Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?
Голос свободного города.
В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.
О наболевшем
Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.
Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.
Концепция устойчивой мобильности
В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.
Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.
В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.
Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.
Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.
Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.
Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.
Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.
Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.
Российская действительность
В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.
Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.
После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».
Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!
Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».
Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».
Я ежедневно гоняю до работы 19км на велике. И обратно. Летом, весной и осенью. Но со следующей недкли, когда 0-2 и снег - я, пожалуй, на метро/такси.
Велик - это ликий кайф. Когда в лицо ветерок и приятно бодрит. Но когда снег с дождём... автор, ты под чем?
Согласен, 19 км в рамках города - весьма большое расстояние. Но разве вы не согласитесь, что эти 19 км летом осенью и весной намного комфортнее и приятнее преодолевать по специально отведённым дорожкам? Без пешеходов, которые идут по всей ширине тротуара и мешают набрать комфортную скорость или водителей, недовольным присутствием медленного транспортного средства, которое не редко становится соучастником ДТП при злосчастно "повороте направо".
Я не только не против вело инфраструктуры - я супер ЗА! Хотя, мне пешеходы не мешают - я их, если что, и по газону могу объехать.
Я недоумеваю насчёт идеи ездить зимой. Я работал в Амстере пару месяцев - ноябрь и декабрь - так даже там, при инфраструктуре и более тёплом климате - на велике гонял просто потому, что это проще, чем арендовать машину. Но без удовольствия.
И по поводу 'скинул штаны и сухой на работу' - это абсурд. Даже в лайтовом режиме ты весь мокрый зимой, если, конечно, не одет в эквип из Гортекса за стоимость топового велика. Просто потому, что когда комбез непромокаемый, то он и не дышащий. Так что, если душа на работе нет - то не варик. Да если и есть - тоже такое - зимой на работе мыться :/
Вы преувеличиваете проблему с экипировкой для зимнего катания. Сейчас будет четвертая зима, как я до -25° на работу и по делам езжу на велосипеде, при этом год назад я ездил в обычной одежде - термуха/джерси, горнолыжная куртка не на гортексе. Когда прям холод - на голове бафф под шлемом в виде балаклавы, очки от ветра. На ноги термоноски. И всё, никаких извращений с мытьём на работе не требуется.
Я ничего не преувеличиваю - я описываю оичный опыт. Как и вы. Он разный