ИИ-сервис покупки транспортных билетов

Есть много сервисов для путешественников, которые упрощают планирование маршрута и расходов. У них красивые иконки и удобный интерфейс, но в целом они очень похожи друг на друга. Да, и недостатками тоже. Команда ai people придумала, как сделать сервисы покупки билетов еще удобнее с помощью машинного обучения.

Почему мы вообще за это взялись? Потому что мы — заядлые путешественники, влюбленные в искусственный интеллект. Мы хотим, чтобы дизайн по-прежнему делали с умом и с заботой о пользователях. А еще проповедуем смарт-дизайн. Это когда под красивой оберткой есть еще автоматизация типовых действий пользователя средствами нейросетей, машинного обучения и других алгоритмов.

Рассказываем, что из этого получилось.

Что не так с сервисами бронирования

  • Узкая направленность. При построении маршрута не комбинируют разные виды транспорта, чаще всего могут предложить максимум трансфер, такси от аэропорта или вокзала.
  • Строгий выбор даты. Обычно нужно указать точную дату — никаких «плюс-минус день». В некоторых агрегаторах реализован так называемый «календарь цен» — он показывает нижний порог цены, но сравнивать по нему билеты на разные даты не очень удобно.
  • Выбор времени после поиска. На многих агрегаторах сначала нужно ввести место и дату и только потом можно редактировать время. Плюс, можно выбирать время только в пределах одного дня. Было бы гораздо удобнее расширить диапазон и учитывать билеты на соседние даты.
  • Развлечения. При планировании путешествия нужно еще придумать, как интересно, вкусно и весело провести время. Считаем, что будет здорово, если при покупке билетов на определенное направление сервис автоматически будет предлагать не только варианты жилья, но и интересные места — достопримечательности, рестораны и кафе, места для прогулок, тусовок, отдыха.
  • Особые категории пассажиров. Увы, не все агрегаторы заботятся о комфорте людей с ограниченными возможностями. Так же обстоят дела с владельцами животных. Специальный фильтр избавил бы от лишних переживаний и ненужных скандалов

Вместо того чтобы становиться лучше и развивать рынок, сервисы стремятся быть «не хуже» — копируют друг друга и теряют индивидуальность.

Ну и самое страшное — унификация. Вместо того чтобы становиться лучше и развивать рынок, сервисы стремятся быть «не хуже» — копируют друг друга и теряют индивидуальность. Все ресурсы брошены на то, чтобы победить в конкурентной борьбе и переманить друг у друга пользователей вместо того, чтобы делать действительно полезные продукты и привлекать новых людей.

В итоге аудитория распыляется между множеством агрегаторов, а бедный пользователь вынужден выбирать между однотипными продуктами.

Если смог выбрать — получает не лучший результат. А если не смог — тратит часы на ручное сравнение маршрутов, подбор жилья и планирование досуга. Что со всем этим делать? Мы пораскинули мозгами и разработали прототипы нескольких приложений.

«Умный» поиск с машинным обучением

Поиск на основе машинного обучения, который включает:

  • фильтр для людей с ограниченными возможностями;
  • фильтр для животных;
  • выбор нескольких городов вылета;
  • точный выбор времени.

Лучший маршрут

Допустим, мы хотим лететь из Перми в Рим. Из Перми прямых рейсов нет — только через Москву с длинной пересадкой. Наш фильтр добавляет к пути небольшое расстояние, которое можно комфортно проехать до ближайшего крупного города — например, 300 км. Потом мониторит предложения и находит более дешевый и/или быстрый маршрут.

Например, предлагает доехать на каршеринге до Екб, там пересесть на самолет и лететь через Москву. Или долететь до ближайшего к Риму города, а оттуда добраться в город на автобусе.

«Хитрый» маршрут

Подглядели идею у «Вандруки» и немного доработали. Суть в следующем. Пусть нам снова нужно попасть в Рим. Билет через Рим до Лиссабона дешевле, поэтому «умный» поиск предлагает взять такой билет и сойти в Риме, не долетая до Лиссабона.

Плюс в том, что не нужно отслеживать и отлавливать новые предложения — все уже встроено в фильтр. Еще такая комбинация экономит 2 часа в пути.

Показываем разбивку по пунктам маршрута, чтобы было понятно, из чего складывается стоимость

Показываем график цен и маршрут на карте

Фильтры

  • Даты. Как обычно, доступны варианты «туда и обратно», «только туда».
  • Пассажиры. Не только количество и возраст пассажиров: ребенок/взрослый. При бронировании есть возможность указать, что с вами летит инвалид. Это нужно, чтобы избежать вот таких случаев и заранее отсеять неподходящие авиакомпании.
  • Животные. Можно заранее выбрать провоз животного в салоне (для мелких кошек, собак и так далее) или в багажном отсеке.
  • Классы. Иногда полет бизнес-классом может обойтись дешевле. Но на сайтах многих авиакомпаний нельзя выбрать все классы обслуживания при поиске. А у нас можно.
  • Продолжить маршрут. Стандартная опция, которая делает маршрут сложным.
  • Багаж. Можно летать с несколькими чемоданами или налегке.
  • Пересадки. Если нужен маршрут без пересадок или вы согласны на ограниченное их количество, это можно указать заранее.
  • Транспорт. Разные виды транспорта в одном месте и в разных комбинациях.
  • Цена. Как обычно, можно выбрать желаемый диапазон цен.
  • Время. Можно проверить сразу несколько комбинаций в одном запросе. Например, мы хотим слетать на выходные. Значит у нас есть 4 варианта перелетов туда–обратно: ПТ вечер — ВС вечер, ПТ вечер — ПН утро, СБ утро — ВС вечер, СБ утро — ПН утро. В «умном» поиске можно проверить сразу 4 варианта: выбрать день и к нему автоматически прибавятся 12 часов предыдущего и 12 часов следующего дня.
  • Права. Можно указать, что у вас есть водительское удостоверение, если вы готовы пользоваться каршерингом.

Поиск билетов из разных городов

Если вы летите из разных городов и планируете встретиться в конечном пункте. Например, двое друзей из Питера и Москвы собираются в Европу. Выбираем города вылета и смотрим город прилета (либо все направления). Так проще состыковаться по времени вылета и прибытия, сразу сравнить цены по всем странам и городам для нескольких путешественников.

Если мы знаем, куда полетим (например, в Сингапур) и можем вылететь также из ближайших городов. Мы выбираем эти города сами, например Москва, Санкт-Петербург и Таллин и смотрим все маршруты из этих городов.

Как и ранее, алгоритм учитывает все средства передвижения: самолеты, автобусы, поезда и электрички, сервисы попутчиков, каршеринга, аренды авто.

Голосовой бот Нэнси

Нэнси — прототип приложения на основе ИИ. Пользователь может общаться с ботом 3 способами: вводить команды голосом, загружать картинки или использовать обычный текстовый ввод.

Нэнси уже знает пол, возраст, основные интересы пользователя — например, хобби, предпочтительные виды отдыха, любимые страны. Все это он заранее указывает в своем профиле.

В ходе диалога бот узнает пользователя больше и дополняет имеющиеся данные. На основе информации из профиля и чата, а также данных о других пользователях Нэнси составляет релевантные маршруты-программы.

Как работает = берем информацию из профиля + анализируем ответы юзера + соотносим с похожими пользователями

Этапы

  • Знакомство. Сначала пользователь беседует с ботом. Бот задает уточняющие вопросы. Иногда есть готовые ответы, иногда нужно отвечать самому.
  • Предложения. На основе информации из профиля и чата бот предлагает 3–5 стран. В каждой стране подбирает несколько курортов, которые точнее соответствуют желаниям пользователя.
  • Выбор курорта. Пользователь переходит в понравившийся курорт. Внутри можно прочитать описание курорта, узнать, где поселиться (3–7 лучших отелей) и чем заняться (групповые и индивидуальные программы).
  • Выбор отеля. В описаниях отелей все привычно: описание, фотографии, удобства. Отдельно можно изучить программы и интересные места рядом. Места рядом можно искать просто в поиске, а можно смотреть подборки.
  • Еще доступны события рядом: городские/региональные/международные праздники + мероприятия отеля или каких-либо групп. Программа поездки оплачивается дополнительно (на этом не надо заострять внимание, просто это для понимания). Программа может быть групповой или индивидуальной. Внутри программы есть информация о том, что входит в программу и сколько все это стоит + есть описание на каждый день.

Счастливый билет

  • Что это? Алгоритм, который предлагает релевантные варианты отдыха по вашим данным и поведению.
  • В чем суть? Подбор происходит на основе информации из профиля пользователя, введенных данных и реакций. Пользователь обучает алгоритм своими лайками и дислайками. А еще приложение использует данные других пользователей со схожими интересами.

Как это все работает

  • Пожелания. Пользователь заполняет все поля: даты путешествия, наличие виз, тип отдыха, желаемый диапазон цен.
  • Предложения. На основе собранных данных алгоритм предлагает релевантные варианты. Подборка становится более точной за счет лайков и дизлайков пользователя (почти как в Tinder).
  • Быть или не быть. В карточках подборки можно почитать про страну/город, посмотреть фотки. А можно сразу решиться и купить билет без лишних телодвижений :)

Гибкий маршрут

На основе машинного обучения + введенных параметров + заполненного профиля алгоритм предлагает маршрут.

Основные параметры фильтра

Чтобы начать, пользователь заполняет все поля. Главный параметр — «страны, достопримечательности». В нем можно указать город, достопримечательность, фестиваль или другое событие. В общем, все что поможет определить город (страну). Тут же важно решить, «как передвигаемся». На своем авто (как в примере), автобусом, самолетом, поездом.

Мюнхен, Лувр, парк развлечений и гастротур? — теперь можно искать и так

Программа предлагает разные маршруты в зависимости от выбранного типа отдыха. Например, если пользователь указал «парк развлечений» и «гастротур», приложение связывает эти понятия и добавляет в список пунктов Париж. Здесь есть «Диснейленд» и можно вкусно поесть. Внутри маршрута показываем подробности по каждому городу: самые главные места, кафе, отели, развлечения и т.д.

Таким образом, наша команда на шаг приблизилась к первому заботливому сервису бронирования путешествий. Мы поделились своими идеями с вами и ждем обратной связи — конструктивная критика рулит.

0
63 комментария
Написать комментарий...
Олег Нечаев
Пожелания. Пользователь заполняет все поля: даты путешествия, наличие виз, тип отдыха, желаемый диапазон цен.

Вот с этого кричу! Да я не хочу ничего заполнять! Я хочу как в Тиндере! Второе - дату я могу поменять, вы мне покажите варианты на неделю, две на выбор.

Бот, как по мне, нафиг не нужен. Вы сами на Тиндер ссылались. Я хочу ткнуть пальцем в страну и покажите мне что у вас есть. Не выбирать из 10 выпадающих меню (страна, город, тип отдыха), а тупо ткнуть в Вену, выбрать примерно дату и все. Я сам знаю когда там балы проходят и что там посмотреть. Даже если не знаю, это второй вопрос. Либо делить алгоритм: я знаю куда хочу, я не знаю куда хочу.

Какое машинное обучение?! Ору третий раз. Я поеду в Турцию и потом захочу выбрать Байкал, а мне будут предлагать снова Турцию? Как можно обучить сеть на стол малых данных конкретного человека?! Я немного знаком с нейросетями и эта фигня больше испортит чем поможет. Сеть будет предлагать похожее по тем или иным  параметрам. А путешествие это что? Это приключение, спонтанность, НОВОЕ! Ваш конкурент в один-два клика от вашего сервиса. А если мне покажут после Турции Тунис, то какова вероятность что это будет верное предложение? 

В любом случае успехов и удачи!)

Ответить
Развернуть ветку
911

как же ты шаришь мужик, жму руку 😻 

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Pureshechka

Жалко, что при выборе города для туриста, редко можно найти хорошую подборку интересных мест для отбитого маргинала. Ну например бар жопа в Питере и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Pop

Мистер Пюрешечка, прошу обратить внимание, что об этом в статье и пишут, читали ее ваще? 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Александр Балалеев

Ай молодцы. Сервиса еще нет, машинное обучение и искусственный интеллект даже в таком виде - это готовые решения для чат ботов.

Мне нравится, распилить деньги инвесторов - идея всегда хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Proskurin
Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Есть много сервисов для путешественников, которые упрощают планирование маршрута и расходов."

Для большинства это один. 

Один сервис - плацкарта.ржд.ru.

Для несколько более глупых товарищей еще один есть - туту.ру. Перенаправляет на плацкарта.ржд.ru за стописят рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Крутой сервис!! По описанию прям оч круто.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Абатурова
Автор

Спасибо! Очень важно услышать положительный отклик на идею. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сережа Штайн

Мне вот на агрегаторах очень не хватает фунционала сложных маршрутов: по типу из Перми — куда угодно, с одной пересадкой в Москве или Питере, и так чтобы всё это можно было сортировать по цене. 

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Абатурова
Автор

Smart фильтры помогают отфильтровать информацию и дают возможность построения сложных маршрутов с использованием разного типа транспорта для оптимизации расходов, если бюджет на поездку ограничен.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев

Советую провести четкий cast dev, даже аудитория vc.ru запуталась. Как идея неплохая, но не все сразу, лучше собрать сделать акцент на идее Ненси и лучшего маршрута. Советую взять подходит Spotify с музыкой в дорогу, когда сервис подробно опрашивает все "хотелки" пользователя и на основании собранных данных генерирует ему предложения и оповещает о новых возможностях. Так получится отличный сервис аля горящий тур, отбоя не будет, особенно любящих сэкономить.

Ответить
Развернуть ветку
Ринат Г.

Блокчейна нет, поэтому сервис говно - пользоваться не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Ильнур C

Сервиса ещё нет?
Турагентам будет возможность заработать? И заодно продвинуть этот сервис?

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Абатурова
Автор

Сервиса еще нет, сейчас проект на стадии "тестирования" идеи. 
Да, планируется, что сервис работает как с B2C так и с B2B  клиентами.
Сотрудничество с B2B позволяет сервису развиваться и обеспечивать пользователей сервиса услугами. 
Можно реализовать партнерские проекты и сделать уникальную услугу для клиентов. Правильно заявить о себе и своем продукте. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Joe cocker

Турагентам? Это же сервис самостоятельных путешествий. Или вы будете предлагать поездку например на бла-бла-каре до нужной точки?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ксения Кобзарева

Класс! Стало бы действительно гораздо удобнее с подобным сервисом 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Мне от сервисов нужно одно - экономить время. А на деле получается, что овер дофига его тратится. Что было бы интересно лично мне: выбрать поездку, перелет отдельно/или вместе по дате, по цене, расстоянию. Отель я сам забронирую. Допустим, бюджет на самолёт 50 000, куда полететь? Либо на выходные - куда есть рейсы до 6 часов перелета?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

А вообще, я бы спарсил предложения и налепил бы таких фильтров. Посмотрел бы что интересно посетителям, то и продавал. Ну и куча информации была бы бонусом. Тот же туту показывает сколько буду ехать лицом вперёд, сколько попой, присылает смс и вообще хорошо информирует. Но сначала маршрут. Отель я выбираю минут 15. А самолёт подгадываю часами если не сутками. А потом плюю на это и несу деньги за пакетный тур)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кристина Абатурова
Автор

Спасибо за комментарий! Каждый отзыв очень важен для развития проекта, чтобы сделать действительно востребованный сервис на рынке. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Viktorovi4

 "Вместо того чтобы становиться лучше и развивать рынок, сервисы стремятся быть «не хуже» — копируют друг друга и теряют индивидуальность." По факту они сделали так же.
Хороший интерфейс - когда нет интерфейса. Но тут все то же самое что и у других, только в профиль.
Интерфейс напичкан мудотенью типа: вид отдыха, бот.
Мне, как путешественнику достаточно http://www.azair.eu/ где можно собрать сложные маршруты.
Все вот эти вот высосанные из пальца "улучшалки" только засирают интерфейс и не несут никакой пользы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Zhivilov

Спасибо за ссыль на azair.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Bryusov

Azair очень хромой в плане поиска, хотя идея и UX у него как раз хорошие. А предлагаемый в статье сервис реально перегружен + в нем ну очень много подводных камней для базового путешественника (от того как пользоваться skiplag'ом до реальных=полных условий перевозки животных)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Михельсон

Где тут ИИ то? Или теперь любой алгоритм ранжирования и фильтрации ИИ зовется?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Viktorovi4

Где ты узрел ИИ в моей линке? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег

Мне приятно быть полезным.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег

Зачем ехать за 300 км, чтоб разогнаться?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев

Согласен, идея какая-то смазанная. То речь о ботах, то о приложении. Под конец статьи вообще каша и не понятно, это будет сервис аля Aviasales, то есть агрегатор, поисковой помощник или вообще советчик? 

Ответить
Развернуть ветку
Slava Reznor

Я не совсем понял,  для чего конкретно используется машинное обучение и ИИ? Только для бота?

Ответить
Развернуть ветку
Олег

В тартарары, с вашим дипломом.

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда