Архыз – Приэльбрусье – Кабардино-Балкария. Путеводитель.

В этот раз хотим поделиться с вами полноценным путеводителем по Архызу, Приэльбрусью и Кабардино-Балкарии. Это будет туториал по посещению этих мест в течении недели, ну и главное, здесь мы максимально исключаем дороги общего пользования. Начнем!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас".

Перед путешествием настоятельно советуем вам скачать офлайн версию карт "Maps Me" тех районов, в которых будет проходить путешествие.

Так же, рекомендуем брать с собой наличку, со связью не везде хорошо, да и не все принимают переводы, учтите этот момент.

Давайте все дороги поделим на две категории:

Лайт

Проезжабельно на дорожной резине, без наличия навыков. Можно даже на машине.

Медиум

Необходимы навыки езды по бездорожью и резина хотя бы 50/50 или 40/60.

Примеры дорог, которые ждут впереди.
Примеры дорог, которые ждут впереди.

Мы весь маршрут прошли на связке Pirelly STR + Kingtyre k82 (местами после дождя на перед хотелось что-то серьезней, спасало травление и спереди и сзади – 1.6 и 1.2 соответсвенно)

При дождях велик шанс, что уровень сложности будет повышаться и тогда: лайт становится медиумом, медиум становится хардом (по меркам тур-эндуро, конечно).

Отправной точкой путешествия будет поселок Армавир, здесь можно найти ночлег, обслужить мотоциклы и обзавестись связью. Сразу оговоримся, что до всех локаций можно добраться по асфальту, но мы же в поисках приключений, потому исключить его считаем необходимым, выезжаем.

Дорога от Армавира в сторону Псемена.
Дорога от Армавира в сторону Псемена.

Кстати, настоятельно рекомендуем иметь на руках связку МТС+Мегафон, благодаря ей вы сможете выходить на связь. Понятно, что это совсем не обязательно, но сообщить близким, что у вас всё хорошо, лишним не будет.

Армавир – Псемен – Рожкао – Пхия – Архыз.

(Лайт).

85 км классных видов и бездора.
85 км классных видов и бездора.

Первая часть маршрута пройдет по федеральной трассе. Всё начинается от поселка Псемен, дорога плавно переходит укатанную грунтовку с небольшими камнями. Вся её прелесть в том, что проходит она через ущелье, окруженная хвойным лесом, вдоль горный реки –– идеальное начало, чтобы вкатиться.

Участок Пхия – Рожкао.
Участок Пхия – Рожкао.

Из нюансов: ловит только Мегафон, последняя нормальная заправка "Роснефть" будет перед поселком Псемен. Найти ночлег можно в Рожкао, ориентир база "Комбат", там вам точно дадут переночевать и при необходимости помогут с сушкой вещей.

Кстати, от Рожкао есть радиальный маршрут на гору Дженту. Если соберетесь, обязательно заранее узнайте о всех нюансах, на тур-эндуро туда точно поднимаются, ну и виды судя по фото – топ. Более подробно писали об этом тут.

Как мы и сказали ранее на протяжении всего маршрута будут горы, леса и реки, ближе к поселку Пхия начнется грейдер подготовленным под асфальтированную дорогу через лесополосу (нам, к сожалению, пришлось развернуться, потому-что мост в районе Пхии снесла горная река и мы почти утопили один из мотоциклов. Акция эта разовая, те, кто ездил двумя неделями позже, говорят, что дорогу восстановили). Поэтому дерзайте!

Архыз.
Архыз.

Добравшись до Архыза, найти себе ночлег не составит труда. Если вы с палатками можно остановится в кемпинге вдоль реки Псыш, на момент лета 2024 цена за одну палатку и мотоцикл было 350 рублей, отдельно платный душ 150 рублей с человека. Тут есть огромное кол-во пеших маршрутов, если вы здесь всего на один день, выбирайте подъем на хребет Абишира-Ахуба, одновременно очень красиво и в меру сложно, писали о нём тут.

Следующий перегон:

Архыз — Специальная астрофизическая обсерватория — Маруха – Домбай.

(Медиум).

Специальная астрофизическая обсерватория
Специальная астрофизическая обсерватория

После выезда из Архыза настоятельно рекомендуем заправиться.

Дорога через Марухское ущелье.
Дорога через Марухское ущелье.

Мы бы спокойно отнесли этот маршрут к категории Лайт, но в самом начале там есть классные спуски с живыми камнями, но обо всём по порядку.

Фото для понимая покрытия этого участка.
Фото для понимая покрытия этого участка.

Не доезжая до обсерватории, справа будет грунтовая дорога, которая ведет в сторону ущелья, если найти её не получается, зайдите внутрь учреждения, там вам подскажут. Дальше начинается тот самый "медиум". Дорога будет уходить резко вниз, петляя из стороны сторону. Мы уже писали про живые камни? Здесь они будут везде, поэтому первая передача, взгляд вперед и спускаемся, помогая тормозом.

Кстати, если проложить напрямую дорогу до Домбая, то "Google Maps" с удовольствием это сделает, правда через территорию Абхазии. Поехав так, вы упретесь в погранзаставу с красивым озером рядом, ну и дорога хоть и тупиковая, но очень атмосферная – горы, огромные плато, реки и броды. Рекомендуем.

Дорога глами Google Maps. 
Дорога глами Google Maps. 

Весь путь проходит вдоль реки и обладает огромным кол-вом мест для остановки с палатками, потому, если будете в тех краях, обязательно воспользуйтесь этим моментом. Ущелье – ТОП.

Марухское ущелье 
Марухское ущелье 

После Марухи начинается асфальт, тут есть два пути: либо же отправиться в Домбай по асфальтированной дороге, либо же отправиться дальше в сторону Эльбруса. Если решаете продолжить путь, но перед этим хотите передохнуть, то дальше будет город Карачаевск, там можно остановиться в гостевом доме. Закрытая парковка, стиральная машина, душ – всё есть. Цена с человека 1500 рублей.

Домбай – Гумбаши – Бечасынский сырзавод – Плато Бермамыт.

(Медиум).

Если вы забьете в поисковик "дорога на плато Бемамыт" то вы найдете минимум 4-5 вариантов подъезда к этому чуду Кавказа.

Плато Бермамыт.
Плато Бермамыт.

Но путь через Гумбаши лично мы узнали случайно благодаря эндуристам, с которыми познакомились на перевале. Вся прелесть в том, что сначала вы застаете одну из самых высокогорных асфальтированных дорог с видом на Эльбрус, после наивысшей точки уйдете на накатанную грунтовую дорогу. А после Бечасынского сырзавода начнете проверять свои навыки внедорожной езды в реальных условия. Этот финальный участок будет весьма техничным. На этом отрезке вас будут сопровождать крутые подъемы с большими валунами и живыми камнями.

Ехать в одного по этой дороге мы не рекомендуем, есть шанс хорошенько там прилипнуть.

Бермамыт – Джилы-Су – Шаукамский перевал – Тырныауз.

(Лайт).

Дорог с Бермамыта на Джилы-Су огромное множество, если финальный отрезок от сырзавода вам понравился и остались силы, то прокладывайте путь через поселок Хасаут, виды будут крутые и моментов, щекотащие нервишки, тоже не мало. Если же сил нет и огромное огромное желание поскорее добраться до следующей точки, то езжайте напрямую, вашим ориентиром будут линии электропередач, езжайте вдоль них.

Архыз – Приэльбрусье – Кабардино-Балкария. Путеводитель.

По пути есть классный глемпинг по адекватному прайсу, если решите остановиться на ночлег с видами на горы, то вам сюда. А если вы путешествуете с палатками, то мест по пути в урочище Джилы-Су огромное множество, но имейте ввиду, что температура там падает до +10ºC и ниже.

Ещё один нюанс: этот перегон будет весьма протяженным (+/- 150км), поэтому рассчитывайте запас топлива, ближайшая АЗС есть в городе Кисловодск.

Архыз – Приэльбрусье – Кабардино-Балкария. Путеводитель.

Итак, в чем прелесть этого участка?

Во-первых, дорога на Джилы-Су является одной из самых красивых в России и одновременно с этим, одной из самых высогорных, сопровождаемая серпантинами и крутыми видами вокруг.

Дорога к северной стороне Эльбруса.
Дорога к северной стороне Эльбруса.

Во-вторых, это будет первый внедорожный перевал на пути следования, достигающий высоты более 2500 метров и вместе с тем самый протяженный.

В-третьих, вы сразу попадаете в самый высокогорный город России, минуя основную трассу.

Небольшое дополнение по северной стороне Эльбруса можно найти тут.

Каких-то нюансов тут нет, в начале перевала спуск с живыми камнями, нужно будет быть немного осторожней, а дальше это укатанная грунтовая дорога вдоль реки, среди гор, самая высокая точка которой составит 2700 метров.

Подъезжая к Тырныаузу, будьте внимательнее, сейчас там ведется строительство дороги, и сквозь облака пыли неожиданно появляется строительная техника.

Пример дороги на перевале Шаукам.
Пример дороги на перевале Шаукам.

Спустившись в город есть несколько вариантов: отправится в сторону следующих перевалов или отправится в сторону южной стороны Эльбруса, конечной точкой будет город Терскол. Здесь можно будет без проблем найти жилье, но если вы с палатками, то вам точно сюда. По нашему мнению это лучший и самый атмосферный палаточный лагерь EVER! Цена за мотоцикл и палатку 300 рублей, душ 150, зарядка одного устройства 20 рублей, газ в уличной беседке идет в подарок. Так же, помимо аутентичной стоянки, здесь множество пеших маршрутов (иногда на подъемнике): водопад Девичьи Косы, водопад Терскол, обсерватория, гора Чегет, южная сторона Эльбруса и многое другое, словом – есть чем заняться день-другой.

Возвращаемся к делам мотоциклетным, следующий перегон

Тырныауз – Былым – пер. Актопрак – Эльтюбю – пер. Думала – Безенги.

(Лайт/Медиум).

Это будут весьма интересные 60+ км.
Это будут весьма интересные 60+ км.

Весь этот перегон можно поделить на 2 части, до Эльтюбю через перевал очень хорошая укатанная грунтовка. Впервые, когда мы познакомились с этим местом, один из нас был на "спорт-туристе" и даже в дождь проехать его получилось без падений, хоть и нервов было потрачено немало. Но виды вокруг очень крутые, зеленые луга и масштабные горы. Определенно стоит здесь задержатся! Останавливайтесь для атмосферного перекуса, а лучше вставайте с палаткой на ночлег – на рассвете виды вокруг будут ещё круче.

Перевал Актопрак.
Перевал Актопрак.

Спустившись с перевала будет развилка, направо в сторону Эльтюбю, налево в сторону Чегемских водопадов (мы несколько раз посещали это место – если кратко: специально ехать не советуем, ничего такого там нет).

Добравшись до поселка, на его границе с правой стороны, будет город Мертвых – место очень атмосферное. Увидите местных, обязательно расспросите о нём, они с удовольствием расскажут вам пару историй.

Что ж, с этого места начинается самое веселое – перевал Думала, он же перевал Кышлык. Многое на этом участке будет зависеть от ваших навыков и погодных условий. В самом начале этого перегона нет ничего, что могло бы вас смутить: укатаная грунтовка со скальником, переходящая в дорогу из чернозема. Доезжаем до фермы – отсюда начинается самое интересное.

Виды с перевала Думала.
Виды с перевала Думала.

На всём участке будут попадаться деревянные ворота, закрывайте их, пожалуйста за собой, местные пастухи будут вам благодарны.

Дальше будет серия спусков и подъемов (ничего сложного, особенно в сухую погоду), а после, вас ждёт дорога уходящая куда-то вверх, с резким набором высоты и именно это место решает, едете вы дальше или разворачиваетесь. Особенность его в том, что из года в год оно имеет разное покрытие, правая колея представляет из себя траверсу на протяжение всего подъема, а левая – канаву размытую родниками, плюс булыжники, которые нужно обруливать в самом начале... В общем весело.

Вот несколько советов:

– Заранее поднимитесь и осмотрите дорогу на наличие "сюрпризов".

– Перед подъемом есть площадка, начните брать разгон с неё.

– В случае неудачи, разгрузите байк и попробуйте снова без лишних вещей.

– Если вы едете после дождя, то шанс прилипнуть в разы выше: начинает просто сносить в промоину. Здесь очень выручит трос, который в случае чего, поможет затащить байк наверх.

– Ну и ехать сюда в одиночку мы бы не советовали.

Смотровая на Безенгийскую стену.
Смотровая на Безенгийскую стену.

После этого будет ещё несколько подъемов. Ничего сложного. Ну, а дальше на горизонте будет виднеться сам поселок Безенги.

Нам показалось, что по видам, не самый классный перевал. Актопрак по этим параметрам в разы лучше. На самое красивое место – вид на Безенгийскую стену – гораздо проще подняться со стороны одноименного поселка. Поэтому если вы хотите проверить свои навыки и поставить галочку – дерзайте. В остальных случаях есть альтернативный путь по асфальту. Кстати, о галочке – в обратную сторону этот участок проходится в разы проще.

Спустившись вниз, на центральной улице будет продуктовый магазин, там можно узнать за ночлег. Сосед владельца этого магазина, сдает гостевой дом. На картах его к сожалению нет, зато цена привлекательная – всего 1250₽ с человека, да и еще с парковочным местом.

Альтернативная (асфальтированная) дорога к поселку Безенги.
Альтернативная (асфальтированная) дорога к поселку Безенги.

Однако, если погодные условия и силы позволяют ехать дальше – отправляйтесь на следующий перегон:

Безенги – Перевал Школьный – Верхняя Балкария.

Медиум.

35км наикрутейших видов.
35км наикрутейших видов.

По мнению некоторых туристов этот перевал самый сложный из тех, что выше, но мы думаем, что Кышлык сложнее, поэтому если вы проехали его, то переживать вам точно не за что. А вот если нет – вот вам несколько вводных:

Большую часть пути будет уверенный грунт со скальником, местами большие валуны. Где-то дорога будет состоять только из них, в таких местах, скорее всего, есть укатанная альтернатива с одной из сторон. Наивысшая точка перевала находится чуть выше 3000 метров и это ровно середина пути.

Виды с перевала Школьный.
Виды с перевала Школьный.

Дальше будет спуск. Все сложные участки останутся позади. Ну и самое главное – это действительно красивая дорога, окруженная пятью пятитысачниками, и именно из Безенги в сторону Верхней Балкарии вы будете ехать на встречу всем видам.

Только ради этого перевала хочется вернуться туда снова.

Ещё немного красот Школьного.
Ещё немного красот Школьного.

Вот таким получился этот путеводитель, при желании все эти локации можно проехать за 2-3 дня, но если сюда включить пешие маршруты и форс мажоры (а это горы, погода здесь непредсказуемая), то выходит уверенные 5-7 дней, а возможно и больше. Надеюсь у нас получилось достаточно подробно рассказать о нюансах внедорожного путешествия по Кавказу, а если нет, то всегда welcome в комментарии или ТГ.

Подписывайтесь на наш канал в телеграмме, спасибо за прочтение и классных вам путешествий.

Начать дискуссию