«Из затрат на рекламу у нас только оклейка самокатов»: как топ-менеджеры S7 запустили сервис для аренды самокатов Whoosh Статьи редакции

Выдержка материала РБК о компании с ежедневной выручкой 1,2 млн рублей.

Кто основатели и какие первые инвестиции

Сервис для проката электросамокатов Whoosh работает с апреля 2019 года, его запустили нынешние и бывшие топ-менеджеры S7 Group:

  • Дмитрий Чуйко — заместитель гендиректора S7 Group по инновациям.
  • Егор Баяндин — заместитель гендиректора по технологическому развитию S7 Travel Retail.
  • Сергей Лаврентьев — президент компании City Sightseeing Russia, продающей экскурсии, до этого отвечал за корпоративные продажи в S7.
  • Олег Журавлёв — возглавлял внутренний ИТ-интегратор в S7, сейчас работает в холдинге «ЭР-Телеком», пишет РБК, не указывая должность.

Идея сервиса принадлежит Чуйко: он загорелся этой темой во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году, где прокат электросамокатов очень популярен.

«Катались все: молодые, пожилые, офисные служащие. Меня удивило не только безумное количество ездоков, но и сама бизнес-модель без затрат на маркетинг. Стоящий на улице самокат сам себя продаёт с первой минуты», — рассказал Чуйко.

Стартовые инвестиции составили $1 млн, основатели вложили в запуск собственные деньги. 50% компании принадлежит Чуйко, остальные 50% примерно поровну делят три других партнёра.

Название Whoosh придумал семилетний сын Чуйко: «Он обожает мультфильм Room on the Broom про ведьму, летающую на метле, и подражает героине. Отталкиваясь на самокате, говорит: Whoosh-sh-sh. Слово подошло нам по смыслу».

Запуск, первые результаты и проблемы

Сервис партнёры планировали запустить летом 2018 года, но не успели оснастить самокаты необходимой электроникой. В апреле 2019 года Whoosh начал работать в Москве с 20 самокатами на старте, затем вышел в Санкт-Петербург, новосибирский Академгородок и наукоград Кольцово в Новосибирской области. Сейчас парк сервиса насчитывает 1200 электросамокатов, из них около тысячи — в Москве.

Не было ни рекламы, ни рассылок. Люди сами скачали приложение, привязали карточку, разобрались, как это работает, и поехали. Мы стремились сделать максимально простую посадку: не требуем для регистрации ни паспорта, ни прав, ни даже селфи.

Дмитрий Чуйко, о запуске в Москве

В качестве базовой версии самоката Whoosh использует Xiaomi Mijia M365. Компания оснащает их сенсорами, модемами GPS и GSM, которые сообщают о местонахождении и состоянии устройств. Самокаты Whoosh разгоняются до скорости 20 км/ч и имеют запас хода 30 км.

Пользователи берут самокат в среднем шесть-семь раз в сутки, за лето они совершили 160 тысяч поездок, заявляют в компании. По словам Чуйко, к концу августа Whoosh удалось выйти на выручку около 1,2 млн рублей в день.

На старте работы сервиса стоимость аренды самоката в Москве составляла 50 рублей за начало поездки и по пять рублей за каждую последующую минуту. В июле сервис запустил в динамический тариф: в зависимости от наличия свободных устройств и времени суток старт обходится от 0 до 50 рублей, каждая последующая минута — от пяти до семи рублей.

В цену поездки заложены пятипроцентные траты на амортизацию, но по факту расходы на неё пока не выше 2% в месяц. «Иногда самокаты ломают, причём даже намеренно», — рассказал Егор Баяндин. Недобросовестных пользователей Whoosh старается штрафовать, списывая деньги с их карты. Чуйко уверяет, что это происходит лишь в вопиющих случаях: неправильная парковка, не прикреплённый к стойке самокат, незавершённая поездка.

На что Whoosh тратит деньги

Из стартовых инвестиций в 2018 году компания потратила $75 тысяч на первую тестовую партию самокатов, $200 тысяч на зарплаты разработчикам, $225 тысяч — на дизайн, аренду офиса и мастерской, оборудование и тому подобное. В 2019 году на покупку скутеров, зарплаты и продолжающуюся разработку ушло ещё $500 тысяч.

В компании работают 42 человека: 15 разработчиков, семь специалистов по продукту и маркетинг и операционная обслуживающая бригада — 20 человек.

Сейчас до 30% выручки уходит на аренду помещения, на водителей и машины, которые собирают самокаты и развозят, на запчасти и обслуживающий персонал. Расходы на сбор данных и обслуживание платформы составляют ещё 10-12%. Дооборудованный самокат обходится компании чуть больше чем в 30 тысяч рублей, треть стоимости — это затраты на дополнительную электронику.

Из затрат на рекламу у нас сейчас только оклейка самокатов: на каждый самокат из первой партии мы потратили всего по 300 рублей.

Дмитрий Чуйко

Сооснователь Whoosh Чуйко говорит, что маржинальность бизнеса составляет 55%.

Планы по развитию

Дальнейшее развитие в России Whoosh планирует при участии партнёров. Компания предлагает предпринимателям покупать электросамокаты по цене 35-40 тысяч рублей за устройство и взять на себя задачи оператора: заряжать, мыть и ремонтировать самокаты. Whoosh обещает оставлять партнёрам 65% выручки. Каждое устройство окупит себя за полтора-два месяца, уверяет Баяндин.

Всего с запросами о партнёрстве обратилось 60 компаний. У кого-то (обычно это ИП или самозанятые) есть инфраструктура и мощности: станция техобслуживания, ремонтная мастерская, экспедиторы, курьеры. Они хотят их догрузить. У других есть деньги, которые им хочется выгодно вложить.

Егор Баяндин, о партнёрах

По расчётам Whoosh, Москва в пределах Садового кольца может вместить до двух тысяч самокатов, а в пределах Третьего транспортного — восемь тысяч. Потенциальным партнёрам компания рекомендует начинать хотя бы с 50 устройств, чтобы охватить небольшую территорию. Такой запуск потребует 2 млн рублей, не считая затрат на аренду небольшого помещения и автомобиля для сбора самокатов по городу.

Осенью 2019 года компания планирует запустить сервис за рубежом: по словам Чуйко, они готовы запустить как минимум 1,5 тысячи самокатов в десяти городах за рубежом. Потенциальный рынок в Европе компания оценивает в $5 млрд.

У нас серьёзные контракты в Европе на этапе финального согласования. Хотим открыться в Испании и Италии. Не желая конкурировать с Lime и Bird, выбираем небольшие города.

Сейчас получаем разрешения в местных муниципалитетах, чтобы согласовать с властями модель, зоны, где это будет, способ парковки. В Европе Whoosh будет использовать другую ценовую политику — €1 за старт и 15 центов за минуту.

Дмитрий Чуйко, о планах по развитию за пределами России
0
41 комментарий
Написать комментарий...
Панда Ву

Почему самокат стоит 5 рублей в минуту, а Renault Kaptur 9?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Mamontov

Да чёт дороговато 5 рублей за минуту, kia 6.45 стоит у яндекса

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

А метро так вообще меньше рубля минута стоит поездки в среднем.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislau Artymovich

Класс)

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Savchenko

В нашем Новосибирском Академгородке самокаты появились в июне и к середине августа их стало много, люди специально даже приезжают из других районов города, чтобы покататься.
Действительно, рекламы никакой не было, тк лето в этом году было не очень дождливым и снежным, то самокаты хорошо «зашли».
Но есть вопросы – безопасность самый для меня главный, тк мою дочь чуть не сбил семилетний мальчик(ростом чуть выше самоката), отец мальчика что-то мямлил что мол он готов отвечать, на что я сказал, что его «отвечать» мне не вернёт здоровье моего ребёнка.
Одно дело за 25к купить самокат, а другое – арендовать за 200₽, порог входа разный и поэтому регулярно вижу детей родителей-долбоёбов на этих самокатах.
Часто самокатчики выезжают на проезжую часть(и ночью в том числе) и, если вы на авто их случайно собъёте, то отвечать будете как за пешехода.
Как транспорт, получается дороже или как такси.
Как развлечение вполне себе классно. Но это в Академгородке, зелёном приятном районе с небольшим трафиком. Ещё вопрос - а что будет осенью-зимой с таким бизнесом?
А в целом, конечно интересно, что такие проекты появляются и если вопросы безопасности будут решены, то в добрый путь, как говориться.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Пользовался. В итоге случилась ошибка, самокаты в НСК не возвращались. Деньги капали. В итоге 700 рублей. Обещали вернуть и вернули 50р.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Цай

Если все так хорошо и перспективно, почему вы больше не хотите вкладывать свои деньги а хотите развиваться за счёт партнёров?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рудоманов

не знаю как там в ваших столицах, а у нас мне кажется через час после начала работы не останется не одного самоката (и гпс не поможет их найти), через полтора часа сдадут саму парковку на чермет.
и я не преувеличиваю, перед предстоящими выборами, по району расставили урны бетонные (да раньше их просто не было), уже через несколько часов на моих глазах, дед пытался одну из урн на тележку погрузить и увезти, а все на молодежь прут! не готовы мы пока к "цивилизации"...

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Где у вас?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рудоманов

за уралом

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Strelnikov

Стоит у меня под офисом парковка для whoosh. Скачал приложение, решил попробовать... Итоги после двух-трех контактов с сервисом.
Сервис дрянь, поддержка мертвая, замки и приложение глючное, продукт сырой, коммуникации с клиентами бестолковые, цена аренды заоболочная.
Купил собственный самокат!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Smirkin

Попробуйте арендовать эти самокаты вечером в центре, например. У меня не получилось. Приложение тупило, не давало арендовать имевшийся в наличии самокат. Так было на двух точках у Новокузнецкой. Для себя тему закрыл. Может у кого-то было иначе?

