«Складчина»: зачем московский предприниматель возрождает коллективные интернет-закупки
Слабый рубль и режим карантина из-за коронавируса снова сделали актуальными уже подзабытые механизмы коллективных закупок товаров через интернет. Предложение следует за спросом – в середине марта предприниматель из Москвы Константин Богданов запустил торговую интернет-площадку, которая позволяет людям объединятся для приобретения продуктов питания и других товаров мелкооптовыми партиями и по сниженным в сравнении с розницей ценам.
Онлайн-редукцион
«Складчина» — это электронная торговая площадка, на которой еженедельно проводится автоматизированная торговая процедура (редукцион). Единица торгов — лот (партия продукции в натуральном выражении), состоящий из бидов – минимального объема заказа. Каждый новый участник, выкупая бид, снижает стоимость товара. Лот держится на торгах в течение ограниченного периода времени; затем партия товара продается по той цене, на которой остановились торги (стоп-цена). Таким образом, при большом количестве участников, у каждого появляется возможность получить товар по максимально низкой стоимости – примерно на 30% ниже рыночной.
Для участия в торгах требуется открыть депозит на небольшую сумму, равную стартовой цене бида. Во время торгов деньги холдируются на банковском счету покупателя, а после их окончания списывается сумма, за которую приобретен заказанный объем товара.
От древнерусской братчины – к «Складчине» в интернете
Идея «Складчины» возникла у Константина на стыке увлечения российской историей и простого потребительского опыта еще в 2015 году. Покупки в складчину часто практиковались в дореволюционной России – крестьяне часто «скидывались» — деньгами или частью урожая – чаще всего на организацию больших торжеств или покупку чего-нибудь нужного в трудные годы. Тогда это называлось «братчина». Затраты тем самым делились поровну и были невысокими для каждого отдельного хозяйства.
В XXI закупки по такому принципу стали проводиться в интернете, через группы в социальных сетях и форумы. Организатор закупки собирает в группе заказ на определенную сумму и предлагает производителю выкупить товар в рамках данной суммы. Товар приходит по почте и далее распределяется между участниками закупки. Таким образом тысячи россиян смогли приобретать даже высококачественные зарубежные вещи по цене в два-три раза ниже розничной, особенно одежду.
Цены на продукты питания и товары в магазинах Константину не нравились уже давно. Еще до резкого повышения в конце 2014 – начале 2015 года, когда возникла история с Крымом, международными санкциями в отношении России и резкое удорожание иностранной валюты из-за обвала цен на нефть.
Предпринимателю в целом нравилась идея коллективных закупок, но создавать очередную группу в соцсетях он не хотел.
К тому же, в кризисном 2015 году такие группы стали постепенно умирать, так как изменились рыночные условия. Многие зарубежные товары резко подорожали, а государство, в поисках источников наполнения бюджета при подешевевшей нефти, ужесточило условия доставки посылок из-за рубежа, обложив эту деятельность повышенными пошлинами. Другими словами, группы совместных закупок потеряли возможность делать товар дешевле для покупателя – в противном случае исчезала их маржа.
Отстраиваясь от потенциальных конкурентов, Константин сделал ставку именно на прозрачность и формализованность сервиса. Организатором торгов и владельцем площадки является юрлицо – ООО «Складчина». Торги автоматизированы, механизм сделок выверен с юридической точки зрения, обеспечивается их финансовая безопасность – фактически, никакой предоплаты не требуется.
Настройка и тестирование
Разработка сервиса заняла всего несколько месяцев, поскольку Константин обладал необходимыми компетенциями – в 2015 году он был совладельцем крупной IT-компании, занимавшейся доставкой в Россию «тяжелого» интернет-контента (CDN – данных), имел большой практический опыт построения многоуровневых торговых систем. Сайт «Складчины» был создан подрядчиком по его техзаданию, но стартовать он не спешил – требовалось серьезное тестирование.
Изначально Константин предполагал, что его покупатели — это молодые мамы и домохозяйки. Однако выяснилось – аудитория куда шире. Заказы (муку, сахар, подсолнечное масло и т.п.) чаще всего делали пожилые люди. Что было довольно странно, поскольку представители этой аудитории, как известно, интернетом владеют не очень хорошо, а «Складчина» устроена сложнее, чем интернет-магазин.
Привлечение партнеров
Определение целевой аудитории – половина успеха. Для полноценного старта сервиса требовалось выстроить отношения с производителями продукции: прежде всего, договориться о цене, при которой образовывалась бы маржа для поддержания работы и развития сервиса, а у конечного покупателя – стоимость продукта, близкая к оптовой.
Именно переговоры и создание пула партнеров заняли большую часть времени подготовки к старту «Складчины». На сегодняшний день сервис сотрудничает с 19 российскими производителями; в нем представлены продукты питания с долгим сроком хранения, кухонные принадлежности, постельное белье, бытовая химия, предметы детской гигиены и др.
Первые торги и планы развития
Финальный тест торговой процедуры состоялся 16 марта 2020 года, а первые широкие торги прошли в период с 23 по 30 марта в Москве – участникам были предложены подсолнечное масло, детское питание, подгузники и другие товары на общую сумму в 180 000 рублей. Средний чек за заказ составил 1500 руб. До конца 2020 года Константин Богданов планирует зайти не менее чем в 30 регионов, увеличить число партнеров до 150, а товарный ассортимент довести до 1000 наименований. Предполагаемый годовой оборот сервиса – около 30-40 млрд руб, чистая прибыль – в районе 0,4 -0,5 млрд.
Комментарий недоступен