По тротуарам и обочинам: положение электротранспорта в России

Индивидуальный электротранспорт стал настолько заметным фактором в наших городах, что начались разговоры о законодательном закреплении отдельных правил его эксплуатации.

О текущей ситуации рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов.

Ситуация с электросамокатами и другим электротранспортом в России

Электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры и моноколеса продолжают набирать популярность у жителей российских городов.

В интернете все чаще можно увидеть ролики, где их владельцы ездят по дорогам наравне с автомобилями, а нередко в плотном движении и обгоняют их.

Количество единиц электротранспорта подсчитать сложно — его покупают и ввозят из-за рубежа без какого-либо учета. Но у ГИБДД есть статистика ДТП с участием их пользователей. За 2018 год в стране случилось 39 таких аварий, в них пострадало 40 человек. 12 происшествий — наезд на пешехода, в 21 случае произошли столкновения. 20 процентов инцидентов приходится на столицу. В 2019 году интенсивность ДТП почти такая же: с января по май зарегистрировано 12 происшествий с владельцами электросамокатов.

Эти данные показывают, что пока электротранспорт остается средством передвижения с низкой травмоопасностью.

Однако ситуация может поменяться при его массовом распространении.

По каким правилам сейчас должен ездить электротранспорт?

В настоящее время у электротранспорта нет какого-то отдельного статуса на дороге. Согласно ПДД его обладатели считаются пешеходами. В результате на проезжей части с автомобилями они оказываются нарушителями и подвергаются штрафам.

В то же время “пешеходный” статус для тех, кто способен разгоняться до 40-50, а зачастую и до 75 км/ч, выглядит странно. В итоге такой транспорт создает помехи и на дороге, и на тротуарах. Для упорядочения ситуации отдельные правила для электросамокатчиков становятся все более необходимы. Возможно, в скором будущем им ограничат территорию для передвижения и разрешенную скорость.

Более того, высказываются инициативы о введении специальных прав для владельцев самокатов наравне с теми, кто ездит на мопедах.

Не попадают ли некоторые виды электротранспорта под описание категории "велосипед" и "механическое транспортное средство"?

Если мощность двигателя электросамоката больше 250W, то по правилами он считается мопедом (механическим транспортным средством). По законодательству к мопедам относятся 2- и 3-колесные средства передвижения с электродвигателем мощностью 250-4000W. В соответствии с ПДД вождение такого транспорта предполагает получение прав категории M. Однако на практике это не работает, да и инспектор на улице не сможет уточнить характеристики электросамоката. Мощность на его моторе не пишется, а внешне разницы между двигателями на 200W и 750W почти нет. Техпаспорта и каких-то иных документов на самокаты тоже не имеется.

В определении велосипеда в ПДД сказано, что им считается, в том числе, устройство с электродвигателем, развивающее на электротяге скорость до 25 км/ч. Если самокат удовлетворяет этому требованию, то его можно отнести к велосипедам.

К чему приводит такая ситуация с законом?

Отсутствие проработанных норм делает самокатчиков нарушителями в момент выезда на проезжую часть. Из-за мощных моторов и скорости они оказываются неуместными на тротуарах. В июле 2018 года произошло первое смертельное ДТП — в Москве сбили 88-летнего мужчину.

Рискуют и сами самокатчики. Закон не требует от них пользоваться защитными средствами, поэтому большинство ездит без шлемов.

Как решаются конфликтные ситуации сейчас? Несут ли за что-то ответственность водители такого транспорта?

С разбирательством ДТП с участием электротранспорта ситуация непростая. Даже если самокат будет ехать по дороге со скоростью 50 км/ч и столкнется с автомобилем, это из-за его статуса могут посчитать наездом на пешехода. Отсутствие у электротранспорта статуса транспортного средства не позволяет привлекать управляющих им лиц к административной ответственности. Однако юристы говорят, что при мощности более 250W самокат вполне можно признать мопедом, и тогда ситуация изменится. Практики здесь пока мало, поэтому отработанных схем разбирательств нет.

В упомянутом выше смертельном ДТП на владельца самоката заведено уголовное дело.

Как решать проблему?

Проблема в скором решится ограничениями, прежде всего, по скорости. Если мотор электросамоката разгоняет его до скорости выше 25 км/ч, то средство передвижения подлежит регистрации, и управляющему им человеку потребуются права. Мощной технике на тротуарах не место, она должна двигаться по правой полосе проезжей части. Права, регистрация и требование носить шлемы сделают ее владельцев более ответственными.

Использование гироскопического эффекта делает гироскутеры и моноколеса менее предсказуемыми в управлении, поэтому такой транспорт относительно безопасен лишь на тротуарах, если для него сохранится ограничение скорости. Оно вводится производителем.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Denis Lysov

Пользуюсь whoosh. Т. К. У него до 20 км/ч, то счел, что на него распространяются положения ПДД о велосипедах: езжу по проезжей части в отсутствии велодорожки или по полосе для общественного транспорта (велосипедам разрешено с 2015).

Считал, что если электро самокат развивает больше 25 км/ч, то он обычное транспортное средство, ну, например, уже на полосу для общественного транспорта нельзя

Иными словами, я не понимаю , что делают велосипеды и электро самокат на тротуарах

Ответить
Развернуть ветку
GS

А я не понимаю, что делают самокаты на дорогах.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Калиниченко

Как обычно у нас в России хотят что то регулировать законодательно ничего не давая взамен. Люди на электросамокатах выезжают на проезжую часть по той простой причине что зачастую нет отдельных велодорожек и даже тротуары порой разбиты в хлам плюс наличие высоких бордюров. У нас неподготовлена инфраструктура для того чтобы люди катались на электросамокатах нормально не подвергая себя и окружающих риску столкновения. Сам езжу на электросамокате каждый день, по тротуару, со ср скоростью около 20кмч.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

Самокаты еще пол беды есть куча (ну перегнул тут немного, не куча, а штук 7 наверно) случаев со мной когда меня сзади обгонял чел по тротуару на электромопеде. Эта зараза тихая, но сцук очень быстрая и вразы больше самоката (не путать с самокатами с сидениями). Вот их точно под права загонять стоит. 

А с самокатами мне кажется стоит реально ввести ограничение по скорости. 25 по тротуару вполне приличная скорость. Больше если то давай-ка дружок одевай шлем получай права и на дорогу. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

А как контролировать? Ставить камеры на скорость вдоль тротуаров?)))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

 Я про сами самокаты, а не про соблюдение скоростного режима.

То есть. Если самокат не более 25 жмёт -  тротуар, больше - права шлем и проч проч.

Конечно можно провести по паспорту самокат 25 а потом двиган ему поменять на 50. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

Я даже больше скажу. Они с виду неотличимы. И ничто не помешает получить "м" с требованием ехать по дороге, а самому пилить по тротуару со скоростью 50 км/ч

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жалнов

Это понятно, но тут уже трудности контроля и ответственности владельца...

Но хотя бы для законопослушных граждан какие то определения в законодательство вносить надо... или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
GS

В Питере довольно часто встречаю таких, движущихся на скорости 70км/ч. И ведь не дай бог эти имбицилы под колеса попадут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

Я немного не понимаю все это беспокойство по поводу электротранспорта. На самом обычном велосипеде без мотора не составляет проблем разогнаться до 40 км/ч и выше. И десятилетиями это никого не парило. А с роллерами и скейтерами что делать? 

Ответить
Развернуть ветку
GS

На велосипеде тебе еще и педали крутить приходится, все время по-максимуму не поездишь, а также тормоза эффективнее и баланс держать в разы легче, да и велосипедистов уже меньше, чем самокатчиков.

Главная проблема в том, что по скорости электросамокаты в городе сравнимы с автомобилями, а вот по безопасности, тормозному пути, громкости двигателя и знанию ПДД водителями - нет. Но многим все равно - выкручивают ручку и несутся вперед.

Ограничивать скорость законодательно определенно надо, иначе пускай идут сдавать на "M" и нести ответственность за нарушения ПДД как авто/мото, попутно снимая с себя статус пешехода.

А что с роллерами и скейтерами? В моем городе по-крайней мере они спокойно по тротуарам ездят, и как правило сами боятся выезжать на проезжую часть, и все же это больше не транспорт, а развлечение.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

Вы меня немного не поняли. Я имел в виду движение по тротуарам.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда