Fastep: инструкции дополненной реальности к бытовой технике

Fastep — это платформа с инструкциями в дополненной реальности для бытовой техники. Сегодня мы прошли стадию MVP, ведём закрытое тестирование, имеем на руках рабочий прототип и движемся к релизу при поддержке гранта на 20 млн рублей от Фонда содействия инновациям.

Мы хотим вдохнуть новую жизнь в инструкции и руководства по эксплуатации для техники — вначале бытовой, а затем офисной и промышленной.

Большинство руководств даже в наше время представляют собой бумажные книжки, PDF-документы или в лучшем случае гипертекстовые файлы в стиле Wiki. Это очень неудачные форматы. Конечно, мы понимаем, что они необходимы и что донесение информации через текст — экономически эффективный способ соблюсти закон и избежать исков. Но есть загвоздка: этот способ плохо помогает пользователям.

Проблема

Люди выкидывают инструкции вместе с коробками сразу после покупок. Они прячут их в ящики, собирают стопками и впервые достают через пару лет, чтобы выкинуть. А те герои, которые читают инструкции и стараются понять, как работают их устройства, сталкиваются с канцелярским языком, отсутствием ответов на искомые вопросы и явным наплевательством, когда составители документов просто не ставили себя на место клиента.

Привлечённый в магазин рекламой, пользователь за свои деньги должен получить максимум возможностей покупки. Он не обязательно будет использовать все, но справедливо хочет иметь такую возможность. Он за них заплатил: всевозможные исследования и разработки, сотрудничество с поставщиками, а также маркетинг, реклама и PR — всё это оплачено. Если человек не смог разобраться в продукте, он недополучает оплаченное. Это неприятно.

Второй неприятностью является то, что, не обладая информацией о продукте, при любой неожиданности мы думаем о поломке и расстраиваемся.

Проблема выходит далеко за пределы мироощущения пользователя. Всё начинается с продавца, у которого для получения знаний есть та же самая инструкция. Получив из неё ограниченные данные, он потратил время, кое-как объяснив вам принципы работы техники. Затем вы пришли домой и вряд ли прочли инструкцию.

Как только понадобится помощь, вы быстрее доберётесь до смартфона, чем до бумажки в коробке, которая, должно быть, уже на помойке. И потратите время на поиски… инструкции.

Даже в IKEA признают, что не все люди справляются с их на самом деле продуманными инструкциями​ ikea.com

Возможно, вы обратитесь к производителю по телефону и потратите время — своё и службы поддержки. А ещё вы можете отправиться в сервис, где проблема потребует времени приёмщиков и инженеров, не говоря о вашем. Между тем, во многих случаях вопрос касается не неполадки, а незнания нюансов, которым можно научить.

Помощь пригодится, чтобы узнать свою новую технику, научить пользоваться домашними помощниками родителей, избежать проблем с неловкими квартирантами, не попасть впросак в отеле или в квартире с Airbnb и так далее. Кейсов десятки.

Размышляя над этим, команда FASTEP пришла к выводу, что эта проблема не частная и не нишевая. Это глобальная проблема индустриальной эффективности.

Инструкции:

  • непонятно написаны;
  • плохо нарисованы;
  • описывают функции, а не решают реальные задачи;
  • не содержат нужного, и дополнить их нельзя;
  • содержат литры юридической воды, которую требует закон;
  • трудно сопоставить с самой техникой;
  • отвлекают;
  • теряются.

Но надо же найти хоть один плюс! И он есть: инструкции могут помогать, если сделать их человечнее.

Решение

Чтобы описать решение, стоит начать с команды. Разработкой FASTEP занимается выделенная команда в составе компании Spider Group, компании по разработке мобильных приложений и других цифровых решений для бизнеса. В январе 2020 года нам исполнилось 20 лет.

За плечами около 2000 проектов, в том числе по дополненной реальности и искусственному интеллекту. Эти две технологии легли в основу стартапа FASTEP.

FATSEP состоит из бесплатного мобильного приложения, SDK для интеграции с приложениями брендов-партнёров и административного веб-интерфейса для управления контентом.

С целью автоматизировать работу приложения мы обучаем нейросеть. Она тренируется самостоятельно определять устройства, которые «видит» через камеру. «Умные» алгоритмы понимают, где находятся все кнопки и тумблеры, а затем выделяют их на экране смартфона с подсказками.

Всё происходит естественно и без потерь времени. Например, если вам нужно включить конкретный режим на стиральной машинке, просто покажите приложению машинку, выберите функцию и нажмите кнопки по подсказкам. Машина стирает.

Раньше алгоритм действий был таким:

  1. Найти инструкцию (если есть).
  2. Найти функцию в оглавлении (если есть — и функция, и оглавление).
  3. Прочесть и понять канцелярский язык.
  4. Постараться применить информацию.

Мы сократили его и сделали шаги логичнее. Теперь алгоритм выглядит так:

  1. Навести камеру.
  2. Выбрать функцию.
  3. Повторить за FASTEP.

Fastep получает обратную связь от потенциальных партнёров, которых мы пока не можем называть. Например, представители российского офиса одного из крупнейших в мире производителей бытовой техники подтвердили наличие перечисленных болей и то, что подобное приложение могло бы избавить их от проблем с сервисными затратами и имиджем.

Похожий отзыв мы получили от дилера зарубежной марки автомобилей. Эта марка уже предпринимала попытку сделать приложение, которое помогало бы ориентироваться в показаниях датчиков и приборной панели авто, но решение не обрело широкую популярность.

Можно предположить, что в монобрендовом формате трудно окупить расходы на разработку и поддержку, тогда как FASTEP предлагает готовое решение для разных рынков сбыта как по горизонтали (бытовая техника, автомобили, промышленная техника, строительные приборы, медицинские приборы и так далее), так и по вертикали (производство, сервисное обслуживание, продажи, послепродажное обслуживание).

Откуда мы берём инструкции

Мы описываем проект производителям техники и ритейлерам, демонстрируем работу приложения, алгоритмов распознавания и наложения графики. Они соглашаются на пилотный проект, и FASTEP в сотрудничестве с их специалистами создаёт интерактивные пошаговые руководства по эксплуатации. Каждая функция превращается в простые шаги с графическими подсказками.

Создать и загрузить инструкцию можно через веб-интерфейс. Сейчас мы заходим туда сами и пускаем партнёров, но скоро откроем функцию всем желающим. А ещё до этого выпустим приложение для сбора данных для нашей нейросети. Пользователи будут фотографировать технику и учить алгоритм. Мы назвали приложение Data Collect.

Data Collect: скоро в App Store и Google Play

Это часть стратегии FASTEP: превращение платформы в открытую экосистему, в которой важно качество инструкции, а не её источник. Вы сможете выбирать инструкции из официальных источников, от пользователей, создавать их сами и добавлять в избранное.

Монетизация и продвижение

Главными источниками дохода в пятилетней перспективе являются оцифровка инструкций для брендов и продажа лицензий на интеграцию FASTEP в приложения других компаний. Общая плановая доходность стартует с 5 млн рублей в 2020 году.

В данный момент мы ориентируемся на монетизацию через сотрудничество с брендами. Мы создаём проекту информационный фундамент, пишем статьи для формирования понимания проекта, его истории и узнавания.

Мы также готовимся заявить о себе в акселераторах и хакатонах от компаний, которые производят и продают бытовую технику, а также разрабатывают промышленное оборудование. С ним мы делаем особый акцент на безопасности для людей и необходимости правильно использовать дорогие машины, в которые не всегда заложена потребительская гибкость, «защита от дурака».

На данной стадии главным финансовым показателем проекта являются 26 млн рублей (20 млн в виде гранта и 6 млн собственных средств) стартового капитала. Эти вложения обеспечены экспертной оценкой проработанного бизнес-плана, команды и имеющихся технологий от Фонда содействия инновациям, а также собственной двадцатилетней экспертизой Spider Group.

Когда релиз

Бесплатное приложение FASTEP будет опубликовано в магазинах App Store и Google Play летом 2020 года. Возможно, к этому времени мы успеем интегрировать платформу в приложения партнёров, с которыми ведём переговоры. Предложения по сотрудничеству принимаются на [email protected].

Наш сайт — fastep.io. Здесь можно подписаться на новости проекта и предложить модели техники, которую вы хотите увидеть в приложении. По мере сбора голосов мы обещаем обращать более пристальное внимание на конкретных производителей и их продукты.

Нам очень важно получить любые отзывы: сомнения, вопросы, предложения. Постараемся ответить и учесть в разработке.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Артур Гаврончук

6 миллионов своих и 20 чужих, итого 26 миллионов на ... (никому не нужное приложение). Лол, инструкцию открыть дело 2 минут. Или это приложение для олигофренов, которые годами обучаются пользоваться стиралкой?

Вы хоть минимальное исследование проводили? Или сразу 26 миллионов решили влить? Ох, ребята.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий
Автор

Нет, не сразу. Сначала мы изучили спрос, изучили предложение, встречались с представителями бизнеса, считали экономику и писали бизнес-план, параллельно собирали отзывы и делали MVP, чтобы тестировать приложение и собирать новые отзывы, а ещё защищали проект в конкурсе. Всё для того, чтобы делать приложение лучше, максимально развернуться к потребителю. 

Между прочим, людям с олигофренией наш проект тоже может помочь адаптироваться к миру, наполненному разной, иногда слишком сложной для их восприятия техникой.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey

Лучше и проще просто видео инструкция и/или просмотр бумажной прото при наведении на QR расположенный на бытовой технике, мебели или бумажной иструкции. Одно дело прочитать , другое увидеть своими глазами, именно обучение на ютуб роликах это просто бесценная вещь и достижение, с видео инструкцией аналогично.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда