{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Контракт жизненного цикла»: информационные системы big data меняют рынок дорожной техники

Внедрение информационно-диагностических систем не только упрощает диагностику и обслуживание дорожных и коммунальных машин, но также меняет принципы конструирования и маркетинговые подходы, уверен Станислав Николаев, председатель Совета директоров ООО «Меркатор Холдинг» - компании-производителя дорожно-коммунальной техники.

Тенденция на «интеллектуализацию» экономики России прослеживается достаточно длительное время и подразумевает задействование цифровых технологий в управлении и контроле.

Существенную роль в цифровизации страны сыграло государство: часто именно оно выступало заказчиком внедрения инновационных технологий и инициатором тренда. Наиболее известный пример - продвижение спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

Фото: bash.news

Конечно, продвижение системы «сверху», без учета технологических и практических особенностей, иногда рождало разного рода сложности. Кроме того, многие производители и потребители рассматривали требование о внедрении ГЛОНАСС как «прихоть начальства», которую надо просто исполнить.

Однако со временем в практичности системы убедились и скептики, когда российская технология навигации была интегрирована с программами мониторинга техники. При этом государственный запрос обеспечил условия для развития технологии, получившей поддержку на всех уровнях.

Сходным образом развиваются мониторинговые и диагностические системы - например, система «Умная дорога», разработанная и внедряемая ООО «Меркатор Холдинг».

Общая задача подобных систем - контроль состояния дорожных и коммунальных машин, а также сбор статистических данных, позволяющий спрогнозировать жизненный цикл техники, ее узлов и агрегатов при работе в различных условиях.

Система состоит из трех основные блоков: программного комплекса, бортового терминала и набора компонентов, собирающих данные на узлах оборудования. Система непрерывно «снимает» информацию о работе агрегатов и обрабатывает в аналитическом модуле системы, перерабатывающей поступающие массивы данных. При необходимости может быть обеспечена обратная связь с водителем, который с помощью планшета получит задания от диспетчера, сообщит о проблеме.

Программное обеспечение системы легко осваивается пользователем и устанавливается на стандартную компьютерную технику. «Умная дорога» упрощает и совершенствует управление большими «флотами» дорожной, коммунальной, строительной и другой спецтехники, позволяет осуществлять мониторинг выполнения работ и контролировать качество.

Кроме того, «Умная дорога» успешно интегрируется с другими программами - в частности, с сервисами прогноза погоды.

«Умная дорога» включена в архитектуру программ более высокого уровня - таких, как «Монитор мэра».

«Монитор мэра» — это рабочий инструмент руководителя города. Программа направляет градоначальнику в режиме реального времени отчет о ходе коммунальных работ - например, по очистке улиц от снега. Активировав карту, можно увидеть, какие участки очищены, на каких идут работы, а где они только предстоят. Программа оперативно - и, что немаловажно, без участия человека - составляет отчет о выполнении городских задач и регламентов содержания объектов городского хозяйства. Основные показатели можно увидеть одним взглядом, а детализацию получить одним кликом.

Фото: swennews.ru

«Цифровизация» городского хозяйства по всему миру достигла такого масштаба, что в теории управления появился термин «data-driven city» - «город, управляемый данными».

Технологии big data успешно применяются не только в управлении городским коммунальным хозяйством, но и на крупных логистических узлах. Так, внедрение в Гамбургском порту облачной системы управления Smart Port Logistics помогло взять под эффективный контроль движение 40 000 машин ежедневно. Программа S.P.L. сообщает водителям грузовиков задание и подбирает оптимальный маршрут с учетом данных по загруженности дорог. В дополнение к логистическим службам доступ к информации имеют операторы терминалов, владельцы судов и менеджеры складских помещений. Это обеспечивает экстенсивный рост Гамбургского порта как логистического узла - без расширения машинного парка и постройки новых помещений.

Развитие технологий big data в управлении и систем онлайн-диагностики меняет структуру рынка рабочих машин - как запросы потребителей, так и стратегию производства, а также особенности взаимодействия покупателей и продавцов.

Очевидно, что потребитель покупает не просто технику, а функцию. В конечном счете - результат работы машины. Поэтому при приобретении машины для уборки улицы выбор компании-потребителя определяется конечной себестоимостью единицы очищенной территории; выбирая грузовик, рассчитывают себестоимость перевезенной тонны полезного груза. На себестоимость единицы работы, в свою очередь, влияет цена агрегата, стоимость его доставки, топлива, расходников, запчастей и т.п. Чтобы собрать и проанализировать подобную статистику с учетом работы в разных условиях и разных режимах, требуются информационно-диагностические системы на основе анализа big data. «Меркатор» активно развивает эти технологии, создавая системы, призванные изменить взаимоотношения заказчиков, исполнителей и производителей техники.

Сейчас все более заметен тренд перехода на «контракт жизненного цикла». Потенциально, контракты жизненного цикла востребованы в первую очередь крупными заказчиками - корпоративными и муниципальными.

Отдается предпочтение длительным контрактам - на срок, за который техника выработает свой ресурс. По такому контракту поставщик не просто продает потребителю технику, но и обязуется обеспечить ее бесперебойное функционирование в течение оговоренного времени. Следовательно, поставщик должен обеспечить высокий коэффициент технической готовности (соотношение исправных машин и списочного состава) на отдаленный срок действия контракта, для чего необходимо спрогнозировать расход запчастей, время на их поставку и ремонтные работы - и исходя из этих показателей назначать цену. При этом заказчики в расчет стоимости хотят включать еще и топливо.

Для того, чтобы все это просчитать, при этом снизив риски, текущей статистики недостаточно, если она собрана обычными методами и учитывает, например, данные оборота запчастей и паспортные данные расхода топлива. Нужны живые данные, собранные в период эксплуатации, реальные ресурсы узлов и агрегатов, высокоточная топливная аналитика. Это невозможно без современных информационно-диагностических систем. Собрав и проанализировав массивы данных о работе различных узлов машины, реальном расходе топлива, система выдаст вердикт о степени ее готовности и надежности оценит реальную стоимость эксплуатации. Объективный расчет трансформирует подходы к эксплуатации техники, меняет подходы к закупке, меняет экономическую модель. В основе этих процессов лежит развитие цифровых технологий.

​ Фото: www.karmelsoft.com

Размеры России и кажущиеся неисчерпаемыми ее природные богатства традиционно подталкивали отечественных хозяйственников к экстенсивным стратегиям. Однако само по себе расширение производственных площадей, увеличение количества оборудования или рост машинного парка не принесут ожидаемого результата без эффективного менеджмента, мониторинга и диагностики.

Времена меняются. Экстенсивные стратегии сменяются интенсивными, в которых без цифровизации не обойтись. Поэтому цифровые технологии в управлении производственными и логистическими процессами, в контроле работы и состояния техники — это уже не ближайшее будущее, а сегодняшний день.

Автор: Станислав Юрьевич Николаев, председатель Совета директоров ООО «Меркатор Холдинг»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда