{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?

Голос свободного города.

В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.

О наболевшем

Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.

                                                                          С добрым утром! 

Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.

Концепция устойчивой мобильности

В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.

Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.

В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.

                                              Приоритетность участников дорожного движения              Илья Варламов

Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.

Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.

                                Культура и взаимоуважение – ключ к комфортному передвижению

Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.

                                                           Сравнение авто и велодорог​

Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.

Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.

​                                                                      Нужно больше скорости!

Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.

Российская действительность

В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.

​                                                                     Траса BMX

Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.

                                          Отказ от предубеждений + хорошая экипировка

После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».

Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!

Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».

Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Ales Sharaev

Велосипед может быть быстрее с учётом дойти до станции, подождать свою электричку,  дойти до метро, дойти до работы. На велосипеде сел и поехал, ничего не ждёшь.

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

ну да, сел и поехал.. вы когда последний раз ездил 30км?

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Позавчера, а что?

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

теперь давай так каждый день на работу и обратно.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Так и делаю. Какие ещё будут задания?

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

а теперь пусть ваши родители так делают. теща, надеюсть, по 50 минимум катает.
ps. очень надеюсь увидеть треки в страве!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Не стоит уходить в крайности. Пересаживать на велосипед всё население России не обязательно :) Нужно лишь обеспечить комфортную альтернативу всем желающим.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Ищите по имени и фамилии. Доказывать демагогу можно до бесконечности, всё равно он будет постоянно повышать уровень вопросов и так будет делать до бесконечности, чем признает свою неправоту.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда