Как мы сделали платформу, которая помогает обеспечить предпенсионерам профессиональное долголетие
Рассказываем, что сделали Redmadrobot вместе с WorldSkills Russia, чтобы поддержать специалистов в возрасте: наших родителей, да и нас самих через несколько лет.
Чтобы помочь предпенсионерам быть конкурентоспособнее на рынке труда, правительство запустило специальную программу. С её помощью старшее поколение может приобрести или усовершенствовать свои навыки, компетенции и знания.
Суть программы:человек выбирает образовательную организацию в нужном регионе и компетенцию, подаёт заявку и проходит обучение по удобному графику. Всего доступно 120 компетенций на любой вкус — от машинного обучения и веб-дизайна до агрономии и кондитерского дела.
Роструд организует всю программу, а реализацию доверили центрам занятости населения, работодателям и российскому представительству мирового движения WorldSkills.
После обучения участник проходит демонстрационный экзамен — практическое задание, в рамках которого слушатель на деле показывает освоенные компетенции. В конце он получает Skills Passport — документ отражает профиль профессиональных компетенций.
Skills Passport можно использовать при устройстве на работу: многие работодатели признают его так же, как и любой другой документ, подтверждающий профессиональные навыки.
Несколько слов о самом движении, чтобы понимать масштаб. WorldSkills — некоммерческое международное движение, основанное в 1947 году, в нём участвуют более 80 стран. Оно направлено на развитие профессионального мастерства студентов, школьников и специалистов разного возраста.
Для этого организаторы проводят профессиональные чемпионаты, где участники соревнуются в своих умениях. Такие мероприятия привлекают внимание к рабочим специальностям и в целом повышают уровень подготовки специалистов.
Российское представительство WorldSkills Russia проводит чемпионаты с 2012 года. Чемпионаты направлены на разную аудиторию: детей, подростков и студентов, а в 2019 году появилась возможность и для старшего поколения.
Задача
Согласно распоряжению правительства, у WorldSkills Russia была конкретная задача: направить на обучение 25 тысяч предпенсионеров до конца 2019 года. А до 2024 года количество граждан, прошедших обучение, должно достичь не менее 150 тысяч.
Чтобы собирать заявки на обучение, нужна была платформа с удобной формой регистрации и личными кабинетами.
Сложность была в том, что проект стартовал в марте, а до конца 2019 года нужно было полностью разработать платформу и направить на обучение заявленное количество предпенсионеров.
Март-май: MVP и первые заявки
Работа над платформой началась в марте, а впереди были летние «мёртвые» месяцы. В это время все обычно находятся в отпусках и не думают про учёбу. Поэтому, чтобы успеть реализовать программу в срок, нужно было сразу же начать собирать заявки.
За месяц совместно с командой клиента мы разработали MVP платформы — лендинг. Он был тестовым, грубым и с простым функционалом: по факту можно было только оставить заявку, указав две интересующие компетенции.
Но прототип справился со своей задачей: за полтора месяца через него было собрано 400 заявок в дополнение к 400 заявкам из офлайна.
Через полтора месяца, во втором релизе, лендинг постепенно стал превращаться в платформу: появилась возможность подать полноценную заявку на обучение (с выбором организации для обучения, компетенции и прочим), а также личный кабинет администратора образовательной организации, где можно было обрабатывать поступающие заявки на обучение. Команда приступила к работе над третьим релизом.
Нельзя, чтобы такой большой процент потенциальных слушателей уходил из-за неудобства. Конечно, простой адаптив был, но мобайл-френдли сайт назвать было нельзя. Поэтому мы добавили в бэклог задачи по разработке адаптивного дизайна страниц под основные разрешения мобильных устройств.
По итогу первых трёх релизов появилась полноценная версия платформы, которую дальше можно было развивать и дополнять новыми опциями.
Июль-октябрь: новая регистрация, интеграция с Рострудом и «хитрая» фильтрация
В начале на платформе можно было выбрать обучение только в своём городе. Но программа рассчитана не только на большие города, но и на маленькие населённые пункты.
В небольших городах и деревнях не всегда есть выбор учебных заведений. Поэтому важно было дать слушателям возможность выбирать курсы в городах или областях, куда они могли бы добраться на личном авто или общественном транспорте. И это одна из причин, почему на платформе понадобилась более сложная выдача учебных учреждений.
Мы приступили к разработке фильтров. Важно было предусмотреть все возможные варианты выбора пользователя. Кроме того, необходимо было учесть перекрёстную взаимосвязь между полями.
Отдельная задача — адаптировать фильтры под мобильные устройства. Адаптаций было много — на несколько экранных разрешений: десктоп, планшеты, телефоны. Для каждого типа устройства нужно было продумать удобный и интуитивно понятный сценарий взаимодействия.
В шестом релизе платформы появились обновлённые фильтры, они упростили поиск для пользователя. Чуть позже, в восьмом релизе, на основе обратной связи от слушателей мы поменяли местами регистрацию и запись на обучение.
Раньше пользователю сначала нужно было зарегистрироваться, и только после этого открывалась возможность записаться на обучение. Но, например, бывало так, что интересной человеку профессии в его регионе нет, а регистрацию он уже прошёл. Это неудобно.
Поэтому в новом релизе всё стало наоборот: теперь можно выбрать, чему и где обучаться, а уже затем внести свои контактные данные.
Изменения повлияли на конверсию: процент пользователей, которые завершали регистрацию и записывались на обучение, вырос с 28% до 45% (данные за ноябрь-декабрь 2019 года).
Интеграция с системой Роструда
Платформа интегрирована с одной из систем Роструда (общероссийская база вакансий). Интеграция с информационной системой Роструда поможет не допустить повторного обучения, а также проверить достоверность данных СНИЛС, ФИО, даты рождения и статуса предпенсионера.
Личный кабинет администратора образовательной организации
Результаты проверок данных слушателей в системе Роструда администраторы видят в личном кабинете. Сейчас на платформе зарегистрировано 640 организаций.
Планируется больше: любое образовательное учреждение может подать заявку на прохождение квалификационного отбора у WorldSkills Russia и после его завершения стать участником программы.
Все изменения через аналитику и исследования
Мы держали плотный контакт с пользователями платформы WorldSkills 50+ через продуктовую аналитику и исследования.
Это помогает разрабатывать продукт, действительно удобный для пользователя, основываясь на фактах и цифрах, а не на субъективном мнении.
Процесс регистрации
В одной из первых версий платформы пользователь мог выбрать график обучения в начале записи. Но, пообщавшись со слушателями, мы поняли, что это бесполезный шаг. К тому же он негативно сказывался на конверсии в запись. В итоге мы его убрали.
С помощью продуктовой аналитики мы поменяли и сам процесс регистрации пользователя на платформе.
Поначалу пользователям приходилось вносить слишком много данных: ФИО, дату рождения, место рождения, место проживания, СНИЛС, паспортные данные, место работы, должность, место обучения и специальность.
Неудобно было заполнять столько полей, если ты просто хочешь узнать, чему можно научиться. И всей нужной информации в этот момент может не быть под рукой.
Основываясь на продуктовой аналитике, мы сократили количество полей для ввода в форме регистрации. Оставили только самое необходимое: ФИО, дату рождения, город проживания и СНИЛС.
До изменений на этапе ввода персональных данных с сайта уходило до 50% потенциальных слушателей, сейчас на этом шаге теряется менее 1% пользователей.
«Галочки» перед регистрацией
В первых версиях платформы перед началом регистрации нужно было поставить три «галочки», подтверждающих согласие пользователя с условиями программы. Но по наводке продуктового аналитика мы отказались от этого решения.
Информации было слишком много, и это сбивало посетителя с толку. Лишние расспросы уводили со страницы регистрации около 6% пользователей.
Чтобы не мешать слушателю регистрироваться, мы перенесли «галочки» в самый конец. Шаг был изменён в августе 2019 года, и после этого ни один пользователь не потерялся на этом этапе.
Аналитика улучшала много моментов в каждом релизе — от слишком длинной формы ввода пароля до конкретных пунктов внутри регистрации.
Ноябрь-декабрь: итоги и планы на 2020 год
В процессе работы над платформой вместе с командой клиента мы часто общались с целевой аудиторией проекта и сверялись с аналитикой.
Оказалось, что современные предпенсионеры достаточно диджитализированы. У многих есть смартфоны, а новую информацию они узнают из социальных сетей. Большинство слушателей справлялись с платформой самостоятельно, дополнительных решений не требовалось.
На конец 2019 года на платформе было зарегистрировано более 36 тысяч, а обучено чуть больше 25 тысяч человек. Всё успели в срок.
Некоторые слушатели программы строят планы на будущее. Например, предпенсионер Владимир Булатов после курса по виноделию планирует зарегистрировать ИП и развивать свой небольшой бизнес.
Михаил Губерман, инженер, прошёл курс, чтобы лучше понимать современные методы и технологии работы. Он повысил квалификацию и стал увереннее чувствовать себя на производстве.
В постановление были внесены изменения, и с 2020 года в программе могут участвовать не только предпенсионеры, но и все, кто старше 50 лет.
На следующий год стоит такой же план: направить на обучение 25 тысяч человек.
Что помогло разработать продукт в срок
Очевидные, но полезные выводы из проекта:
- MVP — отличный способ избежать ошибок и протестировать продукт на минимальных оборотах.
- Работа итерациями позволяет формировать рабочий продукт на каждом этапе. Также это хороший способ синхронизироваться и быстро исправлять недочёты.
- Customer Journey Map, исследования и интервью с пользователями помогают найти то, что действительно стоит улучшить во взаимодействии пользователя с продуктом.
- Аналитика. Анализировать нужно каждый шаг, кнопку и сценарий. Важно основывать решения на метриках, отчетах и на общении со своей аудиторией. Это поможет отслеживать поведение пользователей и повлиять на него с помощью UX и UI.
- Держать постоянную связь между командами: своими и клиента. Регулярно синхронизироваться и проводить встречи. Все участники должны быть в курсе деталей, чтобы потом не было внезапных решений. Например, в этом проекте у нас были ежедневные встречи с командой и встреча раз в две-три недели с командой клиента.
- Обязательное совместное планирование и подведение итогов спринта (спринт — временной отрезок, в течение которого команда создаёт пригодный к использованию и выпуску результат).
Участвовать в программе могут люди от 50-ти и старше, а также лица предпенсионного возраста. Записаться на обучение можно через WorldSkills 50+ из любого региона России.
За фото и комментарии благодарим команду WorldSkills Russia.
Комментарий недоступен
Оставил бы ты свою маму в покое, неугомонный
Когда ты занят делом, то дольше держишь себя в форме - конечно если нет физического напряжения от этого дела. Но вот проблема, что найти работу 50+ и ещё с лайтовой нагрузкой почти не реально...
Чтобы не положить на полочку, нужно на работу устроиться.
Или многим нужны люди 50+?
Добрый вечер!Не надо своих пожилых родителей тормошить,единицам удаёться подстроиться под это время,время техники прогресса.
Перетаргетнитесь, в России предпенсионерство в 40 лет начинается
Для кое-каких работодателей после 30 уже все - дряхлое старчество
Парикмахеры парикмахеры парикмахеры парикмахеры .....
Этой профессией даже на хлеб себе не заработаешь. Парикмахерских до фига на каждом углу, пустуют почти все, и это при демпинговых ценах на услуги. При этом, серьезные парикмахерские курсы занимают много месяцев и стоят сотни тысяч рублей - то есть, по определению вложенные деньги не отобьются никогда.
Хороший мастер даже в провинции зарабатывает очень хорошо. Окрашивание и прочее стоит очень дорого. НО вот здоровья простоять весь день на ногах с каждым годом становится всё сложнее - это точно не 50+. Да и если быть откровенными, то даже пенсионеры не пойдут к мастеру 50+
А вот навскидку, куда податься среднестатистическому предпенсионеру?
хах
наверное туда же, куда и среднестатистическому вчерашнему студенту
рынок труда - он же не столько на возраст смотрит, сколько на опыт и скиллы
Эх, если бы так всё просто было... Рынок набирает молодое пушечное мясо, чтобы методом естественного отбора заточить под свои нужды спеца причём желательно в короткие сроки и задёшево. С опытными такое уже не прокатывает и обучаемость совсем другая и скорости не те... это вот в Штатах многие синьёры уходят в консалтинг, в эксперты, у нас это удётся лишь единицам.
рынку нужны люди способные решать возникающие у работодателей проблемы
за это работодатель готов платить
все действительно именно так просто
Крутой кейс, а какими системами измеряете аналитику?
Google Analytics и Яндекс.Метрика
ничем не удивили
Девушки красивые )) А вот тема прям грустная в свете последних событий, работодателя ведь не заставишь насильно вот таких предпенсионеров трудоустраивать, если только не в госструктуры в которых итак несладко
Главный вывод: поведенческие метрики основной двигатель прогресса продукта
sad
Очень интересная и подробно описанная работа. Скажите, пожалуйста, какой командой реализовывали проект и какие сроки?
Юрий, спасибо) Длительность проекта — 9 месяцев, команда примерно 11-12 человек: 1 PM, 1QA, 1BA, арт-директор, дизайнер, продуктовый аналитик, саппорт-инженер и команда разработчиков.
Дожить бы ещё до этой пенсии,если уже кругом идёт... сокращение в штате.