Онлайн-агрегатор для врачей и клиник «Медиктур» — как Uber, только в b2b и медицине

Когда успех стартапу могут принести не только медики и маркетологи, но и инструменты digital-продвижения.

За два года электронный сервис «Медиктур» из дагестанского стартапа, финалиста конкурса Peri Innovation Challenge вырос в федеральную компанию и выходит на международный уровень. Успех проекту принесли не только лучшие в стране врачи и маркетологи, но и инструменты digital-продвижения.

В чем идея

Меня зовут Руслан Айдиев, мне 34 года, я потомственный врач. В 2008 году я закончил с отличием лечебно-профилактический факультет Дагестанской государственной медицинской академии и начал управлять небольшой частной клиникой в Махачкале, принадлежащей моим родителям.

Сегодня, к слову, она выросла в самую успешную и динамично развивающуюся сеть клиник в регионе.

В процессе работы я заметил, что многие пациенты за консультацией и лечением едут к именитым специалистам в столицу. Причем тратят на это десятки тысяч рублей.

Глядя на этот медицинский туризм, я подумал: а почему бы не развернуть поток в обратную сторону? Что если не пациенты поедут к врачам, а наоборот?

Так в 2015 году у меня родилась идея онлайн-сервиса, который давал бы региональным клиникам дополнительный заработок, организуя приезд к ним высококвалифицированных врачей из крупных городов.

После окончания заочного акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) я запустил стартап «Медиктур» в 2017 году. Начал, конечно, с себя, стартовой площадкой проекта стали махачкалинские клиники «Медицина».

Как всё работает

Предположим, частная клиника в каком-то городе понимает, что ее пациентам нужна помощь столичного специалиста, и хочет организовать у себя его прием.

Зарегистрировавшись на сайте «Медиктура», клиника получает доступ к нашей базе уникальных медицинских специалистов (таковых сейчас 88), заключает с выбранным врачом договор, оплачивает ему перелет и проживание, а затем выплачивает гонорар, который складывается из «комиссионных» за проведенные консультации или операции.

За один приезд врач может принять до 60 человек, а это 162 тысячи рублей выручки при минимальной стоимости консультации 2700 рублей.

Из этих денег врач получает от 25 до 40 тысяч рублей. Доход одной клиники от партнерства с «Медиктуром» составляет от 2 до 5 млн рублей в месяц. «Медиктур» получает 40% чистой прибыли каждой региональной клиники-партнера.

На сегодняшний день у сервиса таких клиник-партнеров 11: в Майкопе, Нальчике, Ставрополе, Назрани, Махачкале, Черкесске, Екатеринбурге и других городах России.

Текущие цифры «Медиктура»:

  • Стартовые инвестиции в проект: 3 млн рублей.
  • Выручка и чистая прибыль в 2018 году: 58 и 21 млн рублей соответственно.

Врачи

Я сам врач, коллег для участия в проекте ищу, зачастую подключая собственные связи. Первых специалистов я вообще искал в соцсетях.

Через некоторое время заработало и сарафанное радио: московские врачи начали писать в соцсетях, что летают работать в Махачкалу, а их пациенты из Ставрополя, Владикавказа, Ростова — спрашивать в комментариях, когда же доктор приедет к ним. По географии откликов стало понятно, что «выездной» сервис востребован в любом российском городе.

Сегодня с географией спроса все более-менее понятно: есть специалисты, которые гарантированно востребованы везде, но при этом в каждом регионе есть и местные особенности.

Чтобы понять, какие именно, нужно поработать там от трёх до шести месяцев в пилотном режиме. И тогда мы уже начинаем понимать, какие специалисты особенно нужны в регионе. В Ростове, например, высоким спросом пользуется диагностика: гинекология, урология. В Дагестане — лор-специалисты.

Но каждый раз поиск нужных врачей — это непростая история. Я, к примеру, быстро понял: всем важно понимать, какой доход они получат.

Цена услуги для всех едина — от 2700 до 3500 рублей за консультацию, от 30 до 120 тысяч рублей — за операцию. Бывает, врач запрашивает и больший гонорар. Если мы понимаем, что к нему выстроится очередь из пациентов и расходы окупятся, соглашаемся, нет — отказываемся.

Нам важно, что наши пациенты платят на 20–60% меньше, чем заплатили бы в Москве или Петербурге. Поднимать стоимость услуг нельзя: столичные расценки многим людям просто не по карману.

Но деньги решают не всё. Один врач согласился приехать, когда я пообещал ему индивидуальную экскурсию в Дербентскую крепость и Сулакский каньон. И пошла цепная реакция. Увидев фото достопримечательностей Дагестана в Instagram, другие врачи тоже захотели отправиться в командировку на Кавказ. Теперь наш взятый в лизинг минивэн Hyundai возит врачей не только из аэропорта в гостиницу, но и на экскурсии.

Ещё пример:детский нейрохирург согласился отправиться в Иркутск, чтобы после приема пациентов повидать родственников, которых он не видел несколько лет. Другой врач ответил, что с радостью будет летать в Сочи, где живет его родной брат. Доктор медицинских наук, гинеколог поехал в Воронеж, чтобы заодно навестить могилу деда.

Но мы и сами постоянно работаем над привлекательной логистикой, в прошлом месяце спроектировали почти идеальную логистическую цепочку.

Если доктор может прилететь для работы на шесть дней, график такой: прилет в Махачкалу, два рабочих дня на приеме, затем автотрансфер в Назрань — два дня приёма там, затем автотрансфер в Нальчик, также два дня приёма — и обратный вылет в Москву уже из Нальчика.

Кстати, тем самым мы оптимизировали затраты на авиабилеты.

Идеальная модель построения оптимальных в экономическом плане логистических маршрутов поможет обеспечить регионы высококвалифицированными медицинскими кадрами. Об этом я написал в своем эссе на открытом конкурсе для руководителей нового поколения «Лидеры России 2020» — и вышел в полуфинал.

Руслан Айдиев, основатель и генеральный директор онлайн-сервиса для врачей и клиник «Медиктур»

Команда

Uber-экономика плюс интернет приводят к тому, что пациент становится всё более «технологичным», всё больше «умнеет».

И медицинскому стартапу для успеха, помимо высокой квалификации врачей и качественного оборудования, становятся важны инструменты digital-продвижения.

Поэтому в моей команде (всего в ней десять человек) есть директор по развитию, ИТ-директор, специалисты по работе с картами «Яндекса» и Google, SMM-менеджеры, работающие с соцсетями. Как я их называю — лучшая сборная по медицинскому маркетингу в России.

Хотя в нашем регионе с квалифицированными кадрами не так все просто, мы даже привлекали ребят из Краснодара и Казани. Летом этого года мы, скорее всего, даже сменим дислокацию, переведём офис в Москву.

Сейчас мы подбираем подходящее помещение и набираем персонал. Но как бы все ни сложилось, юридический адрес «Медиктура» останется в Махачкале. Деньги за наши ИТ-услуги будут и дальше идти к нам в регион, налоговые отчисления мы будем оставлять в родном Дагестане. Мне лично это очень важно.

Продвижение

Как работает наша команда с каждой партнерской клиникой? Запрашивает у её руководства набор исходных параметров, изучает их — и затем рекомендует направления развития и методы привлечения пациентов. Это каждый раз уникальное решение. Вообще же то, что мы делаем в совокупности, впервые используется на рынке медицинских услуг.

Например, нам нужно разрекламировать в регионе специалиста, прилетающего из Москвы, чтобы помочь клинике-партнёру набрать как можно больше пациентов и окупить расходы на его перелёт и размещение в гостинице.

Для этого мы разработали специальные скрипты — ими пользуются все наши партнерские клиники. Ведь свои нюансы есть в каждом регионе. В Махачкале и Назрани мы получаем большую отдачу от Instagram, в Адыгее прекрасный канал рекламы — местное радио.

Но в любом случае, независимо от рекламной площадки, занимаясь продвижением специалиста, мы рассказываем о том, какой институт или больницу он представляет, сообщаем, в какой город и когда он приезжает.

Далее перечисляем патологии, с которыми можно будет обратиться к этому врачу, и сообщаем номер телефона для записи на приём. На том, что врач будет принимать исключительно в партнерской клинике «Медиктура», делается особый акцент.

Планы

После недавнего моего большого интервью РБК сразу две крупные российские сети клиник предложили нам представлять их врачей в регионах.

Но, как оказалось, есть нюанс: врачи, которых предлагали эти сети, недостаточно популярны в регионах, да и сами сети неповоротливы, не готовы мгновенно реагировать, учитывая изменения в регионе, по датам приема или количеству специалистов.

Мы предпочитаем работать с ведущими региональными центрами, это настоящие современные лидеры частного здравоохранения в своем субъекте. В нашей работе они обеспечивают результат в разы лучше.

Почему сотрудничество с нами интересно даже крупным государственным институтам? Сейчас, если они отправляют своих врачей в командировку куда-то в регионы, у них, естественно, возникают затраты: на командировочные, билеты, проживание врачей.

А наш сервис позволяет им сэкономить за счет государственно-частного партнёрства: частные клиники-партнёры в регионах готовы оплачивать институтам все командировочные расходы их специалистов, организовывать приёмы. Плюс мы даём возможность институтам проводить в регионах скрининги, чтобы отбирать пациентов, например на какие-то операции.

При этом большое значение имеет то, что, когда топовые специалисты, особенно профессоры, летают в регионы, квалификация местных врачей тоже повышается.

В моих планах — охватить в самое ближайшее время более 30 субъектов РФ, и тогда при максимальной загрузке в каждом из них сервис теоретически будет генерировать минимум 30 млн рублей дохода в месяц.

И обязательно — по одной клинике в каждом регионе, чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию. Что будем делать, когда покроем всю территорию России? Двинемся в страны СНГ. Сейчас, кстати, наши переговоры с клиниками из Казахстана и Армении уже находятся в завершающей стадии.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Ksenia Van De Kamp

Только одно сомнение - высококлассные доктора не сидят без дела, обычно их рабочий график расписан по минутам. Зачем им сотрудничать с он-лайн сервисами?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ринатович

Видимо в погоне за большим гонораром, ехать туда, где больше платят, оставляя пациентов, которые платят меньше - капиталистическая модель медицины. Полезный сервис действительно, главное чтобы медицины в нем было больше чем бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Да, только в статье написано, что цены приема дешевле чем в Москве, нестыковка с вашей версией.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ринатович

Вовсе нет никакой нестыковки.
Ну изложите свою версию: зачем я именитый невролог, у которого запись в клинике плюс личные записи на год вперёд должен прервать прием и уехать принимать других пациентов в Дербент?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

покажите врача у которого запись на годы вперед (платные услуги)

основная проблема это херовый менеджмент записей на прием и то, что никто в рф не считает важнейший маркетинговый показатель в медицине как no-show, который идет одним из базовых в США (ковырял кучу инструментов управления практикой)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ринатович

Вы озвучили проблему записи, она действительно есть, но там вопрос в записи на ближайшее время, точнее ее отсутствие, это к делу отношения не имеет. Если почитаете, в комментариях зашла речь про реально крутых спецов, которые на расхват, к которым готовы ехать со всей России или даже с других стран. Которых автор хочет привезти к себе в республику. Если вы про таких не слышали - слава Богу, что у вас не возникло нужды искать и пробиваться к таким. В любом случае проект интересен если его реализуют, главное пожелание чтобы он был реально полезен тем кого лечат.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

никакой нужды нет никуда пробиваться, берешь платишь деньги и все у твоих ног. с дочкой жена в израиль летала)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Расскажите пожалуйста в каком направлении ковырять? В основном авиацию выдает

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Думаю выражение на годы вперед было гиперболой. Но врачей, к которым на прием крайне сложно попасть, я знаю к счастью немало (потому и жив еще). Поэтому мне кажется регионы посредством сервиса могут получить хороших врачей, но ни в коем случае не лучших. Что тоже конечно уже немало.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Не перекладывайте с больной головы на здоровую. Вы пишите про деньги, я же ссылаюсь на слова автора

Нам важно, что наши пациенты платят на 20–60% меньше, чем заплатили бы в Москве или Петербурге. Поднимать стоимость услуг нельзя: столичные расценки многим людям просто не по карману.

я не вижу ни одной причины кроме альтруизма, что бы ехать из Москвы в другие регионы. Эта история точно не про деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ринатович

Александр, есть цена консультации, а есть гонорар врача это две немного разные хоть и зависимые темы, ветвь комментариев началась про мотивацию врача, а вы ссылаетесь на стоимость услуги. Так что не перекладывайте как говорится сами. Суть же вообще не в этом. Мы с вами спорим на ровном месте 😀

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Человек, указав расценки с точки зрения врача, как раз и написал про недостаточную мотивацию врача. Деньги - главная мотивация. Он сказал что расценки недостаточны и я, например с ним согласен.

Ответить
Развернуть ветку
З 4

2700 за консультацию в Дагестане это мягко сказать очень дорого.В Махачкале бум на такого рода медгастролеров из-за кадрового упадка местной медицины. Как правило ведутся на таких ноунейм гастролеров отчаявшиеся люди да и консультации эти весьма поверхностные. Зарабатывать на таком контингенте по мне не айс конечно можно сказать мы спасаем их даём возможность но это не так и тог будет один все плохо необходимо квалификационное лечение которого он конечно в республике не получит. А на счёт цен для примера приезжал некий супер логопед и брал за прием 10000₽ за консультацию. Напомню в регионе одни из самых низких средних зарплат по России.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Выручка 58 миллионов. 1 приём 3500 рублей итого за 2018 год = 16571 приёмов 

Открываем сайт и видим что он мёртвый, отзывов нет, а те что есть рисованные. Открываем Инстаграм и видим мёртвый аккаунт, нет комментариев. Я уверен что при таком потоке картина была бы иной. Простите, вашим цифрам не верю.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Александр, сомнения логичны, а действия - не очень ...

На сайте есть телефон, вместо (помимо) следствия можно задать вопросы. Я вот свой вопрос уже отправил.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

У меня нет вопросов, мысли вслух и только 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Не надо никого затыкать, здесь публичное обсуждение, называется "комментарии к статье".

Ответить
Развернуть ветку
Leonardo DaVinci

дада, и все стопицот тысяч потенциальных клиентов обслуживаются по телефону =) прям ппц как верится.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Добавим то, что у https://www.rusprofile.ru/id/11151264 выручка за 2018 год зеро несмотря на 

Деньги за наши ИТ-услуги будут и дальше идти к нам в регион, налоговые отчисления мы будем оставлять в родном Дагестане.

Похоже на карго-культ :D

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Калашников

Может ребята раунд поднять пытаются, а Вы им тут всё портите - нехорошо!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

Судя по фото, Руслан хорошо разбирается в своей теме. по-крайней мере в оборудовании :) лайк за GE, супер недооценённый в РФ!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Burtsev

Очень полезный сервис. Вы большие молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко

Ну вот, крутой кейс, а то постоянно пишут - маркетплейсы мертвы и нужно триллиард долларов на продвижение. 

успехов Вам в развитии. Дадите интервью мне для блога?

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Айдиев

Уважаемые посетители сайта, аналитики , блогеры .
Почитал здесь множество Ваших комментариев и положительных и колких . Что могу сказать . По цифрам движений по счету , подождите отчётов 2019 года , за 2018 год мы работали через мои клиники ООО «Клиника Медицина», в 2019 вывели все в отдельную структуру .
По сайту , да он кривоват местами , поэтому мы работаем сейчас через социальную сеть , а его  дорабатываем ввиду открывшихся новых потребностей в процессе работы.
Вот Вам ссылки на приезды врачей в региональные клиники - партнеры: 
 
https://www.instagram.com/p/B6NkD9-n0sB/?igshid=go50v1nl1q9h

 https://www.instagram.com/p/B6RB7ufImSW/?igshid=i347esl43241

 https://www.instagram.com/p/B67pVJLCwOp/?igshid=1qfms1hoj80v7

 https://www.instagram.com/p/B6dlEk7iBAV/?igshid=1t3ukzc2b0tql 

 Всем добра и успехов в Новом 2020 году! 

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации
Ответить
Развернуть ветку
Alexander Saveliev

Сначала сам вдохновился статьей и идеей, но потом зашел на сайт... 
Ну наверно размещать лицензии и сертификаты для компании которая занимается медициной не обязательно....ооооокей

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
индивидуальную экскурсию в Дербентскую крепость

Бывали

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

Если цифры в статье достоверны, то можно только аплодировать и желать всяческих успехов.

Ответить
Развернуть ветку
Mirror Men

А вот интересно, кто и как - в случае с агрегатором - будет нести ответственность за поставленный диагноз, за качество лечение? Врач приехал-уехал, а пациент-то остался... 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Курников

Очень правильный вопрос

Ответить
Развернуть ветку
N A

"За один приезд врач может принять до 60 человек, а это 162 тысячи рублей выручки при минимальной стоимости консультации 2700 рублей. Из этих денег врач получает от 25 до 40 тысяч рублей."

Не совсем понимаю экономику. Может автор статьи просветит. Буду очень благодарен.

Итак. Принять 60 пациентов - это дело не одного дня. Если говорить не о конвейре, а о более-менее качественной и вдумчивой первичной консультации, то это минут 25-30 на пациента. Платный пациент - это не "государственные 12 минут". То есть работы на 3-4 дня. Плюс перелет, к примеру из Москвы туда и обратно. Это еще один день угрохан. Плюс ночевка не в своей кровати. "Отходняк" с дороги. То есть по сути "вылетает" дней 5-6. И за это доктор получает 25-40 тыс.? Ну как бы это не уровень блистательного востребованного специалиста, светила медицины из столицы. И как с экономикой "проданного" плана лечения (тысяч на  100-200-300) приглашенным специалистом? Кто его реализует и получает основной доход?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Врач получает всего ничего,  а аггрегатор 40%. Больницам проще найти врачей самим как бы

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Курников

Заработок врача выглядит весьма скромным. Заработок агрегатора выглядит непомерным (40%) и почему-то привязан к чистой прибыли клиники (принимающей, по-видимому). Из описанного не понятно: от чистой прибыли, сгенерированной агрегатором (надеюсь) или от полной чистой прибыли клиники?. Полагаю, эти 40% есть доход (выручка) агрегатора. Про косты не до конца понятно - кто же несет затраты на перелеты и проживание/питание... - агрегатор или клиника? Если клиника, то 40% агрегатора выглядят тем более чрезмерными и удорожающими услугу для конечного пациента. Уровень столичного врача за указанный заработок не похож на супер-супер востребованного. А если он таков, то а) откуда он, супер востребованный по столичным расценкам, возьмет время на поездку? (При этом это должно быть ему выгодно.) Ну, хорошо, при желании можно всё подвинуть, но б) куда будет сдвигаться очередь к нему (врачу) в родном учреждении? Для частного врача наверное это все удобно - сам решает когда, что и где, но (опять же) достаточен ли для такого частного врача заработок? Или это приведет к тому, что врачи начнут тратить свой отпуск на такие поездки, т.е. перестанут отдыхать, что скажется на качестве последующей работы.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Бураков

Просто оставлю это здесь

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Отлично придумали, молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Leonardo DaVinci

никогда такого не было и вот опять

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда