Древнеримский город принца Оранского
Прованс оказался непредсказуем. Меня не покидало ощущение, что для Франции там чересчур сильный налёт римского.
Хотя что в том удивительного, Галлия была одной из первых римских территорий за пределами Апеннин и в древнеримской литературе нередко именовалась Provincia Nostra, что со временем трансформировалось в Прованс.
По дороге из Лиона в Авиньон мы заехали в некий городок с симпатичным названием Оранж, обогнув на въезде грандиозную триумфальную арку. Стало ясно, что городок этот не на одну чашечку кофе.
Как «провинция» со временем превратилась в Прованс, так и Араузион в Оранж. Сонный маленький городок, правда, на предмет «маленького» римляне бы со мной поспорили.
Сейчас население «города Принцев» втрое меньше, не более 30-40 тысяч, но о принцах позже, до них истории ещё ой как далеко…
Римская триумфальная арка, что привлекла наша внимание, была возведена на древней дороге Via Agrippa, ведущей из Рима через Оранж и нынешний Лион дальше на север.
Исследователи древностей полагают, что произошло это во времена Августа, но на арке сохранились и надписи, посвященные Тиберию, датируемые 27 годом н.э. Возможно, она реконструировалась в его правление в честь победы Германика над дикими племенами с Рейна.
Строение соорудили из идеально подогнанных известняковых блоков, строительный раствор не использовался, блоки скреплены между собой металлическими скобами.
Высота арки 19,21 метра, длина 19,57 м и ширина 8,4 м., но какова детализация: работа, созданная две тысячи лет назад, поражает воображение и сейчас.
Строение безусловно заслуживало внимания, но оказалось не единственной достопримечательностью небольшого городка в двадцати километрах от Авиньона.
Древнеримский амфитеатр в Оранже был построен немногим позже Триумфальной арки. Уникальная постройка была создана в конце правления императора Августа в первой половине 1-го века н.э.
Амфитеатр был рассчитан на 11 тысяч зрителей.
Не поленилась посчитать ряды — треть верхних до наших дней не дошли.
Зато сохранились письменные свидетельства, что амфитеатр был открыт для всех сословий и посещение его было бесплатным — не истреблением, а приобщением к искусству Рим ассимилировал галлов.
Эта сцена под открытым небом до сих пор используется для оперных представлений. С 1902 года древняя постройка стала ареной проведения ежегодного международного оперного фестиваля Chorégies d’Orange.
Сотни лет после заката Римской Империи в IV веке амфитеатр простоял официально закрытым, эдикт о его закрытии был издан в 391 году. Христианской церкви не нужны были конкуренты, она была категорически против любых увеселений и постороннего влияния на паству.
Вторую жизнь амфитеатр обрел благодаря Просперу Мериме. Под патронажем директора «Исторических памятников» в 1825 году на арене начались реставрационные работы.
Дома современных горожан толпятся совсем рядом с древним сооружением.
Некоторым жителям, чтобы насладиться оперой, даже не приходится покупать билеты, можно комфортно устроится на собственном балконе.
Две достопримечательности мирового масштаба — в 1981 года и древний театр Оранжа, и Триумфальная арка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — в таком маленьком городке — уже немало, а ведь карта города густо помечена и другими.
История города после ухода римлян представляет собой длинную череду войн и нашествий. Фактическую независимость Оранж обрёл при династии принцев Оранских-Нассау.
Отсюда сохранившееся до наших дней неофициальное название Оранжа — «город Принцев». Де-юре к Франции город присоединен по Утрехтскому договору в 1718 году.
Но над Оранжем время не властно?
Как и над наследниками короны Нидерландов, сохраняющими по сей день титул принцев Оранских.
И если уж мы заговорили о Нидерландах, апрель - лучшее время для посещения королевского парка Кёкенхоф.
Всем счастливых дорог!
Первое предложение гениальное.