{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?

Голос свободного города.

В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.

О наболевшем

Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.

                                                                          С добрым утром! 

Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.

Концепция устойчивой мобильности

В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.

Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.

В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.

                                              Приоритетность участников дорожного движения              Илья Варламов

Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.

Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.

                                Культура и взаимоуважение – ключ к комфортному передвижению

Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.

                                                           Сравнение авто и велодорог​

Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.

Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.

​                                                                      Нужно больше скорости!

Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.

Российская действительность

В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.

​                                                                     Траса BMX

Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.

                                          Отказ от предубеждений + хорошая экипировка

После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».

Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!

Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».

Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Р.

Автор утопист, велосипед в России только с апреля и до октября, пусть покатается в милионнике зимой (при -10, -20) на велике 20 дней в месяц на работу. Я думаю после вопроса "Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?» он мысленно ответит: «Никогда»!, но ответит вслух что "всё нормально, ездить можно" ))))) В бредовости идеи не сознается))

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Москва пойдёт как пример миллионника где я катаюсь круглый год?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Зырянов
Автор

Дмитрий, да, возможно пользоваться исключительно велосипедом в наших реалиях пока что не возможно. На данном этапе развития российской велокультуры мы лишь предлагаем чаще использовать велосипед как одну из альтернатив личному автомобилю. 

К примеру, в Европе очень развиты маршруты поездок на работы с помощью связки велосипед-общественный транспорт. Люди доезжают до метро, паркуют велосипед и продолжают путь на работу по подземке.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexander Nezhdanov

В других же странах, например в Канаде катаются в -20 и холоднее. Почему мы не можем? Это же радионально, хоть и немножко утопия =)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Павел Данилов

15 лет езжу на велосипеде по Питеру. Летом прошлого года продал автомобиль. Как раз в миллионниках, вообще всё просто. Есть каршеринг для всяких случаев.

Но я согласен, что в России пока инфраструктура не готова к тому, чтобы любой человек мог безопасно ехать на велосипеде зимой.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
bzzztomas77

как человек, который пару зим регулярно катал на велосипеде, скажу - нет. велосипед зимой - это только для фанатов. даже за 5км зимой волне успевают задубеть ноги. а если ехать пободрее, то на работе первым делом нужно принимать душ. ну и редко кто работает в 5км от дома, скорее 10-20км до работы и по пути будет несколько холмов (см.варшавку, например).
ps. в этом у меня > 210 часов накат, в прошлом почти 240, в теме.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Nezhdanov

Верное замечание, душ.  Как ни странно, появление душей и раздевалок в бизнес-центрах и других административных зданиях - это один из элементов развития велодвижения. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ales Sharaev

Странно, у меня зимой не мёрзнет ничего, скорее наоборот приходится одевать более лёгкую одежду, чем если бы я шел пешком.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел Данилов

Значит нужно одевать по-другому. Одежда должна соответствовать и погоде и способу передвижения. Например, на пробежку я одеваюсь так, будто на термометре на 10 градусов больше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Кузнецов

Только велополитен, все остальное зимой не работает. 

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Борисович Бахтин

Люблю велосипеды. Наверное я романтике, как и автор)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Я и автомобиль свой тоже люблю. Ничего не имею против авто - самый удобный и независимый транспорт для поездок на дальние расстояния. В электричках и поездах не очень удобно перевозить велосипед :) 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Р.

сказал человек с аватаркой за рулём)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Исаков

Многие не учитывают фактор — для езды на велосипеде зимой на +20км придётся одеваться минут 10(если вечером подготовил). Потом ещё на работе раздеваться. Вечером опять. Вещи сушить дома. Примерно 30 минут уже можно выкинуть.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

и душевые на работе нужны

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Щукин Сергей

Не только дома сушить! На работе тоже. Хорошо, если рабочее пространство позволяет - я только несколько таких офисов знаю. Да и в них, если разложишь потные флиски в раздевалке - будут коситься

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Sg

Как по мне - езда на велосипеде зимой это особый вид наслаждения. Больше адреналина, приключений, неожиданностей. Да, не всем комфортно и не всем понравится пробираться сквозь несколько сантиметров пухляка, но все же это круто! 
И не только круто, но еще и удобно и быстро. Зимой от дома до работы на трамвае путь занимает а среднем 40 минут, за что я плачу деньги и не получаю ничего хорошего, а на велосипеде - 20 минут :) 
Так что поддерживаю автора, с развитием вело инфраструктуры многие могут приобщиться к полезному хобби и зимой и летом. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов

В этом и суть концепции устойчивой мобильности. Велосипед для одних людей может быть - основным способом передвижения, а для других альтернативным. Мы предлагаем улучшить городские условия для возможности выбора между вело, авто и общественным транспортом, а не выдвигаем запреты на другие способы передвижения, помимо вело :)

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Велосипед может быть быстрее с учётом дойти до станции, подождать свою электричку,  дойти до метро, дойти до работы. На велосипеде сел и поехал, ничего не ждёшь.

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

ну да, сел и поехал.. вы когда последний раз ездил 30км?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Владимир Панченко

В воздухе снег с дождём, на дороге 10-сантиметровый слой говна, машины обрызгивают всех, кто едет скраю. Какой велосипед зимой, вы про что?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Да, бывает так, а бывает наоборот: снег укатан или почищен, все стоят, а ты едешь с краю. В офисе переобуваешься, скидываешь верхний непромокаемые тонкие штаны: сухой и красивый, всё в порядке.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dmitriy Anoshkin

Никто не упомянул электровелосипед...машина должна работать на человека, а не наоборот

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов

Согласен с вами! Электровелосипед отличный симбиоз облегчённой физической активности и комфорта передвижения без лишнего напряжения. Идеально подойдёт людям, кто волнуется об излишнем потении по дороге на работу на велосипеде.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Герлах

Скажу с позиции девушки. Женщинам, которые работают в офисе ездить на велосипеде зимой не очень удобно. Макияж, причёска, всё это портится под шлемом и очками. Но, справедливости ради нужно заметить, что в статье рассказано не только о поездках на работу в зимнее время. Почему-то предыдущие авторы комментариев зацепились именно за этот неоднозначный для россиян момент. 

Для меня велосипед это спутник активного досуга. У меня удобный городской женский велосипед, живу в мегаполисе большом новом районе с развитой сетью велодорожек и привыкла к комфортному катанию. Зачастую выезжать в другие более старые районы, в которых нет велодорожек даже не хочется. Ехать по тротуару не удобно, мешают прохожие, бортики на пути, на которые надо поднимать переднее колесо. А вообще, идея поста мне нравится. Надеюсь, в будущем во всех российских городах-миллионниках будут тротуары с совмещённой велодорожкой. Тогда нам, девушкам, будет комфортно ехать в юбочке без бортиков на пути)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Наверное половина работающих внутри МКАДа это люди живущие в Подмосковье. Обычный маршрут которых выглядит как: "автобус-электричка-метро-пересадка-другое метро". На лисапеде долго крутить педали придётся.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nezhdanov

Велошэринг?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Щукин Сергей

Я ежедневно гоняю до работы 19км на велике. И обратно. Летом, весной и осенью. Но со следующей недкли, когда 0-2 и снег - я, пожалуй, на метро/такси.

Велик - это ликий кайф. Когда в лицо ветерок и приятно бодрит. Но когда снег с дождём... автор, ты под чем?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Согласен, 19 км в рамках города - весьма большое расстояние. Но разве вы не согласитесь, что эти 19 км летом осенью и весной намного комфортнее и приятнее преодолевать по специально отведённым дорожкам? Без пешеходов, которые идут по всей ширине тротуара и мешают набрать комфортную скорость или водителей, недовольным присутствием медленного транспортного средства, которое не редко становится соучастником ДТП при злосчастно "повороте направо".

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexey P

Не может и не станет, но число катающихся в хорошую пору года однозначно вырастит. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов

Пусть так! Это первый шаг к формированию велосипедной культуры. В любом случае, полезные привычки формируются постепенно. Здесь имеет место быть аналогия с закаливанием: если неподготовленного человека сразу окунуть зимой в прорубь - вряд ли он сразу станет любителем ледяной воды. Но если человек осознанно начнёт закаляться постепенно понижая градус воды - адаптация к холоду пройдёт размеренно и с минимальным дискомфортом. 
Формирование велокультуры на уровне страны должно происходить постепенно.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Синцов

Чтобы велосипед стал в ближайшие годы основным средством передвижения в России, это конечно маловероятно. У нас большие расстояния, и маловато теплых дней по сравнению с той же Европой. А вот как спорт, или отдых – самое оно!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Левашов

Не могу поделиться опытом езды на велосипеде зимой, но могу рассказать, как с октября 2019 по апрель 2020 ездил на самокате
Зима, правда, выдалась бесснежная, поэтому, ездил каждый день около 4 км в обе стороны, на работу и назад

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда