«Самозанятые.рф» — сервис для поиска работы и расчётов между самозанятыми, физлицами и бизнесом

Я Дмитрий Артюхов, соучредитель и директор по развитию сервиса «Самозанятые.рф». Он помогает самозанятым находить клиентов, а бизнесу — работать с такими подрядчиками и сокращать рутину.

Занимаюсь проектом с января 2019 года. Расскажу, что мы придумали и как готовим сервис к запуску.

​Дмитрий Артюхов, соучредитель и директор по развитию сервиса «Самозанятые.рф»

Идея

В 2019 году в России запустили эксперимент — разрешили людям регистрироваться в налоговой как самозанятым. Платить взносы за себя, как ИП, не нужно, налог при работе с бизнесом — 6%, с физлицами — 4%.

В 2020 году НПД (налог на профессиональную деятельность) ввели в 23 регионах. Но это не значит, что стать самозанятыми могут только жители этих субъектов. Закон не запрещает перейти на НПД и работать удаленно с компаниями, которые расположены в этих регионах.

По данным налоговой, со старта эксперимента самозанятыми зарегистрировались 465 тысяч человек. В июле 2020 года налоговый режим планируют распространить на всю страну. Поэтому самозанятых, скорее всего, станет больше.

Идея эксперимента у правительства РФ возникла в 2018 году. Тогда я и мои партнеры встретились с Кариной Зыковой. Она занималась проектами в сфере финансов и телекоммуникаций, а я создавал маркетплейсы и работал над платежными продуктами. У Карины были идеи, а я задавал направление развития проекта и все систематизировал.

Самозанятыми в 2018 году еще никто не занимался. Мы поняли, что, когда эксперимент запустят и распространят на всю Россию, нужен будет инструмент для связи между заказчиками и плательщиками НПД.

Где самозанятым искать клиентов? Как клиентам и самозанятым рассчитываться между собой, чтобы не было обмана? Как бизнесу нанимать подрядчиков и платить им, чтобы все было по закону? Мы хотели дать рынку ответы на эти вопросы, предложить решение в виде удобной единой экосистемы.

Нам казалось, что проект будет успешным: его несложно масштабировать, легко добавлять и корректировать функции. Мы часами обсуждали экосистему самозанятых, но приходилось опираться только на наш общий опыт и внутренние убеждения.

Аналогичных сервисов на российском рынке на тот момент было мало. Бизнес платил физлицам в основном через Solar Staff или Qiwi. У этих способов ограниченные функции, можно было только переводить деньги. А мы хотели сделать сервис с более широкими возможностями. Например, поиском подрядчиков для бизнеса, автоматической отправкой оплаты всем самозанятым, чтобы бухгалтер экономил время.

Актуальной статистики по НПД в сентябре 2019 года не было. Например, при анализе мы ориентировались на «Вордстат», чтобы убедиться, что многие ищут информацию о самозанятых.

Данные «Яндекс.Вордстата» за сентябрь 2019 года​

Кстати, в марте 2020 года по запросу «самозанятые» уже 436 тысяч показов.

В итоге мы понимали, что потенциальные пользователи сервиса интересуются самозанятостью. Но мы не знали, какие функции нужно было сделать в первую очередь.

Разработка функций

Мы пообщались с предпринимателями и подрядчиками в интернет-форумах, собрали самые популярные вопросы с сайта ФНС. Проанализировали все данные и пришли к выводу: самозанятые принимают платежи напрямую на карту, для этого нужно интегрировать банкинг с приложением «Мой налог», через которое они регистрируются и платят налоги. Поэтому им приходится вручную учитывать поступления и рассылать чеки заказчикам.

У бизнеса были другие боли: как проверять подрядчика, удобно и быстро платить, если самозанятых много, как сделать, чтобы платежи не считались переводом физлицу.

В итоге остановились на комбинации трех продуктов:

  1. Электронного кошелька для физлиц.
  2. Платежных инструментов для бизнеса.
  3. Маркетплейса-биржи для самозанятых и заказчиков.

Кошелек для физлиц

Это инструмент самозанятых для приема платежей от компаний и физлиц. Платежи сразу учитываются в «Моем налоге» и отображаются в личном кабинете сервиса.

Параллельно в сервисе можно вносить и анализировать актуальную информацию о регистрации дохода.

В личном кабинете будет видна вся информация по доходам, налогам и сделкам.

Чеки автоматически уходят плательщику.

Поступившие деньги можно сразу же вывести на банковскую карту или интернет-кошелек.

Можно принимать деньги и как физлицо. Например, на краудфандинг-проект.

Еще в кошельке можно сгенерировать ссылку на оплату счета — заказчики смогут оплачивать товары и услуги в один клик. Например, вы как самозанятый написали заказчику статью и вместо длинных реквизитов просто присылаете ему ссылку.

Заказчик перейдет по ней, оплатит, и деньги поступят к вам на кошелек в сервисе, а оттуда их можно будет вывести на карту. Покупатель автоматически получит чек, и самозанятому не нужно отправлять его самому.

Все движения финансов остаются в личном кабинете.

Вместе с кошельком мы запустили сервисы «Касса» и «Копим». А эквайринг заработает в конце мая 2020 года.

Интернет-эквайринг

Поможет самозанятым принимать оплату на собственном сайте, например в интернет-магазине. Покупатель сможет положить несколько товаров в корзину и оплатить покупки через специальную форму, по карте и Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Деньги сразу поступят в кошелек, а клиент автоматически получит чек.

Касса

Это виртуальная витрина товаров и услуг. С помощью сервиса самозанятый создает ссылку для оплаты и отправляет ее клиенту.

Сервис подойдет, например, для мастеров маникюра. Он может создать витрину «Нанесение шеллака» и указать цену, покупать терминал для безналичной оплаты не нужно.

Оплачивать можно через Apple Pay и Google Pay. Еще можно распечатать наклейку с QR-кодом и повесить на рабочем месте, чтобы клиенты сканировали код камерой и тут же могли заплатить.

При покупке сумма автоматически фиксируется в налоговой, покупатель получает чек.

«Копим»

Это сервис сбора денег по ссылке. Пользователь создает страницу сбора суммы и отправляет ее знакомым. Подойдет, например, когда нужно быстро собрать деньги на подарок другу, для благотворительности или донатов видеоблогеру.

Сервис для самозанятых и физлиц — поступления денег в нем не облагаются налогом.

Как и в сервисе «Касса», здесь тоже можно скачать QR-код, распечатать его и повесить в любом месте для сбора денег.

На период пандемии мы вводим в «Кошельке» кешбэк для самозанятых. Комиссии, которые вы заплатите за вывод денег на карту или кошельки в других системах, а также за работу с сервисами «Касса» и «Выставление счета», в конце месяца вернутся к вам на счет. Получается, что в итоге комиссии не будет.

Платежный инструмент для бизнеса: какие проблемы решает

Бизнесу выгоднее, чтобы подрядчик для разовых задач был не обычным физлицом, а самозанятым: его не нужно оформлять в штат или перечислять 13% от зарплаты и платить взносы. Но при этом есть несколько рисков, которые наш сервис помогает снизить.

Штраф, если заплатить физлицу, который перестал быть самозанятым

Подрядчик может перестать быть плательщиком НПД, если решил сняться с учета как самозанятый или заработал больше 2,4 млн рублей в год. Уведомлять об этом заказчиков по закону он не обязан. Например, самозанятый в этом году заработал уже 2 млн 380 тысяч рублей, а вы попытаетесь заплатить ему 30 тысяч.

Лимит 2,4 млн рублей будет превышен. Вам придется компенсировать подрядчику 6% за первые 20 тысяч рублей. А за остальные 10 тысяч рублей компенсировать 13% и заплатить взносы как за сотрудника, потому что вторую часть платежа налоговая сочтет как перевод физлицу.

Чтобы сократить этот риск, в сервис мы добавили функцию проверки статуса самозанятого. Программа проверяет статус автоматически; если он изменился, уведомит об этом пользователя. Сервис «общается» с налоговой и следит, чтобы выплаты уходили только физлицам на НПД.

Приходится платить на карту физлица

Платить с расчетного счета компании на карту сложно, иногда переводы идут по несколько дней. Еще за это могут заблокировать счет по № 115-ФЗ — придется доказывать, что вы работаете по закону.

Если вы работаете с подрядчиком на НПД через наш сервис, то уменьшаете риск блокировки счета. Программа сама пришлет вам чек, после того как вы перечислите выплаты. В бухгалтерии платеж будет зафиксирован как оплата самозанятому по номеру договора, а не перевод на карту физлица.

Сервис «Бизнес» можно интегрировать с работающими CRM и бухгалтерскими программами, а еще мы помогаем составить типовой договор с подрядчиком, чтобы все точно работало по закону.

Маркетплейс-биржа для самозанятых и заказчиков

«Маркетплейс» — аналог биржи заказов. Заказчики — физлица, а исполнители — только самозанятые. Если вы хотите нанять ребенку няню, заказать дизайн блога или купить посуду ручной работы, нужно разместить заказ на маркетплейсе — на него откликнутся самозанятые, вы выберете исполнителя и получите услугу.

В сервисе будет поиск исполнителя на карте. Например, если нужна няня, которая находится ближе к вашему дому, или срочный ремонт электроники возле офиса.

Самозанятым маркетплейс поможет искать заказчиков, а обычным людям — заказывать услуги не у неизвестных фрилансеров, а у официально зарегистрированных, которым в случае проблем можно направить претензии по оказанным услугам.

Доска с задачами в маркетплейсе для заказчика в мобильном приложении и десктопной версии
Профиль самозанятого на маркетплейсе

Инвестиции и монетизация проекта

Изначально проект развивался только на наших собственных вложениях — не было внешних инвесторов и тем более поддержки от государства. Сейчас уже появилось несколько инвесторов, хотя это скорее партнеры, которые погружаются в проект.

Зарабатывать будем на комиссии с платежей бизнеса самозанятым. Платит комиссию компания.

В маркетплейсе комиссии не будет. Она позже появится только за открытие заявки на задачу. За это платит самозанятый.

Заказчику доступна отправка заявки одному или нескольким самозанятым. Выбирает он их по рейтингу или на карте. Обсудить задачу можно в чате: чтобы он открылся, платить комиссию будет только самозанятый, но пока все бесплатно.

Безопасность

Сервис «Самозанятые.рф» хранит персональные данные и проводит трансакции, поэтому мы уделили безопасности особое внимание. Прошли аудит стандарта безопасности PCI DSS, который подтверждает безопасность платежных данных. А наша инфраструктура соответствует требованиям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Управляем проектом с помощью распределенной команды

Я руковожу операционными процессами, но в решающие моменты последнее слово за Кариной Зыковой: у нее больше опыта и глобального понимания, в каком направлении нам нужно двигаться. Она отвечает за финансы и развитие партнерских направлений.

На старте мы решили нанимать меньше людей в штат и отдавать разработку разных элементов сервиса удаленщикам, чтобы сэкономить деньги на зарплатах, аренде офиса, распределить задачи между полноценными укомплектованными командами.

В феврале 2020 года мы расширили штат — основу разработки взяли на себя и отдаем на аутсорс только отдельные задачи.

Кроме разработчиков, мы регулярно привлекали для консультаций юристов и бухгалтеров, чтобы сделать все безукоризненно с точки зрения закона.

Эксперимент с самозанятыми новый: в законах не прописаны многие взаимодействия, нет никаких судебных прецедентов. Иногда было сложно понять, как организовать все правильно. Бухгалтеры и юристы-консультанты очень нам с этим помогли.

Планы: выпуск виртуальных и пластиковых карт, запуск маркетплейса для бизнеса

В начале апреля мы официально запустим продукты «Бизнес» и «Кошелек», к середине лета заработает «Маркетплейс».

Мы уже собираем заявки от заинтересованных пользователей — в день получаем 25–50 запросов. Сейчас уже накопилось больше 10 тысяч заявок на доступ к «Кошельку» и «Маркетплейсу». Но мы все равно готовим масштабную кампанию: планируем запустить массовую рекламу и PR.

В ближайших планах выпуск виртуальных и пластиковых карт для самозанятых — уже согласовали изготовление карт с банком. Еще в планах организовать работу маркетплейса так, чтобы заказывать товары и услуги там могли не только физические, но и юридические лица.

Мы надеемся построить единую экосистему для взаимодействия с самозанятым как обычных людей, так и бизнесменов. Чтобы в одном сервисе люди могли искать заказчиков и исполнителей, подписывать договоры, платить и развивать свой бизнес. Сервисами «Бизнес» и «Кошелек» можно уже попробовать пользоваться. Запущены тестовые версии.

0
117 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Petelina

Добрый день, Дмитрий! На биржах много исполнителей, которые готовы выполнять работу задешево с низким уровнем качества. Так как заказчик не всегда может это качество проверить, он соглашается и думает, что так оно и должно быть. От этого можно защититься только тестированием исполнителей на предмет их квалификации, проверкой образования и опыта, а также определением минимальных ставок за работу. Для переводов на английский такая ставка должна быть минимум 700 рублей/ 1,800 знаков с пробелами. Это минимум, за который готовы работать мои коллеги-профессионалы. Будет ли реализован у вас на сайте такой функционал с целью недопущения до высокопрофессиональных отраслей дилетантов, которые выживают благодаря демпингу и портят репутацию целых профессий? Когда заработает раздел "Работа для самозанятых"?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Артюхов
Автор

Здравствуйте, Екатерина. Планируем запустить маркетплейс в работу уже в декабре. Хорошее предложение поступило от вас, обязательно его рассмотрим.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Petelina

Благодарю за ответ. Приятно, когда можешь на что-то повлиять, в данном случае я озвучила не свою, а общую боль. На Западе исполнителей считают подозрительными (неквалифицированными, ‘с ними что-то не так’), если они занижают цену, а у нас это лишь нормально. Буду рада, если удастся переломить ситуацию. В конце концов, это не против остальных - пусть повышают квалификацию и зарабатывают достойно.

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Раскрывать всегда