпуску из Гарвардской бизнес-школы, двадцативосьмилетний Нарен постоянно сталкивался с подобными проблемами. Он тратил время, сверяясь с расписаниями на вокзале в Мюнхене, вставал рано утром, чтобы не застрять в очередях на римском вокзале Термини, и торчал на мадридском Пуерта-де-Аточа.

Я был сыт по горло постоянными поисками правильных маршрутов при практически полном отсутствии интернета. Я поехал в Европу изучить богатую культуру, посмотреть красивые виды и насладиться вкусной едой. В итоге мне пришлось тратить почти всё своё время на планирование поездок.

Нарен Шаам

Сидя на кровати в хостеле, Шаам начал рисовать концепцию на белом листе бумаги. Он вообразил платформу, которая должна была решить его проблемы и сделать путешествия по Европе простыми и гладкими — в онлайне. Концепция предполагала объединить все виды транспорта — поезда, автобусы и самолеты — во всей Европе, в один билет из точки А в точку Б.

Прошло немного времени, Шаам спрятал свои наброски в сумку и вернулся в Нью-Йорк поступать на работу в финансовое учреждение, как он и планировал после университета.

Прошло десять лет. Теперь Omio, компания, которую он основал в Берлине, насчитывает свыше 300 работников и оценивается в более чем $1 млрд.

forbes.com

Мы постоянно спрашиваем себя, как мы можем добавить магии в путешествие?

Нарен Шаам

Шаам родился в Индии, учился в США, а сейчас живёт в Германии. Теперь, по его словам, Omio готова стать глобальной компанией. Предприниматель целится в фрагментированные рынки стоимостью в миллиарды долларов — такие, как Северная и Южная Америки или Южная Азия. Но сфера путешествий — непростая индустрия, и Шаам не единственный, кто пытается её покорить.

В европейском наземном транспорте просто так не разобраться. Европа имеет отличную инфраструктуру, которая разделена между 44 странами, что приводит к некоторой разобщённости. К примеру, во время семичасовой поездки на поезде из Мюнхена в Милан вы пересекаете две государственные границы.

Это значит, что вам нужно покупать билеты у двух разных операторов Ж/Д-перевозок. «Представьте, что вы смотрите сериал на Netflix, но последние шесть серий вам нужно смотреть на другом сервисе», — говорит Нарен Шаам в своей квартире в модном берлинском районе Пренцлауэр Берг.

Основные конкуренты фокусируются или на сравнении цен (Skyscanner, Trivago), или на поиске подходящих вариантов (Kayak, Google). Omio тоже начинала с информации о маршрутах, но быстро переключилась на продажу билетов. Компания выяснила, что заполняемость наземного транспорта в Европе около 50%, и всего 39% билетов в 2018 году было продано в интернете. В этом Нарен Шаам увидел свою возможность.

Нарен Шаам forbes.com

Его дорога к предпринимательскому успеху не была прямой. Когда Нарену было 15, он попытался устроиться на работу в колл-центр, который только что открылся в его родном городе Бангалор. Ему отказали — английский был недостаточно хорош. Но скоро всё изменилось.

«Мне повезло со многими вещами в жизни», — говорит он. Нарен родился в простой семье, его отец электрик, а мать инструктор йоги, но ему повезло выиграть путёвку на учёбу в США. Он попал в университет средней руки в Теннесси, получил там специальность инженера-механика в 22 года, устроился на работу менеджером в Cummins, фирму-производитель дизельных двигателей.

Дальше было второе финансовое образование в Гарварде и работа в крупнейшей аудиторской компании Deloitte.

В 2012 году, выплатив кредит за обучение, Нарен решил, что пришло время реализовать свою мечту. Он уволился и переехал в Берлин, где открыл свою компанию. Берлин был осознанным выбором — несмотря на то, что языка Шаам не знал и у него не было ни единого знакомого в немецкой столице, сравнительно низкие цены и огромный выбор сотрудников сделал своё дело.

На первое время он остановился у родителей своего друга из Нью-Йорка на окраине Берлина. Они помогли Нарену освоиться в чужом городе и разобраться в бумагах, нужных для оформления первых привлечённых инвестиций. Получив $300 тысяч, Шаам начал первые шаги к тому, чем стала впоследствии Omio.

Нарен начал с холодных звонков европейским Ж/Д-операторам. Но пока у платформы не было пользователей, поэтому перевозчики не спешили к ней присоединяться; без предложений от перевозчиков невозможно было привлечь пользователей. Шаам потратил почти год на привлечение первых транспортных партнеров — немецкого Deutsche Bahn и британской Network Rail.

Каков секрет?

Мне часто задают этот вопрос, но никакого секрета нет. Только работа с данными, постоянные улучшения и настойчивость.

Нарен Шаам
omio.com

Большая задача Omio — сделать бронирование путешествий настолько легким, чтобы люди стали больше ездить, ведь компания зарабатывает на комиссии с каждого проданного билета. Шаам заявляет, что выручка удвоилась в 2018 году, но отказывается обсуждать детали.

До прибыльности ещё далеко, ведь компания фокусируется на росте. Работы очень много — данные от Ж/Д и автобусных операторов поступают в очень разрозненных форматах. Обработать их в рамках одной платформы непросто, поэтому 200 из 300 сотрудников Omio — это программисты и инженеры. Интеграция каждого нового партнёра может занимать до двух лет.

Конкуренты не дремлют. Австралийский тревел-поисковик Rome2Rio (недавно привлёк $3,1 млн от инвесторов) и немецкий FromAtoB не отстают.

В 2017 году французская железная дорога SNCF купила своего главного подрядчика по продаже билетов Loco2, и со временем заработки на комиссии Omio могут стать привлекательными и для других Ж/Д-операторов.

Но главная угроза кроется в другом месте. Сервис Google Maps — главный монополист в поиске по населённым пунктам и в сравнении цен на авиабилеты, поэтому легко представить, что Google будет заниматься продажей билетов на транспорт.

Шаама таким сценарием не напугать — «Google в качестве конкурента будет проблемой для любого стартапа. Но рынок очень большой, и я не думаю, что одна компания сможет его осилить».

Пока что Шаам имеет полный контроль над своим бизнесом. После всех инвестиционных раундов у него всё ещё самая большая доля в компании. Когда его спрашивают о продаже своей доли или выходе на биржу, Нарен Шаам отмахивается: «Мы хотим оставаться независимыми. Пока мы контролируем компанию, мы будем продолжать строить самую большую платформу для путешествий в мире».

На основе материала Forbes Austria/Switzerland: Omio’s Journey To Connect Europe.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Василий Пятых

Только беда в том, что цены у omnio заметно выше, чем в кассе на вокзале. По крайней мере по направлению Люксембург Париж именно так.

Ответить
Развернуть ветку
Психиатрическая неотложка

Есть куча людей, готовых платить за удобство, они и есть ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

В любом подобном сервисе они будут выше чем в кассе, они же зарабатывают на комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пятых

Они могут пользоваться оптовыми скидками, если они есть

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Noskov

Интересно сервис пилят индусы на аутсорсе?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Poroshin

Все итальянцы сидят на omio, впринцепи удобно для сравнения цен автобус и жд, но многих поездов нет

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда