Личный автомобиль в России по-прежнему останется роскошью

Количество автомобилей в России превысило 52 миллиона единиц. Это примерно в 5 раз меньше, чем в США, обладающих крупнейшим автопарком в мире. У российского авторынка пока нет хорошего будущего. Разбираемся в причинах.

По последним данным, на основании которых "Автостату" удалось оценить размер российского автопарка, на 1 июля 2019 года в Российской Федерации было 52,4 миллиона автомобилей.

Легковые автомобили занимают в России долю в 84%, что соответствует 44,1 миллиона экземпляров. Для сравнения – в США около 200 миллионов легковых автомобилей с долей около 80% от общего автопарка в стране.

В России на легкую коммерческую технику приходится почти 8% парка, или более 4,1 миллиона машин.

Плюс, в России зарегистрировано почти 3,8 миллиона грузовых автомобилей, их доля в парке - более 7%. Менее 1% российского парка занимают автобусы, которых в России насчитывается 0,4 миллиона единиц.

В России из 44,1 миллиона легковых автомобилей на долю иномарок приходится 62,4%, что составляет 27,5 миллионов единиц. Более 22% от общего количества легковых машин занимают автомобили японских брендов (9,9 миллионов единиц), на долю марок Южную Корею приходится 11,4% или более 5 миллион машин.

Каждый десятый автомобиль в российском парке принадлежит брендам из Германии, а их число превышает 4,5 миллиона машин. Долю менее 10% занимают в российском автопарке американские (7,4%), французские (5,4%), чешские (1,9%) и китайские (1,4%) марки. Другим зарубежным брендам принадлежит менее 1% российского автопарка. Самыми распространенными в России остаются легковые автомобили отечественных марок - их доля 37,6%, или 16,6 млн единиц.

Автомобилизация

По количеству автомобилей на 1000 жителей страны – это показатель автомобилизации – Россия занимает скромное 54-е место с показателем 300 автомобилей.

На первом месте по автомобилизации среди развитых стран - США – около 800 автомобилей на 1000 американцев.

И если Китай периодически отбирает у США лидерство по количеству продаваемых автомобилей, то по автомобилизации Поднебесная практически на одном уровне с Россией – около 320 автомобилей на 1000 проживающих в Китае.

За последние годы Россия совершила гигантский рывок в автомобилизации – в начале 1990-х, когда страна открыла ворота для потока иномарок, в стране было всего лишь 8 миллионов автомобилей (58,5 машины на 1000 россиян).

"АвтоВАЗ", стоявший на гране разорения, воспрянул и успешно выпускает новые модели, разработанные совместно с Renault. В России успешно работают заводы практически всех мировых автомобильных концернов.

Что дальше?

Автопарк в России продолжит расти, но медленными темпами. Автовладельцы чаще будут покупать машины на вторичном рынке.

Причин несколько:

- экономические (не растут реальные доходы населения, повышаются цены в автосалонах, растет стоимость владения автомобилем, повышен НДС, сокращены субсидии автопрому);

- транспортные (конкуренция каршеринговых компаний, такси, недостаток бесплатных парковок, неиссякаемые пробки в больших городах).

Сейчас автомобильный рынок России переживает плохие времена – падение продаж чередуется с ростом, но в целом продажи новых легковых автомобилей в стране снижаются после двух лет непрерывного посткризисного роста – в январе-августе рынок снизился на 2,3%, подсчитал ранее комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

По оптимистичной оценке PwC, в 2019 году продажи новых легковых автомобилей в России вырастут на символические 0,5% - до 1,68 миллионов машин, по базовому, пессимистичному сценарии, ожидается снижение продаж на уровне 2% до 1,65 миллионов единиц.

Такой примерно уровень продаж и сохранится при неизменности ситуации.

Рост продаж зависит от многих факторов, основной из них – рост экономики. Экономика России уже несколько лет топчется на месте и по последним прогнозам правительства это продолжится и в следующем году. А если не растет экономика темпом более 2%, то не растут и реальные доходы населения (после вычета обязательных платежей). По данным "Автостата", средняя цена автомобиля с 2013 года выросла в 1,8 раза. Для сравнения: если в докризисном 2013 году реальные доходы населения выросли на 4%, по оценке Минэкономразвития, то затем началось их ежегодное снижение. В 2019 г. реальные располагаемые доходы населения вырастут всего на символические 0,1%. Такая же ситуация ожидается и в будущие годы. Поэтому автомобильный рынок России также будет топтаться на месте и вид из окна персонального автомобиля будет доступен лишь каждому третьему.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Praskovin

Пока россияне продолжат с зарплатой в 30000 пытаться брать в кредит новенькие автомобили за миллион - да, число автомобилей на 1000 человек никуда расти не будет особо.

С другой стороны, непрекращающаяся забота государства о населении в виде планомерного уничтожения транспортной инфраструктуры регионов и малых городов (да, дорогие мои москвичи, я в курсе, что у вас все хорошо с ОТ) продолжает усиливать спрос на самобеглые повозки о четырех колесах. И чем больше то же государство пытается прищемить сервисы такси и карпулинги, тем острее встает нужда в личном авто при отсутствии альтернатив. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Автор зачем вы сравнивает Россию с Сша, у нас основная часть населения живёт в городах. Имхо. Авто в городах роскошь, а не необходимость. Так как функцию мобильности выполняет общественный или близкое расположение необходимой инфраструктуры. В США там где низкая плотность, экономически не целесообразно строить необходимую инфраструктуру и пускать общественный транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

"функцию мобильности выполняет общественный или близкое расположение необходимой инфраструктуры" - дайте-ка угадаю, вы живете в Москве?

Вот я вас приглашаю прокатиться по регионам и оценить, как ОТ выполняет функцию и насколько "Авто в городах роскошь, а не необходимость".

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Роскошь в городе авто, так как всю землю забивать парковкой плохая практика. А так же ездить в крупных городах на своем авто роскошь, так как большой трафик создаёт экологическое и шумовое загрязнение, ухкдшает работу всех служб( пассажирский, грузовой, спецслужбы стоят в пробках и не выполняют свою функцию на сто процентов). 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Прошу прощения, забыл про Петербург...

Ну вот смотрите, как в ходе дискуссии меняются тезисы: от "Авто в городах роскошь, а не необходимость" мы плавно переходим к "ездить в крупных городах на своем авто роскошь". Теперь я продолжу задавать вопросы: скажите, а крупный город - это какой? Миллионник? 500-тысячник?

Просто по жизни объездил я очень много городов в России. И работа ОТ в них (кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга) варьировалась по моей оценке от "блевотно, но жить можно" до "ну и что тут без машины делать?" с перевесом в сторону последнего.

Когда в 9 вечера становится физически нельзя никуда доехать на ОТ. Когда зимой в -30 ждешь его в разбомбленной остановке по 15-20 минут. Да много таких "когда". Поэтому я для себя вопрос закрыл много лет назад, когда накопил на свою первую машину.

И это я еще молчу про стоимость и удобство междугородних поездок.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Численность не важна. Главное черта плотность и наличие инфраструктуры. Но если смотреть на Скандинавию там и в малых городах можно жить без авто. Если населенный пункт с малой плотностью, то там авто не вызывает проблем и потому чиновникам не нужно создавать платные парковки и доп.требования. Тем самым белое использование авто доступным.

Ответить
Развернуть ветку
Critic Critic

Олег, всё это - бред сивой кобылы. Какая там инфраструктура?! В детский сад удалось попасть в одном конце города, рядом мест нет. В школу - в другом. Работаю в третьем. Пока всех развезешь, час минимум на машине уйдет. На ОТ все три часа, потому что пересадки, медленная скорость движения, остановки. Так что не надо про то, что в городах машина - роскошь, это необходимость. Город не самый маленький, 500 тыс. населения.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Петербурге работаю, живу а Ленинградской области. Я знаю, как работает общественный, а в нем работаю. Имхо; Плохо работает общественный не спорю, но всех это устраивает судя по выборам. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

А всех устраивает как раз потому что кому не нравится - покупают себе авто.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

В итоге получаются обеспеченные ездят на авто и не участвуют в общественной жизни, при этом создавая остальной части населения дискомфорт ( загрязнение, пробки, парковки массовые).

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

доля городского населения в России и США одинаковая ~80%

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мирошниченко

Меньше народу, больше кислороду.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Да, как говорится, "по одёжке протягивай ножки" ...

Шестой год кризиса в России - это не хухры-мухры.

А вот каршеринг и карпулинг (типа Блаблакар) - это тема !

А тут ещё электромобили обещают подешеветь года через два-три...

Так что продажи обычных автомобилей на жидком топливе могут и не достичь рекорда 2014 года (около 3 миллионов автомобилей в год).

Вся надежда - на быстрый рост числа газовых заправок в России.

Всё-таки затраты автовладельца размером 1 рубль на 1 километр пробега - это очень похоже на "Уникальное торговое предложение" ?

Вы согласны с моей логикой?

Ответить
Развернуть ветку
arlekit

Вырастет спроси на газ - вырастут цены.

А электромобили вряд ли станут доступными, правительству это не выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Газовых и так полно(пропан), а метан плохо развивается, так как дорогая стоимость установки и большие размеры баллона. Имхо. Стоимость при том метан 18.5 р против 24 рублей за пропан, потому установка оборудования на метан, выгодно только на коммерческой технике с большими пробегами, при том на такси ставить оборудование тоже не выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Олег, вы выдаёте желаемое за действительное.

Спросите любого таксиста:

- Хочешь вместо 300 рублей за сотню пробега платить всего сто рублей?

Какой будет ответ, по-вашему?

(имеется в виду расход бензина в легковом автомобиле 7 литров на 100 км

и цена бензина А-95 на АЗС около 42 рублей за литр)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

В Петербурге такси на газу мало, топливо по 24 пропан, 18.5 метан, 45.5 АИ 95. Установка и легализация 40 тыс  пропан и 95 тыс метан. Плюс учтите дополнительное обслуживание замена фильтра и периодический осмотр оборудования.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

пришлось поездить неделю на електромобиле, для небольших поездок по городу лучше не придумаешь, но если надо далеко - не годится, постоянно надо подзаряжать и километры считать, когда разрядится

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда