Было-стало: как выглядят и где предпочитают отдыхать любители путешествия в 2025 году
«РЖД-Цифровые пассажирские решения» проанализировали, куда россияне едут в отпуск в 2025 году, как изменились их предпочтения за последние два года и составили портрет путешественника. Чаще всего на поезде летом 2025 года путешествовали женщины. Среднестатистической пассажирке 38,5 года, она проводит в пути 16 часов, и в этом году отпуск у нее сдвинулся с августа на июнь – июль. Среди самых популярных направлений у туристов, предпочитающих поезда, — Москва, Санкт-Петербург, Адлер, Нижний Новгород, Тюмень и Казань. Об этом сообщает издание «Известия».
Железнодорожные перевозки: столицы, тепло и ближний туризм
Большинство жителей РФ предпочитают для поездки на летний отдых использовать железнодорожный транспорт, особенно для поездок продолжительностью от 10 до 20 часов: среднее время нахождения в пути пассажира РЖД летом 2025 г. составляет 16,3 часа.
Самыми популярными направлениями по-прежнему остаются столицы – почти 2/3 пассажиров (64,1%) едут либо в Москву, либо в Санкт-Петербург.
Шестая часть всех путешественников – 16,9% – сосредоточилась на южных направлениях, переезжая между Адлером и Краснодаром и из Москвы в тёплые регионы, Ростов-на Дону и Симферополь. Туристические направления: Нижний Новгород, Казань и Ярославль – собрали более 10% (11,4%) – и города расположены недалеко от Москвы, в них активно развивается культурно-историческая среда, гастротуризм, проходят спортивные и массовые развлекательные мероприятия.
Больше всего в 2025 г. по сравнению с 2024 г. в билетах, приобретённых для летнего отпуска, выросли доли именно столичных и южных направлений: поездки между Москвой и Санкт-Петербургом, а также по направлениям Адлер, Краснодар и Ростов-на-Дону.
Города-лидеры по приросту продаж ж/д билетов летом 2025-2023 гг.
Среди городов, в которые чаще всего отправлялись пассажиры, наибольший рост по сравнению с 2023 г. показали Воронеж (+9,8%), Санкт-Петербург (+9,6%) и Казань (+6,1%). По сравнению с 2024 г. топ-три городов роста не поменялось, они просто заняли несколько другие позиции.
Среди городов, из которых стали чаще уезжать, пользуясь железной дорогой, лидерами оказались Новосибирск и Тюмень.
Таким образом, в этом году наметился тренд к замещению летнего отдыха «на юге» к от-пуску, проведённому в исторических и туристических центрах.
Портрет «отпускника»
Доля женщин, совершающих поездку в отпуск, пользуясь железной дорогой, в 2025 г. выросла примерно на 2% по сравнению с 2023 г., и теперь разница между мужчинами и женщинами в вагонах достигла почти 10% – 45,5% против 54,5% соответственно. При этом средний возраст женщин-пассажиров, отправляющихся в летнее путешествие, вырос за этот период на год, до 38,5 лет, а мужской почти не изменился, составив 34,8 года.
С 2023 по 2025 гг. в полтора раза – на 55%, выросла «предусмотрительность» наших соотечественников: если в 2023 г. ж/д билеты для путешествия приобретались в среднем за 20 дней до самой поездки, то в 2025 г. этот срок увеличился до 31 дня.
Примечательный сдвиг произошёл за эти два года и в планируемых датах отпуска: если в 2023 г. самой популярной датой отправления было 16 августа, то в 2025 г. самый востребованный день начала отпуска – 7 июля.
Билеты на автобусы: Ростов-на-Дону, Краснодар и Великий Новгород
Автобусные перевозки показали рекорд по продажам билетов этим летом: средняя продолжительность поездки по сравнению с 2023 г. выросла более чем в 2 раза – с 18 до почти 40 часов, то есть на 117%. К популярным направлениям помимо любимого многими Великого Новгорода добавились Ростов-на-Дону и Краснодар.
На летний отдых в 2025 г. на автобусах стали чаще ездить из нестоличных мегаполисов, они показали рост в десятки процентов по сравнению с 2024 г. А вот с городами назначения все более традиционно: в топ-3 роста по сравнению с 2024 г. вошёл туристический Санкт-Петербург, Симферополь – отправная точка к курортам Южного берега Крыма и один из уральских мегаполисов.
Принципиально изменился и гендерный состав пассажиров: если в 2023 г. женщин в автобусах было больше, чем мужчин (51% против 49%), то в 2025 г. мужчин стало уже 53% против 47% женщин.