{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

MEDOED: Как мы создали свой программный продукт, десять лет проработав в консалтинге, да еще и получили льготы

Наша команда RTM Group занимается услугами в области информационной безопасности и права в ИТ вот уже 9 лет. Бизнес постепенно рос, и к 2019 году мы стали задумываться о том, чтобы сделать свой продукт. И в конце 2022г. эта идея окончательно созрела, мы решили стартовать. При том, что денег у нас было ровно на год жизни отдела разработки. Ниже делимся своим опытом, рассказываем, как мы создавали продукт, какие шишки собрали, какие результаты и плюшки получили.

Зачем нам нужен был свой продукт

Мы надеялись, что продукт поможет нам решить следующие задачи:

· Автоматизировать отдельные услуги

· Реализовать имеющийся опыт

· В перспективе двух лет иметь больше прибыли

· Поддержать материнский бренд

· Получить опыт разработки

Идея продукта

MEDOED задумывался как платформа для автоматизации выполнения требований законодательства в различных сферах (защиты информации, персональных данных и т.д.). Предполагалось, что использовать продукт смогут мелкие компании (для них однопользовательская версия со всем функционалом полностью бесплатна), средние (за небольшую плату в год за многопользовательский доступ к платформе) и крупные (коробочное решение). Платформа должна позволять гибко настраивать справочники и документы, обладать функционалом импорта и экспорта, и, самое главное, - давать возможность создания и редактирования выходных документов. В качестве примера возможностей платформы реализуется функционал в части информационной безопасности. В принципе, чуть больше, чем через год, мы смогли создать работающую версию и в марте этого года открыли платформу для пользователей. Результат, кому интересно, можно посмотреть здесь: https://medoed-soft.ru/.

Как мы собрали команду

Входили в разработку мы немного «не по правилам». Мы начали с подбора персонала, а не с проектирования, потому что в голове была сотня идей, и мы понимали, что часть из них разобьется о невозможность реализации в разумные сроки и за разумные деньги. Так, в общем-то, и произошло – поэтому всегда лучше иметь запасную идею, а лучше не одну.

Мы искали везде, где можно, используя разные подходы:

1) «Я знаю программиста – позову его». Как оказалось на практике, это малоэффективный путь, поскольку многие из знакомых отсеиваются в силу разных причин (специализация другая, разные цели, хотят больших денег и т.д.)

2) «Я знаю того, кто знает программиста». Это вариант для гиперкоммуникабельных людей, у нас в команде таких тоже не много

3) «Все мои знакомые знают, что я ищу программиста, подкидывают варианты». Это оптимальный путь – всех, ну просто всех достать поисками. В итоге несколько человек так удалось «поймать». А тимлида я нашел на кафедре, где защищал диссертацию.

В итоге, 60% пришли к нам по объявлению, 40% - по знакомству. Структура команды разбилась сама собой на фронт и бэк, при этом в каждой банде есть свой «главарь». Нам нравится называть их так, поскольку каждый из них заслужил свой авторитет в коллективе знаниями и умениями. В первые полгода у нас была определенная текучка (примерно 20%), но сейчас коллектив трудится стабильно, даже сходили в отпуск.

Всего над системой работает шесть программистов (включая тимлида) и технический директор. При появлении критической массы коммерческих пользователей (от 10 компаний с «коробкой») – явно напрашивается тестировщик, но это, пусть и недалекая, но перспектива.

А пока в команде ребята, один из которых, к примеру, единолично переделал систему авторизации под корпоративные возможности. Теперь есть админская учетка для создания других учеток, а не только самостоятельная регистрация и добавление через СУБД. А еще наш супербоец с бэка освоил DevOps и теперь сборка и установка коробочных решений ведется автоматизировано. А «фронтовики» радуют тем, что пропускают через себя весь функционал – большая часть фишечек, которые есть в интерфейсе – их заслуга.

Как выбирали технологии

Как я уже отметил, можно выбирать команду под технологии, а можно наоборот. Мы пошли по второму пути, но это не значит, что ограничений у нас не было. Главное из них - от Минцифры – связано с запретом на использование «недружественных технологий», поэтому MS SQL и иже с ним сразу оказались за бортом. Второе: мы работаем в сфере информационной безопасности, а потому скоро пойдем за сертификацией. В этих условиях нельзя использовать платформенные вещи типа уже отброшенного .Net и всерьез рассматриваемой Java.

Также мы понимали, что приложение наше 100% будет с WEB-интерфейсом, поэтому круг еще сузился. В итоге, у нас сформировался достаточно прозаичный стек с Python и JS (React). Из экзотики взяли только нереляционную СУБД Arango по настоянию одного из будущих «главарей».

Различные библиотеки для питона и реакта перечислять нет смысла, оговорюсь только, что за их обновлениями следим, и очень внимательно. Так, пропустив одну строчку (это не гипербола, реально одну) в библиотеке экспорта в Open Document мы практически парализовали работу на пару дней. С тех пор через гит проверяем обновления построчно, чтобы было понятно, откуда может прилететь.

Поскольку работаем мы не над конечным продуктом, а, скорее, над прототипами (подробнее в следующем блоке), DevOps находится у нас в «зайчаточном» состоянии, а вот безопасность отдана на растерзание внутренним ресурсам. Но это, опять же, особенность нашего положения.

Первые проблемы. Прототип или платформа?

Как только появилась команда, определили технологии, мы стали формулировать, что конкретно хотим. К этому моменту 100 идей превратились в 120, причем первоначальных всего 30 – полёт фантазии продолжается.

После первоначальной формулировки мы поняли, что отдельные прототипы нам неинтересны сами по себе – им нужна платформа, на которой они будут работать. Поиски готового решения все время приводили нас к 1С, поэтому было решено сделать свою с WEB-интерфейсом и докерами.

Первые полгода фактически готовилась платформа – непозволительный подход для стартапов, которые стремятся как можно раньше продать продукт, но приемлемый для нас вариант. В итоговое решение вошли кусочки системы авторизации, импорта и экспорта данных, работы с таблицами, вложенными файлами и интерфейс ко всему этому зоопарку.

Сразу скажу, что платформа дорабатывается до сих пор, но для минимального использования в прикладной части была готова через полгода. Примерно на середине мы отказались от Django и части других библиотек, поэтому за долгий срок просим строго не судить.

Далее пошли прототипы (не совсем MVP, но что-то более-менее пригодное для практики).

Отдел разработки постоянно (безуспешно) пытались привлечь для решения коммерческих задач по оценке качества кода и прочим вещам, которыми занимается RTM Group, это примерно 20% от рабочего времени.

Юрлицо, права, реестр ПО и другое важное

Поскольку в судебной практике, с которой мы работаем, нередко встречаются споры об авторском праве на ПО, мы сразу решили все оформить как следует. А именно озаботились ТЗ на все модули, заданиями на разработку и приемку, актами с подписями и оплату премий. Ведь по закону даже в том случае, когда компания платит ЗП нанятому ей программисту, программа, которую он пишет, ей не принадлежит. Необходимо свои авторские права утвердить, а для этого и нужны описанные выше документы. Профит: эти же бумаги пригодились нам при регистрации ПО.

Спустя почти год после старта, когда появилось коммерчески пригодное к продаже ПО, мы зарегистрировали юрлицо для разработки. До этого программисты были оформлены в другом ЮЛ дабы не плодить сущности сверх необходимости. Еще профит: 100% выручки нового юрлица - от реализации ПО – 100%, и это дало нам возможность получить аккредитацию Минцифры в качестве ИТ-компании, а значит, и льготы. Но о чуть позже, ведь не для них же все затевалось.

Для продвижения продукта было важно попасть в реестр отечественного ПО. Параллельно подались и в Роспатент, ведь стоило это недорого и времени требовало мало :) В обоих случаях пригодились документы об авторском праве. Дополнительно – примерно полдюжины бумажек разной степени детализации. Поскольку у нас SAAS, были некоторые особенности, но это на состав документов повлияло в сторону уменьшения – для инхаус-поставок список был бы полнее.

Роспатент принял с первого раза, а вот Минцифры только со второго – сами виноваты, пропустили в одном документе раздел и остался почтовый адрес одного из заказчиков. Но персданные не раскрыты, иная конфиденциальная информация не пострадала, переподача заняла примерно 25 минут с учетом настройки браузера под госуслуги на домашнем ПК (ответ пришёл перед выходным днём в восемь вечера). С учетом переподачи весь процесс занял меньше месяца, чего и всем желаем.

Отдельно – про льготы

Мы хотели получать льготы как на продажу ПО (не платить налог на прибыль), так и на соцвыплаты сотрудникам. После сбора всех бумаг и регистраций льготы мы получили. Ну а экономия на соцвыплатах позволила в итоге платить программистам чуть выше, чем исполнителям того же грейда в компании услуг.

Говоря о льготах, надо быть честными, в первую очередь, с государством. Возникает же сразу желание «запихнуть» в юрлицо со льготами всю бухгалтерию, маркетинг, юристов и т.д. группы компаний. Но у этой идеи много минусов. Основные в том, что нужно сразу показать много денег, а в перспективе можно и получить «по шапке» от налоговой (плюс доначисление налоговой) и лишиться аккредитации.

Поэтому мы придерживались (и продолжаем это делать) следующих правил:

1) В штате только те, кто имеет отношение к проекту. Юристы и маркетологи, которые занимаются MEDOEDом. Бухгалтерия же как была на аутсорсе, так и осталась.

2) Зарплата (не смотря на то, что наличие ПО в реестре исключает требования к ее уровню) – выше среднего. При средней по РФ 74 тысяч по РФ, мы платим в «белую» и получается больше.

3) Выручка – самый критичный параметр. Объем надо поддерживать любыми скидками, прибыльность никого не интересует. И НЕ надо смешивать с другими видами деятельности – тонкую грань в 70% очень легко перешагнуть.

Ну и еще полезная информация: если вы получаете гранты, они не считаются в выручку. Вообще.

Всем желающим попробовать платформу MEDOED – добро пожаловать, если есть вопросы – пишите, мы планируем организовать вебинар по тематикам, которые описали выше.

0
2 комментария
Остап Блендер

Процесс подбора команды и выбора технологий является ключевым этапом в разработке

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Царев
Автор

Соглашусь, ибо от этого выбора практически польностью зависит результат

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда