Onlife — сервис для тех, кто больше не верит отзывам в Tripadvisor и Airbnb

В сервисе шесть степеней защиты от фейков. За честный отзыв начисляется вознаграждение до 5% с каждого чека в ресторане, баре, SPA, автомастерской или гостинице. Сервис уже доступен для тестирования, массовый запуск — в июне 2020-го (если отменят карантин).

Привет, я Эдуард Синельников, основатель сервиса Onlife. Прежде чем перейти к делу, предлагаю вспомнить, что до марта 2020-го мы с вами путешествовали, ходили в кофейни и бары, гуляли в парках. Наш сервис — для такой вот мирной жизни, которая, надеюсь, вернется уже летом.

Жизнерадостная фотография сверху — из объявления на Airbnb про сдачу трехкомнатного дома на Кипре. Хозяйка и постояльцы пишут про тихое место, 100 метров до песчаного пляжа, пальмы, уютные рестораны и магазины. Рейтинг высокий.

В реальности: рядом многополосное шоссе и огромная стройка, вместо песчаного пляжа — грязный пустырь. До ресторанов надо ехать на машине (минус €500–700 в неделю за аренду). Хозяйка с порога объявит, что норма расхода электроэнергии — 70 кВт, остальное за отдельную плату (еще минус €60–70 в неделю на кондиционеры). Про всё это на Airbnb ни слова.

Идея сервиса

Этот дом на Кипре я снимал для своей семьи летом 2017-го, так что тестировал всё лично. Там же мы решили съездить в рыбный ресторан с высоким рейтингом на Tripadvisor. Ожидались свежие морепродукты от чуть ли не мишленовского повара. На входе была 40-минутная очередь: «О, значит, здесь точно классно».

Когда официант принес несколько блюд, каждое из которых было похоже на мойву в кляре, стало понятно, что нас обманули. «Тоже Tripadvisor начитались?», — спросили русскоязычные соседи и рассмеялись.

Больше я не верю отзывам на всех существующих «отзовиках», потому что большинство из них — фейковые сочинения маркетинговых агентств и фрилансеров. В России такая услуга стоит 30–40 тысяч рублей за 100 отзывов. За те же деньги заказывают негативные отзывы для конкурентов. Так что страдают не только туристы, но и бизнес.

Помогают найти классную пиццерию, парикмахерскую или жилье только рекомендации проверенных знакомых, локальные закрытые сообщества в соцсетях и местные жители. После неудачного опыта на Кипре я подошел к местному парню, дал ему карту, ручку и попросил отметить места, где вкусно кормят. С этого момента всё было не только вкусно, но и недорого. Большинство этих заведений я не видел в Tripadvisor. Или видел, но у них был низкий рейтинг.

Так появилась идея сделать сервис-приложение, где можно быстро найти честные рекомендации. Общий девиз — live like a local. Или так: чувствуй себя как дома в любой точке мира, иди в проверенные места и не переживай, что тебя обманут.

Оставалось придумать, как стимулировать людей писать отзывы, ведь известно, что все ленятся это делать. Второй вопрос — как сделать так, чтобы люди массово устанавливали наше приложение? Долго думали и придумали.

Как это работает

Сервис строится на трех столпах:

  1. доверие к отзывам,

  2. вознаграждение для пользователей,

  3. качественный клиентский трафик для бизнеса.

Система доверия

У нас шесть степеней защиты от фейков. Каждую по отдельности можно обойти, но все вместе — вряд ли.

1. Геолокация. Отзыв о любом месте может написать только пользователь, который там зачекинился.

2. Рейтинг доверия комьюнити. Если пользователи приходят в пиццерию по рекомендации в Onlife и видят явное несоответствие написанному, они пишут честные отзывы и минусуют «рекомендателя». Чем ниже рейтинг, тем меньше тебе верят.

3. Ревизия раз в три месяца. Система рандомно назначает ревизоров из числа пользователей с хорошей репутацией. На основе их оценок у заведений формируется отдельный рейтинг. Как у фильмов есть рейтинг кинокритиков и зрителей, так и здесь — рейтинг ревизоров и народный рейтинг.

Пример. Настя из Петербурга поужинала в пиццерии «33 сантиметра». На следующий день ей приходит сообщение: ты вчера была в этой пиццерии, хочешь стать ревизором? Настя соглашается и заполняет чек-лист.

Если Насте лень, она нажимает «Отказ», тогда система посылает сообщение другому пользователю, который недавно был в пиццерии.

4. Валидация отзывов через блокчейн. Так мы защищаем отзывы от любых изменений.

5. Аналитика + блокировка. Когда 99% пользователей ставят пиццерии «8» и «9», а кто-то избранный — «1» или «2», система реагирует на такие отклонения и оповещает службу поддержки. В итоге всё может закончиться предупреждением или вечной блокировкой пользователя. Пусть идет на Tripadvisor и там занимается читерством.

6. Один телефон — один аккаунт. Заблокированному читеру придется покупать новый телефон, чтобы снова зарегистрироваться в Onlife. Ну или пользоваться телефонами родителей.

Вознаграждения для пользователей

Каждый пользователь получает кешбэк 5% в заведении, подключенном к сервису. Для этого при оплате надо показать официанту или менеджеру QR-код в приложении. Фактически Onlife работает как глобальная карта лояльности, но это не самое интересное.

У нас есть несколько ролей для пользователей. Каждый может играть одну, две или все сразу:

Монетизатор. Подключает заведения к Onlife. Наши менеджеры тоже этим занимаются, но мы и за сто лет не подключим сотни тысяч бизнесов. Монетизатору на счет начисляется 0,1% от всех чеков пользователей Onlife.

Первооткрыватель. Пишет первый пост про заведение и отмечает его на карте в сервисе. С этого момента он получает 0,05% от чеков пользователей. Если первооткрыватель еще и монетизатор, его комиссии суммируются. Получается 0,15%.

Пример. Настя подключила к Onlife 50 пиццерий сети «33 сантиметра». Еще Настя написала первые посты про все эти пиццерии. В каждую пиццерию ежедневно приходят в среднем 20 пользователей Onlife и оставляют по 500 рублей.

За день Настя заработает 750 рублей (500 рублей × 20 гостей × 50 пиццерий × 0,15%). В месяц — 22 000 рублей.

Энтузиаст.Любой пользователь, который, пишет отзыв после первооткрывателя. Если отзыв мотивировал кого-то прийти в заведение, энтузиаста отмечают в приложении, и он получает кешбэк 5% — столько же, сколько получит гость, который только что расплатился.

Еще пример из «33 сантиметров». Андрей с семьей пообедал на 3000 рублей. Расплатился картой, получил кешбэк 5% от Onlife. Дальше приложение спрашивает: кто порекомендовал эту пиццерию? Андрей видит три отзыва, кликает на отзыв Вики — Вика видит на своем счете 150 рублей. Такая благодарность за рекомендацию.

Если Андрей никого не выберет, 5% делятся на всех, кто написал отзыв: каждый получит по 50 рублей. Эти 5% в любом случае будут распределены между пользователями.

— Гид. Пользователь, который создает авторские маршруты на карте Onlife. Допустим, Настя съездила в Таллин и составила маршрут выходного дня: сходите в такую кофейню, с этой остановки отправляйтесь до пляжа Пирита, погуляйте по району, где жил Довлатов, здесь возьмите велосипеды напрокат и скатайтесь до заброшенной дачи в стиле модерн. Если тот же Андрей выбрал этот маршрут в приложении Onlife, Настя получит кешбэк 5% со всех мест, где побывал Андрей. Конечно, при условии, что эти места подключены к Onlife.

Все вознаграждения начисляются в виде бонусов. Один бонус равен одному доллару — потому что это международный сервис. То есть, например, кешбэк 150 рублей конвертируется примерно в два бонуса. Бонусами можно рассчитываться в местах, подключенных к Onlife, переводить на счет другим пользователям и выводить в кэш.

Бизнес

Мы сотрудничаем с микробизнесом, малым и средним бизнесом. Отдельный большой сегмент — самозанятые: гиды, мастера маникюра и так далее. Мы год исследовали нашу аудиторию и выяснили, что бизнес готов платить за трафик в среднем 15% от оборота. Это не так много, как может показаться.

Во-первых, бизнес понимает, что Onlife — это сарафанное радио, самый ценный источник трафика. Клиенты, пришедшие через «сарафан», в разы лояльнее, они с высокой вероятностью будут приходить снова и снова. Во-вторых, с нашим сервисом можно отключить часть рекламы, экономить на промоутерах, фейковых отзывах на Tripadvisor, не платить сервису доставки еды комиссию 15–35%. Так что экономика сходится.

Кроме того, бизнес может использовать сервис для поиска сотрудников. Например, на Кипре на каждой второй двери в сезон висит объявление «Need staff», но откликов нет. Местные не хотят работать за €1300–2000 в месяц, а до людей из России, Украины и других стран, где средняя зарплата сильно ниже, не достучаться.

А так условный бартендер из Омска увидит объявление на карте Onlife, пообщается с владельцем в нашем чате и уедет на солнечный Кипр на полгода — работать и купаться. С документами мы тоже поможем, но это уже другая история.

Продвижение и запуск

При продвижении мы опираемся на комьюнити, с которым делимся своими новостями и полезными советами — например, как отдохнуть и не разориться в Исландии. Комьюнити быстро растет за счет сарафанного радио. Только в русскоязычном Telegram-канале сейчас 24 тысячи участников. Всего, с учетом пересечения аудиторий, в русскоязычных и англоязычных каналах больше 60 тысяч участников.

В TikTok нас пока нет​ (скриншот с сайта Onlife)

В начале марта 2020-го было готово приложение под iOS, тогда же мы объявили сбор заявок на аккаунты и выслали ссылку на установку. Сейчас первые пользователи тестируют функции приложения — даже на карантине можно оценить доставку из ресторана и салон красоты с медицинской лицензией.

В июне 2020-го планируем выложим приложение в App Store, версия под Android появится осенью. Ожидаем, что к этому времени заведения и самозанятые вернутся к нормальной работе и мы сможем полноценно подключать их. У нас уже есть 300 договоров на подключение бизнеса в Москве (первые месяцы мы будем фокусироваться на столице) и больше 500 запросов — в других городах и странах.

Инвестиции, монетизация, прибыль

Мы с моим партнером Максимом Урейским начали с накопленных $300 тысячах. Значительная часть денег ушла на работу исследователей и аналитиков, которые изучали целевую аудиторию. Потом нас заметил российский бизнес-ангел, и у нас появилось еще $700 тысяч. Сейчас ведем переговоры об инвестировании $5 млн в следующие два года.

Для оценки финмодели мы пригласили консультанта PwС и попросили учесть самый пессимистичный сценарий. Он подразумевает, что через пять лет Onlife установят всего 3 млн человек в мире, а самые активные пользователи будут посещать три заведения в месяц со средним чеком 700 рублей (или примерно $10). Получилось, что даже при таком раскладе сервис окупается к концу второго года после запуска, ROI через пять лет — 215%.

Использование сервиса бесплатное, рекламы нет — все в равных условиях. Мы зарабатываем с тех 15%, которыми делится бизнес: пользователи получают 10,15%, сервис — 4,85%. По-моему, это не только прибыльно, но и честно.

Вы бы установили Onlife?
Да. Надоели фейковые отзывы.
Да, но у меня на первом месте возможность заработать.
Нет.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
250 комментариев
Написать комментарий...
Bella Donn

Много езжу по миру, много хожу в рестораны. Много фиговых апартов и отвратной кухни было вначале. С годами вырабатывается нюх на хорошие места. Если на г мапс тыща отзывов и большинство аккаунтов с 1 отзывом = фэйк.

Теперь достаточно пройти мимо заведения, глянуть в меню чтобы прочуствовать хорошо ли там. В странах где совсем кошерно кормят (Япония, Италия) можно даже отзывы не читать, а идти если пару столиков занято. 

На айрбнб отзывы изначально сломаны (я делаю поиск по слову noise quiet etc) так как отзыв пишут персонально хосту и только хорошее (вскользь упомянув шоссе за окнами) а на букинге отзывы честные тк разносят в прах корпорации и не жалеют. 

Айрбнб лучше снимать на минималку дней, потом продливать (и заплатить кешем). Надо быть крэзи чтобы предоплачивать апарт на 2 недели судя только по фоткам. Отель всегда на 1 день - солд аут отелей редкая вещь, да и всегда можно переехать в другой район города. 

Про ваш сервис ничего не скажу, но лично для себя я проблему решил и мотивации ставить что то новое уже нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Быть мотиватором для других, т.к. вы продвинутый путешественник, выкладывать авторские маршруты и посты о местах, которые стоит посетить, ну и зарабатывать на этом. На ваш аккаунт подписываются - вы помогаете людям экономить время, нервы и ₽. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

В период хайпа битка именно в такой проект меня пытались втянуть. С такой философией. Ребятам все криптофонды отказали тогда. Видимо вам уже не 30 лет, коли верите в то, что кто-то станет строить линию заработка. То, что вы делаете сегодня - вы делаете для потребителя, которому сейчас 15-20 лет. А это поколение одной кнопки. Ему нужны простые решения, а не построение цепочек. Выше писал - пока будете спонсировать, энтузиастов в сообщество вы привлечете, но немного. Долларов по 10-20 за отзыв - вполне. И единственная линия заработка будет "10 баксов за отзыв - ок". Ну посмотрите сами. Как деньги кончатся, что делать будете?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Мы снимаем метрики наших пользователей, и я вам скажу , основная масса 25-45 лет (70%), далее 45+, 18-25 всего около 15% было и совсем капля в море младше 18.
У нас не Тик Ток и тп, мы им не так интересны . У них нет ₽ на карманные расходы, точнее есть , но это не наша ЦА

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Вы плохо считаете. То, что есть сейчас - не более чем картинки. Вы сейчас даже не стартап, не бизнес. Эдакий этап исследований. Потом вы родитесь. Получите первые шишки. И лет через 5, может больше, у вас будет стартап. Появится бизнес (для нее же оттестированная фин модель нужна), скорее всего убыточный. Это если не умрете и имеющиеся игроки будут сидеть сложа руки. А к тому моменту тем, кому сейчас 20 с небольшим, станут под 30... Вот о чем я. Виральность в наше время? Нельзя повторить успех Энгри Бердс когда в сторах 100500 других игр. Хайп-то на чем? На том, что "вон там за отзыв пару баксов дают, а твои потуги сделают хорошо другим", вы серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Смотря как работать с пользователями и какие «боли» закрывать .
Боли пользователей путешественников 
Боли бизнеса
Боли экспатов/мигрантов
Будут ли сидеть конкуренты или нет мы не знаем, пока сидят .
Но одно могу сказать точно, мы не сидим)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Да нет проблем. Считайте сами: 10$ за отзыв (или сколько вы рассчитываете?). 2$ за установку приложения. 15% установок приводят к действиям. 15% от действий имеют приемлемое качество. Эти расходы понятны? Нужна 1000 качественных действий - будьте готовы заплатить под 100к$. Как отбивать - вообще не понимаю. А то, что "любойбизнес чего-то там готов" - вилами по воде. И опросы типа "тыбы стал платить?" в отрыве от продукта имеют 0ю ценность. Был бы продукт - вы бы на ответ "да" сказали бы: "отлично, вот продукт, заплати" - вот тогда ваши метрики и уверенность чего-то стоили бы.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

😳 откуда эти все цифры????какие 10$ за отзывы!? В статье описана монетизация пользователей. Фин.модель я озвучивать не буду, это коммерческая тайна....ссори 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Из опыта. Я вам 10$ написал и тут же доказал их. Спрашивал же, на чем хайп будет? Виральность за счет чего? Если его не будет - вот вспомните эти цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Хорошо, обязательно вернёмся тогда к дискуссии на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
247 комментариев
Раскрывать всегда