Газ и электричество: перевод общественного транспорта и грузовиков на альтернативные виды топлива
Двигатели, работающие на альтернативном топливе, помимо легковых автомобилей устанавливаются сегодня и на крупный коммерческий транспорт. О реальной ситуации с внедрением этих технологий рассказал Александр Новосельцев, CEO сервиса грузоперевозок GetTransport.com.
Электробусы в Москве
Электробусы в Москве начали регулярно возить пассажиров с 1 сентября 2018 года. Их запустили по троллейбусному маршруту №73. Постепенно по плану сюда подключались и другие маршруты, как троллейбусные, так и автобусные. В одних случаях электробусы полностью заменили традиционный транспорт, в других частично.
В конце марта 2019 года первые электробусы начали работать и в Санкт-Петербурге. Здесь транспорт несколько отличается от московского - зарядка его происходит по ночам. Причина в невозможности установки в историческом центре Петербурга станций подзарядки по ходу движения.
На разных этапах тестовых испытаний пока находятся Казань, Тюмень, Пермь, Ростов-на-Дону и Екатеринбург. В этих городах рано говорить о появлении регулярных маршрутов, но власти проявляют интерес и планируют закупку новой техники. Основное препятствие в этом - высокая стоимость электробусов.
Существуют ли электрические грузовики?
Работающие на электричестве грузовики постепенно вводятся в эксплуатацию разными производителями, но пока это только предсерийные экземпляры.
Машины отданы на тестирование первым клиентам, в ходе которого специалисты производителя остаются на прямой связи с водителями и механиками.
В апреле 2019 года заказчики получили свои электрические грузовики от Volvo. Это тоже предсерийные образцы - развозной автомобиль и мусоровоз.
Как реализуется переход на газомоторное топливо в России?
Пока проект государственной поддержки перехода на газомоторное топливо находится на старте. Разработана стратегия под названием «Развитие рынка газомоторного топлива», реализация которой рассчитана до 2024 года. В ней предполагается выделение 174,7 миллиардов рублей. Их в виде субсидий будут выплачивать всем принимающим участие:
- регионам, покупающим общественный транспорт;
- нефтегазовым компаниям;
- производителям автомобилей и прочим.
Пока же доля газа в общем потреблении моторного топлива оценивается очень низко - менее 1 процента.
Грузовики на газомоторном топливе выпускают и зарубежные, и отечественные производители. Пока на дорогах их немного, но постепенно автопарк становится все шире.
Под перспективным газовым топливом сегодня понимается метан, а точнее смесь газов, в которой на него приходится 93-95 процентов.
Газовых заправок в России сегодня недостаточно для широкого перевода разных видов техники на это топливо. На конец весны 2019 года их было 375, прирост - около 35 штук каждый год. Это очень мало, и у “Газпрома” есть планы по ускорению процесса со строительством в ближайшие 2-3 года 500 новых заправок.
Слабая развитость газовой инфраструктуры не позволяет, к примеру, массово переходить на новое топливо дальнобойщикам - им попросту не хватает запаса хода. Без дополнительных стимулов бизнес со строительством не торопится, потому что новая газовая АЗС окупается не менее 12 лет.
Насколько выгоден предприятиям переход на альтернативные виды топлива и электричество?
Выгоды перехода на газомоторное топливо и электродвигатели очевидны и многими уже поняты. Процесс тормозится лишь слабым развитием сопутствующей инфраструктуры и более высокой стоимостью транспорта нового типа.
Если говорить о газе, то здесь есть пример таксистов, давно освоивших ГМТ. Дневные расходы на бензин у них составляют 2 000 рублей, а на газовое топливо при том же пробеге - 400 рублей.
Вывод на маршруты электробусов в Москве показал, что у них километр пути обходится в 4 раза дешевле, чем у дизельных автобусов. В обслуживании транспорт на электротяге тоже намного экономичнее.
Вчера в "Крокус-Экспо" открылась выставка "Коммерческий транспорт". Там можно вживую потрогать серийные модели газовых грузовиков и автобусов.
Я сейчас продвигаю проект "Дешёвые поездки на 55-местных газовых автобусах для студентов по маршруту "Москва- Петербург". При себестоимости поездки менее 200 рублей цену билета планируем установить в 650 рублей. Газовый китайский автобус ценой 14 миллионов рублей окупается (по расчётам) за 189 суток (при трёх рейсах в сутки). Это более 120% годовых!
Хотел съездить за деньгами для развития к Аркадию Морейнису, но вдруг дорогая редакция захочет поучаствовать в развитии нового газомоторного транспорта и поможет провести крауд-инвестинговую компанию среди читателей сайта?
Три рейса в день на машине будет один водитель делать?)
Первым разработчиком и производителем электробусов в России является "Группа ГАЗ". Первый полностью электрический автобус был изготовлен на Ликинском автобусном заводе в 2011 году.
Наталия Степанова, PR-менеджер Дивизиона "Автобусы" "Группы ГАЗ".