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Было. С удовольствием катался, несмотря на наличие своего самоката)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жегалин

Делисамокат и Юдрайв лайт в прошлом году пропушили тему, а в этом не открылись для широкой публики.
Whoosh запустился на прогретом вышеупомянутыми участниками рынке и все лето 2019 кайфовал без конкурентов. Молодцы :)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Делисамокат сделал редизайн и в этом году запустился, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Скиданенко

Такой Revolut от мира самокатов, сказки про "мы такие классные, что нам не нужна реклама" рассказывать получается хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

Я понимаю суть каршеринга, покупать автомобиль дорого и он не часто бывает нужен. Но в чем суть самокатошеринга - загадка. Он стоит 500 долларов, сумма доступная для многих (для 99% арендующих их хипстеров), в чем смысл аренды, не проще ли купить... Ну, спонтанно по городу покататься можно иногда, если своего нет, но тогда массовости аренды не наблюдается. Одни загадки короче.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Таскать эту тяжелую махину по лестницам не хочется. А так пошёл, взял, поездил, чаще как развлечение на час - и окей. Таскаться дольше часа с ним не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

его не надо таскать в принципе, его надо оставлять на улице

Ответить
Развернуть ветку
Хенади Юлхав

А его не украдут с улицы то? И как вы его на улице заряжать будете? С арендованным таких проблем нет.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

И наблюдение, в Барселоне на прокатных электросамокатах (Reby, Bird) по-моему кроме туристов никто и не ездит.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Петечинский

Еще как ездят

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Ограничение садовым кольцом, это как кататься по деревеньке. Даже ТТК и то мало. Какой смысл идти в города, когда в Мск выйди за ТТК – уже явное расширение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Да, возможно. Надо проверять.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Сегодня с другом пытались покататься с этим Whoosh. Приложение глючное - сначала не хотел открываться замок и сетовал на мой блютус. Потом все-таки получилось снять с парковки, но он не ехал))) А за все денежку уже списывают. Мы давай написывать в поддержку, вот она отвечает быстро, НО! Нам оттуда позвонили и попросили вернуться посмотреть на самокаты - вдруг мы какой отцепили и он стоит теперь с открытым замком. А денежки, напомню, продолжают поминутно списываться. А мне еще и депозит в 500 рублей не вернули, сказали в течение 3х дней может идти платеж. Сняли быстро, а возвращают долго - классика. Настроение испортилось напрочь. Идея класс, исполнение - ну, вы сами поняли...

Ответить
Развернуть ветку
Lady Cash

Где-то тут явно подвох. Почему в этом году Делисамокат и Юдрайв не вышли на рынок и остался только один игрок? Совпадение? Не думаю ))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Хм, видел делисамокат в этом году.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

26 августа у Парка Горького

Ответить
Развернуть ветку
Max Galinskiy

Кейс интересный. Было бы здорово, если самокатчики ещё и с головой дружили, а не неслись сломя голову в толпу людей. Использовали бы велодорожки, а не тротуары

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Я бы не рискнул.

Чот это заканчивается тем, что рынок перегрет и самокаты везут городские службы на штрафстоянку бортами.

Ответить
Развернуть ветку
Leonidos Makolkin

странно, сделали тоже самое, что до них не очень удачно попробовали другие. разве что у них есть козырь, типа хороший связей, чтобы потом другим франшизу на нас счет продать )

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Из первых 500 тыс долларов всего лишь 75000 ушло на покупку электросамокатов, а остальные 425 тыс - на зарплаты и аренду???
Вы что, в ТЦ Европейском магазин открываете?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайленко

Поддерживаю. У меня испарилась последняя надежда на светлое будущее в своей стране (Беларуси), да и наверное не только в ней, после того, как увидел как "люди" обращаются с шерингом велосипедов... Вот куча примеров — https://t.me/kolobike_champions

UPD: Это в ответ Александру Рудоманову выше, из-за бага комментарий опубликовался не там

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Mantsurov

Врут)

В этом бизнесе цифр таких нет. У всех большие проблемы с платформой и работоспособностью приложения.

В следующем году ждем ухода части игроков... и прихода новых двух больших. (Про один все знают, вторые пока в тени)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Яковенко

А что с сайтом, друзья?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Vinogradov

Немного смутила фраза про принадлежность идеи сервиса. Как бы в самой идеи ничего нового. Подобное есть во многих городах мира.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Сегодня с другом пытались покататься с этим Whoosh. Приложение глючное - сначала не хотел открываться замок и сетовал на мой блютус. Потом все-таки получилось снять с парковки, но он не ехал))) А за все денежку уже списывают. Мы давай написывать в поддержку, вот она отвечает быстро, НО! Нам оттуда позвонили и попросили вернуться посмотреть на самокаты - вдруг мы какой отцепили и он стоит теперь с открытым замком. А денежки, напомню, продолжают поминутно списываться. А мне еще и депозит в 500 рублей не вернули, сказали в течение 3х дней может идти платеж. Сняли быстро, а возвращают долго - классика. Настроение испортилось напрочь. Идея класс, исполнение - ну, вы сами поняли...

Ответить
Развернуть ветку
БанДизайн

Вот анимационный рекламный ролик электросамокатов https://bandesign.ru/portfolio/animaczionnyj-videorolik-dlya-reklamy-elektrosamokatov/

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда