{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Фото: прототип «Яндекс.Авто», которая умеет удаленно управлять машиной и следить за её состоянием Статьи редакции

26 сентября команда «Яндекс.Авто» провела мероприятие для журналистов и блогеров, на котором показала прототипы работы функций, которые вскоре появятся в бортовом компьютере компании. Все они связаны в первую очередь с глубокой интеграцией с системами машины.

Текущее поколение системы «Яндекс.Авто» пока больше напоминает мультимедиа-систему, чем бортовой компьютер. Она умеет строить маршруты в «Навигатор», управлять радио и музыкой, поддерживает голосовое управление, однако всё еще глубоко не интегрирована в автомобиль. Следующее обновление, над которым работает команда, научится «общаться» с машиной — получать и обрабатывать данные от автомобильных сенсоров и датчиков.

Удаленное управление автомобилем «Яндекс.Навигатор»

Первый прототип, который показала команда, — приложение «Навигатора», через которое можно управлять автомобилем с установленной системой «Яндекс.Авто».

Работает так. На карте в месте, где припаркован автомобиль, отображается иконка «Яндекс.Авто». При нажатии на неё вызывается меню удаленного управления машиной.

Через новый интерфейс можно запустить двигатель, открыть багажник или двери машины, посмотреть запас топлива и температуру в салоне. Все функции доступны и через голосовой интерфейс «Алисы».

В настройках можно установить таймер — например, чтобы машина включалась каждый будний день в 8 утра.

«Умный» автомобиль

Второй прототип демонстрирует, как «Яндекс.Авто» получает и обрабатывает данные о состоянии автомобиля через стандартный интерфейс — CAN-шину.

На экране после включения машины отображается её схематическое изображение — в данном случае это вид сверху на Hyundai Creta. Зоны, подсвеченные красным, обозначают проблемы в техническом состоянии машины.

Например, подсвеченный участок в районе дворников сигнализирует о том, что в машине заканчивается омывающая жидкость. По нажатию на него открывается более подробное описание проблемы и варианты её решения — построить маршрут до ближайшей заправки, на которой можно приобрести жидкость, либо заказать её в интернет-магазине «Беру».

Красный участок в районе правого заднего колеса информирует об упавшем давлении в шине.

Можно посмотреть уровень бензина и построить маршрут к ближайшей заправке.

Оплатить заправку можно тоже через «Яндекс.Авто» — не выходя из автомобиля.

Система собирает данные о расходе топлива, которые получает от датчиков машины, и отображает их в виде графика. Что еще примечательнее, система сразу показывает затраты на бензин.

Через бортовой компьютер можно управлять климатической системой машины. При этом отображается визуализация её работы — совсем как в дорогих седанах Mercedes или Audi.

Изображение с установленных в машине камер и данные датчиков парковки также отображаются в интерфейсе «Яндекс.Авто».

В будущем «Яндекс.Авто» планируют добавить в бортовой компьютер функции автоматической оплаты парковки, продления страховки и записи на ТО, а также анализ стиля вождения и оповещения от других автомобилей. Например, система сможет самостоятельно обозначать на карте дороги с плохим дорожным покрытием.

По словам директора по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андрея Василевского, сейчас по дорогам ездит 100 тысяч автомобилей с бортовым компьютером компании.

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Semyon Efimov

Прочитал, но так и не понял, зачем он нужен условному автомобилю, в котором есть борткомпьютер, датчик давления шин и омывайки, Вебаста?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Причин много. Как бизнесовых — для Google и «Яндекса» это очень большой рынок, на котором можно занять большую долю, так и пользовательских.

Во-первых, это довольно странная ситуация, что современным автомобилем нельзя пользоваться без смартфона. Включить музыку, построить маршрут, ответить на звонок — вне зависимости от класса автомобиля это делается либо через присоску с телефоном, либо через провод. Так как автопроизводители с этим ничего не делают, инициатива приходит от Apple, Google, «Яндекс».

Во-вторых, появился большой пласт пользователей машин, которым не интересно разбираться в их устройстве. Я специально называю их (и себя отношу к ним в том числе) пользователями, а не владельцами, потому что этот термин точнее описывает отношение к машине. Они не хотят разбираться в значениях надписей «Тех. проб. Обрат. к дил.» или частоте мигающей лампочки с непонятным символов, чтобы понять причину проблемы. Им нужно прочитать «Спустило правое колесо. Надо заехать на шиномонтаж», «Скоро ТО, записал вас на пятницу». 

В-третьи, автомобили являются неотъемлемой частью нашего окружения, но до сих пор не встроены в него. Уже есть «умные» дома, но «умных» машин почти нет. Не хватает бесшовных интеграций между сервисами, которыми мы пользуемся каждый день, и машинами.  

В-четвертых, автоматизация. Есть внушительный список вещей, которые машина может делать автоматически, но до сих пор не делает. Оплатить парковку, въезд на платную дорогу, заказать запчасти для ТО, записаться на него, продлить страховку, оплатить бензин.

Одним словом, очень большой рынок, на котором можно очень много сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Это минимально актуально для нижнего ценового сегмента, почти не актуально для среднего и вообще не актуально для верхнего. Навигация вполне бывает встроенная, и гораздо глубже интегрированная в машину, чем 3d party голова даже с подключением к CAN шине (у polestar2 это нативная голова, а не опция). Например, встройка будет показываться на проекционном дисплее (вся текущая мазда) или на приборе (ваг).

Для ответа на звонки нужно, чтобы симка весела на том же номере, что не тривиально и имеет много сценариев, которые очень трудно обработать. Проще подцепить телефон по блютусу.

С записью на ТО отлично справляется дилер, при этом он ещё уточнит, когда тебе удобно, а не запишет на утро пятницы. Информативные ошибки - тоже не проблема для современных машин. Но в целом - если загорелся чек - едь на сервис. Если лампочка tpms - накачивай колеса. Если не накачались - едь на сервис. Это проще, чем выдавать слишком подробную информацию о проблемах.

Заправка, парковка и расходники - хороший кейс, но будет работать только в очень ограниченных географиях. Ну и не на всех заправках Яндекса я готов заправлять машину, с некоторых она потом уедет только в сервис. И, скорее всего, на эвакуаторе.

Но я очень хорошо понимаю, зачем это Яндексу. Во первых, они позволяют себе рекламу в навигаторе, во вторых - они замыкают пользователя на свои сервисы, магазин и заправки.

При этом, если рассматривать это устройство как aftermarket голову на не дорогую бу машину тоже получается не очень. Оно тупо дороже китайцев, вряд-ли за него захотят переплачивать.

А ещё ходят слухи, что дилеры активно не рекомендовали покупать машины с текущим поколениями голов.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор
Проще подцепить телефон по блютусу.

Так-то можно сказать о любом прогрессе и автоматизации процессов. Проще вызвать такси или заказать еду по телефону. Проще оплатить наличными. Проще включить телевизор без пульта.

С записью на ТО отлично справляется дилер, при этом он ещё уточнит, когда тебе удобно, а не запишет на утро пятницы.

Тут вот совершенно не согласен. Во-первых, Алиса на записывает на утро пятницы, это так не работает. Она проверяет свободное время в моем календаре и календаре дилера, а потом предлагает разные варианты, из которых я выбираю. Во-вторых: запись к дилеру сейчас — звонишь, 10 минут переключают с линии на линию, 10 минут пытаешься подобрать по телефону подходящее время, 10 минут потом предлагают масло, подготовить машину к зиме, купить дополнительную услуги и так далее. Так себе удобнее.  

Но в целом - если загорелся чек - едь на сервис. Если лампочка tpms - накачивай колеса. Если не накачались - едь на сервис. Это проще, чем выдавать слишком подробную информацию о проблемах.

Сейчас слишком большой пласт людей, которые не хотят гуглить, что такое tpms и что такое «загорелся чек». То, что пытаются сделать Google и Яндекс как раз про этот рынок пользователей. 

Во первых, они позволяют себе рекламу в навигаторе

В Яндекс.Авто нет рекламы в навигаторе.

При этом, если рассматривать это устройство как aftermarket голову на не дорогую бу машину тоже получается не очень. Оно тупо дороже китайцев, вряд-ли за него захотят переплачивать.

Проблема в том, что «китайцы» (как и автопроизводители) не предлагают интерфейсы и интеграцию с сервисами. А борьба идет только вокруг этого.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko
 Проще вызвать такси или заказать еду по телефону. Проще оплатить наличными. Проще включить телевизор без пульта.

Во первых, это все не автоматизация. Во вторых, наличные сложные, потому что сдача. В третьих - с пульта я разве что выключаю телевизор, включается он отлично и сам. С едой и такси - при звонке по телефону есть проблема с не знанием адреса и меню. А вот с тем, что машина будет пытаться переключаться между моей симкой, симкой жены и игнорировать сервисменов - много проблем, как с реализацией, так и с приватностью.

 Она проверяет свободное время в моем календаре и календаре дилера

Ты сейчас удивишься, но у меня, как и у большинства людей - не вся жизнь в календаре. И то, что в пятницу утром там ничего не записано - не значит, что это время мне не подойдёт. Если запись на ТО у дилера у тебя занимает больше 5 минут - ты плохо выбрал дилера. 

 не хотят гуглить, что такое tpms и что такое «загорелся чек»

Для них есть такси и общественный транспорт. Это базовые вещи, которые надо знать, управляя тонной-другой железа, примерно такие же, как заправка и заливка омывающей жидкости. (И совсем страшное - как проверка уровня масла). Вот чего не надо знать - что именно сломалось. Загорелась жёлтая лампочка с моторчиком - вали в сервис. Современные машины тебе ещё текстом на все дисплеи продублируют и напищат страшно на тебя.

 В Яндекс.Авто нет рекламы в навигаторе

Зато она есть в Яндексе.Навигаторе. в головах пока, видимо, мощности не хватает, но они работают на этим.

 Проблема в том, что «китайцы» (как и автопроизводители) не предлагают интерфейсы и интеграцию с сервисами. А борьба идет только вокруг этого

С Гуглом китайцы предлагают) Причем на китайских головах даже Яндекс.Навигатор будет) Интеграция исключительно с сервисами Яндекса - ну такая себе история. Они все работают очень сильно локально и не всегда на уровне конкурентов (если не верить аналитике и отчётам Яндекса, которые они делают исключительно внутри Яндекса базируясь на метриках Яндекса)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор
  А вот с тем, что машина будет пытаться переключаться между моей симкой, симкой жены и игнорировать сервисменов - много проблем, как с реализацией, так и с приватностью.

Это делается через загрузку профилей пользователей. Как в ритейле по бикону определяется, кто в машине находится, например. В Драйве, кстати, уже реализовано вполне бесшовное переключение между профилями пользователей. Иногда тормозит загрузка с облака, но, думаю, вполне решаемая проблема.

 > Ты сейчас удивишься, но у меня, как и у большинства людей - не вся жизнь в календаре. И то, что в пятницу утром там ничего не записано - не значит, что это время мне не подойдёт.

Ну мы же в 2019 живем уже. Алиса просто предложит выбрать любое доступное время. Это уже давно решенные проблемы и вполне простая интеграция. Я в Альфред на ТО вообще через бота записываюсь.

Для них есть такси и общественный транспорт. Это базовые вещи, которые надо знать, управляя тонной-другой железа, примерно такие же, как заправка и заливка омывающей жидкости.

Лучше все же не указывать, кому и на чем ездить. Пользователи сами будут выбирать, какая машина им больше подходят. Захотят простой интерфейс и бесшовного переключения между сервисами — выберут машины с чем-то типа Google Auto или Яндекс.Авто. Любят следить за машиной и самостоятельно ей заниматься — выберут что-то классическое. С появлением электрокаров и беспилотников выбор станет еще больше. Еще раз — это разные аудитории покупателей, которые нельзя смешивать.

Зато она есть в Яндексе.Навигаторе. в головах пока, видимо, мощности не хватает, но они работают на этим.

Settings — Map and interface — Other settings — Тут нужно выключить все флажки напротив рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Вот ты вот вроде тут обзоры конкретно люксовых тачек писал, причем тут Яндекс.Авто? Ты же видел, как нормально делают интерфейсы для машин. Знаешь, что для той же Вольво чуть ли не по иску пальца тебя приедут спасать.

 Иногда тормозит загрузка с облака, но, думаю, вполне решаемая проблема

Симка и номер телефона - это не только ценный мех, а ещё и не тривиальный криптомодуль, который спасает твой банковский счёт от обнуление. Переключение "профилей" - это не надёжно.

 Лучше все же не указывать, кому и на чем ездить

Это задача водителя - обеспечить техническую исправность ТС. Она закреплена законом в ПДД. Яндекс ее никак не решает, он просто заменяет штатное сообщение на точно такое же, Но в цветах Яндекса. Android Automotive OS пока в живую кроме инженеров Вольво и посетителей автовыставок никто не видел. Но Гугл не обещает тебе запись в сервис со своей стороны. Это все равно будет на стороне Вольво (или Теслы) и это уже есть в некоторых регионах и без Яндекса и Гугла.

 Я в Альфред на ТО вообще через бота записываюсь.

Ключевое слово - записываюсь.

 Settings — Map and interface — Other settings — Тут нужно выключить все флажки напротив рекламы.

Ну охренеть теперь, они разрешили ее отключать. Чудо свершилось. Вот только в этом случае они должны были спрашивать, можно ли ее включить, а не наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда