Смерть стартапа: Девять советов от предпринимателя, запустившего 10 провалившихся стартапов за 5 лет Статьи редакции

Курт Теобальд — предприниматель, который за пять лет успел запустить 10 провалившихся стартапов и сейчас работает над своим одиннадцатым проектом. Издание Forbes побеседовало с Теобальдом и узнало, какие уроки он извлёк из собственных неудач.

Девять из десяти компаний терпят крах, и у меня есть безупречный план успеха: нужно создать десять компаний.

— Роберт Кийосаки, американский предприниматель, инвестор и писатель

Курт Теобальд — предприниматель, который за пять лет запустил 10 собственных стартапов. Все они провалились. После этого (в сентябре 2007 года) Теобальд создал одиннадцатую компанию — агентство Classy Llama, — над которой он до сих пор работает. В 2013 году Classy Llama вошла в рейтинг 500 самых быстрорастущих компаний в США по версии журнала Inc.

Издание Forbes побеседовало с предпринимателем и попросило его поделиться важнейшими уроками, которые он вынес из собственных неудач.

1. Если предприниматель полагается только на стратегию или, наоборот, только на случайные возможности, бизнес обречён

По словам Теобальда, на первых порах ведения бизнеса он поддался «синдрому сороки» — бросался на любые появившиеся возможности (как сорока на блестящие вещи) и не раздумывал о том, вписываются ли они в стратегию сервиса.

«Большая ошибка с моей стороны. Если что-то казалось мне интересным, я начинал этим заниматься. По сути, я брался за всё, что встречалось на моём предпринимательском пути. При этом я не раздумывал о том, будет ли это полезно для моего стартапа — просто хватался за многочисленные возможности», — рассказывает стартапер.

Урок: Нужно научиться отбрасывать бесполезные для стартапа возможности и мыслить стратегически.

2. Принцип "Fail Fast" нужно интерпретировать в зависимости от ситуации

"Fail Fast" — известная мантра, которой эксперты рекомендуют придерживаться большинству стартапов. Её суть в том, чтобы не «мучить» свой проект, если он заранее обречён на смерть. Однако Курт Теобальд считает, что во всём нужно соблюдать меру — иначе дело может зайти слишком далеко.

«Я запустил 10 стартапов за пять лет. Я очень нетерпеливый человек и быстро сдаюсь — иногда слишком быстро. Успешные предприниматели ищут пути решения проблемы, подходят к ней с разных углов — и только после отказываются от своей затеи».

Урок: "Fail Fast" — хороший принцип для стартапа, но предпринимателю следует понимать, когда настало время его применить. Проблемы решаемы, и сдаваться из-за их наличия — не всегда лучший путь.

3. Найдите собственную формулу успеха

По мнению Теобальда, все истории успеха имеют как минимум одну общую составляющую: основатели крупных компаний смогли «найти рецепт своего секретного соуса» — и быстро его масштабировать.

Урок: Прежде чем расширять собственный бизнес, любому предпринимателю следует найти формулу успеха — и только потом приступать к масштабированию.

4. Знай, кем ты являешься

«Вы либо предприниматель, либо нет. Нет никаких других вариантов. Девушка не может быть чуть-чуть беременной — также и предпринимателем нельзя быть "чуть-чуть"», — говорит Курт Теобальд.

«В своём блокноте я записал два основных принципа. Первый: если я упал, я поднимаюсь и пробую снова. Второй: я поднимаюсь, потому что я предприниматель. Это помогало мне не сдаваться, несмотря на огромное количество неудач».

Урок: «Если вы действительно верите в то, что вы предприниматель, запишите это прямо сейчас. И живите в соответствии с этим принципом».

5. Копайте глубже

По мнению Теобальда, самые успешные предприниматели — те, кто думает не только о деньгах и славе, хотят чего-то добиться и принести пользу миру. Один из любимых примеров стартапера — Стив Джобс, который согласился вернуться в Apple и получать там $1 в год — «для того, чтобы обеспечить мир прекрасными устройствами». «Он хотел сделать свою компанию великой и оставить след в этом мире».

Урок: «Копайте глубже и мыслите шире. Если вам нужны только деньги и финансовая независимость, велика вероятность, что ваш проект провалится».

6. Думайте не о себе

«Если вы пытаетесь получить что-то для себя, хватаетесь за возможности, чтобы получить больше денег — вы не предприниматель. У меня начало что-то получаться, когда я пересмотрел собственные принципы и понял, что бизнес должен приносить пользу в первую очередь клиенту, а не основателю. Теперь я смотрю на себя как на человека, который помогает другим стать успешными», — объясняет стартапер.

Урок: «Повернитесь на 180 градусов. Поставьте себя на место клиента, команды, поставщика, партнёра и так далее. Сфокусируйте своё внимание на том, как сделать их успешными. И вы перестанете беспокоиться о своём собственном благополучии».

7. Чтобы стать действительно успешным, нужно отказаться от полного контроля

Контроль, говорит Теобальд, — опасная вещь. К нему стремятся многие стартаперы, так как считают проект своим детищем. Именно ради контроля многие из них покинули свою прошлую работу, говорит предприниматель.

«На самом деле вы получите гораздо больше контроля, отказавшись от него. Другие люди смогут помочь вам принимать верные решения. Как бы вам ни хотелось верить в обратное, вы не настолько умны, чтобы держать под собственным контролем все аспекты ведения бизнеса», — поясняет Теобальд.

Урок: «Дайте другим сотрудникам больше прав и возможностей, расширьте их сферы влияния. Единственное, что вам действительно нужно контролировать самостоятельно — цели, ценности и видение компании».

8. Сфокусируйтесь на эффективности, а не на деньгах

«Да, ваша компания должна стать прибыльной. Да, вы должны получить деньги. Но сфокусировавшись только на деньгах, вы рискуете упустить большие возможности», — говорит Теобальд.

«Когда вы работаете эффективно, вы увеличиваете весь "пирог" — и ваш кусочек тоже становится больше».

Урок: «Перестаньте думать только о собственном кошельке. Сосредоточьтесь на эффективности».

9. Вы делаете это неправильно

Ещё один совет, который Теобальд даёт всем начинающим предпринимателям — «не биться головой об стену». «Осознайте, что вы ищете решение проблемы не там, и идите другим путём. От того, что вы будете дольше стучаться головой о бетонную стену, она не поддастся».

Урок: Важно не сдаваться слишком рано, но при этом стоит понимать, когда дальше биться с обстоятельствами бесполезно.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Кащеев
не «мучить» свой проект, если он заранее обречён на смерть

Не очень понятно зачем его тогда начинать ))

предпринимателю следует понимать, когда настало время его применить

Конкретики не хватает, на своём примере хотя бы обозначил сроки и признаки когда пора сворачиваться

для того, чтобы обеспечить мир прекрасными устройствами

Я не против Джобса, но как-то опрометчиво принимать все слова других людей за чистую монету, людям часто свойственно не разглашать свои истинные мотивы.

И т.д. В целом довольно абстрактное интервью...

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

Да, согласен насчет абстрактности. Если более детально, существует довольно длинный перечень причин по которым стоило закрыть многие из бизнесов которые я начинал.

Некоторые причины были очевидны. Другие нет. Я основал компанию по маркетинговому консалтингу и понял что ничего в этом не понимаю. Это было простым решением.

Или проект по покраске зданий на контрактной основе - вскоре я понял что ненавижу красить. Простое решение.

В других случаях мне приходилось иметь дело с проблемами другого порядка, например с быстрым выходом на рынок. Это было в случае моей SaaS компании, которая предлагала простые способы внесения пожертвований для некоммерческих организаций. После того как мы набрали более 200 потенциально заинтересованных клиентов, нам пришлось "выдернуть проект из розетки". Просто потому что у нас не оказалось достаточно технических навыков чтобы воплотить идею в жизнь, и, в тот момент, не было достаточных финансовых средств для привлечения помощи со стороны. Это было особенно болезненно, так как все указывало на то, что бизнес мог пойти хорошо, если бы мы смогли реализовать идею. Оглядываясь назад, я понимаю что мог бы попробовать привлечь инвесторов, но недостаток опыта не позволил мне пойти по этому пути.

Впрочем, однажды я привлек внешние инвестиции для одной из своих компаний, и это был как раз тот случай, когда мне стоило закрыть проект на значительно более ранней стадии. Вместо этого я прошел полный путь до банкротства. Я настолько эмоционально привязался к бизнесу, что не смог посмотреть на него со стороны и честно принять то, на что указывали цифры и расчеты. Наши продажи шли слишком медленно, а затраты были столь высоки, что оставалось надеяться только на чудо. Этот бизнес стоило оставить значительно раньше, чем это сделал я.

Многие из бизнесов которые я начинал, вообще не стоило начинать. Я слишком быстро включался в слишком большое количество проектов. Это было просто глупо. Тем кто предпочитает рисковать так же как я, всегда стоит воспринимать новые идеи максимально критично, оценивая их с точки зрения моментов которые могут пойти не так. Начинайте делать что-то только если "химия" идеальна. Это будет неправильно для более осторожных людей, но вполне работает в моем случае.

Надеюсь это поможет.

(Thanks @agaltsow, for translating)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Daniel Silvestris

ОК, эксперты, расскажите, почему его советы слушать не стоит? Уж вы, наверняка, лучше разбираетесь, да?

Ответить
Развернуть ветку
Amir Alnadi

уоу, полегче, тут тебе не сброд неудачников собрался, а великие умы, прошедшие огонь и воду. Раз говорят не стоит слушать, значит не стоит.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аня Микирева

сайт самого быстрорастущего стартапа по версии Inc не открывается

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Успешное открытие ссылки гарантировано с 11-й попытки.

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Silvestris

Все норм там открывается.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Яценко

все норм

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Boychenko

Как сооснователь умершего стартапа могу добавить:
— не увлекайтесь рефакторингом и выпуском новых версий продукта, если текущий продукт стрельнул и работает, пусть и выглядит не идеально

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

Wise counsel. And that's exactly the approach we took. Launched what we call "minimum viable product" (agile term), and started selling. We proved we could sell it early to justify great investment in it. That's the "fail fast" model. If it's not going to sell, I want to know that as early as possible to so as to waste the least amount of time and money. I heard someone say, "If you're not at least a little bit embarrassed about your product when you release it, you released it too late." Thanks for the note. It's a critical part of launching a product.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Валерьевич

Интересный совет, но вопрос, чем тогда заниматься? Расширением линейки? Пытаться расширить рынок сбыта любыми путями? Бывает такое, что продукт более менее уникальный, и после выходы на рынок, конкуренты начинают появляться на глазах, и тут уже, либо надо (тем же демпингом) пытаться максимально укрепить позиции, либо пытаться оттачивать продукт, чтобы конкуренты были всегда на шаг позади. Просто знаю несколько примеров из софта, где компании держались как раз только из-за "новых фич" регулярно, и опять же, таким же образом боролись с пиратством (когда такая проблема стоит).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Романов

В принципе все сказал правильно, я всегда смотрю со стороны пользователя когда что либо делаю, кроме того частенько советуюсь с пользователями узнавая у них что им нравится, и что они хотели бы видеть при возможности провожу опросы.

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

[11/25/15, 3:11:10 PM] Alexander Galtsow: После того как я сместился в продуктовую плоскость софтверного бизнеса, необходимость прислушиваться к пользователям и удовлетворять их потребности стала еще более важной. Есть два пути развития:
1. Менее рискованный: прислушиваться к пользователям и давать им то, что они просят.
2. Более рискованный: давать пользователям то что им требуется, хотя они пока об этом не знают.
Первый дает возможность развиваться медленно и верно. Второй превращает компанию в инноватора, что предоставляет мощнейшие позиции на рынке. Я придерживаюсь мнения, что для того чтобы придти ко второму пути, надо пройти первый. Если начать со второго и промахнуться, это может стать концом бизнеса.

(Thanks @agaltsow for translating!)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Tomashek

Ну уж его советы слушать точно не стоит...

Ответить
Развернуть ветку
Victor Schwarz

ага, проходи по граблям сам)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Konstantin Konopko

Я был дурак, но теперь мне лучше, вроде как

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

Использование перевод с Google: Правда. Надеюсь, я всегда становятся все менее глупого. :)

Ответить
Развернуть ветку
XageRu

Ох уж эта слезливая история с Джобсом и зп в 1$.
Пара ньюансов:
1) Он акциями набрал куда больше
2) Он уже был миллионером на тот момент

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

Да, он был уже миллионером. Но он не взял ни одной акции в компании, когда он вернулся . Это случилось позже. (Перевод с помощью Google Translate)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zenkin

Сначала подумал: "как он жив-то до сих пор?" Потом увидел фамилию - иностранец.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Книга такая была популярна лет 20 назад. Называется "Почему Россия не Америка". Годная вещь для понимания механизмов мировой экономики. Там приводятся отличия западного бизнеса от российского.
Это как продавать холодильники чукчам и эскимосам - они их используют не так, как москвичи (для обогрева).
Так что единственно верный совет очередной заметки про забугорного предпринимателя - "Упал - отжался" (мотивация).
А какие-то подробности - не в кассу, потому что в России климат другой (в прямом и переносном смысле).
Как можно сравнивать жопу с пальцем? Это же разные вещи!
Так что все примеры с Джобсом и его зарплатой в $1 - в топку!
Есть среди читателей VC.ru долларовые миллионеры?
Если нет - давайте читать только истории типа "Однажды у меня не хватило денег на "Балтику-3" и я решил открыть своё дело".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Derek Mongatter

А вообще норм так советы. Все таки лучше сделать вывод с 10 фейлов, чем слушать рассказы охуенных стартаперов, которым повезло. Это все таки лишь советы, а не законы какие то)

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

By the 8th or 9th failure, I was definitely starting to think, "What's wrong with me!?" But in the back of my mind, I knew that failure was often part of the deal. Still, I do wonder about the guys that hit it out of the park on their first swing. How does that work!? :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kurt Theobald

I love the simplicity of that guiding principle. Thanks for sharing.

Ответить
Развернуть ветку
SSS RRR

Смотря что считать неудачей. Можно найти в себе силы признать, что бизнес не приносит желаемой прибыли и закрыть его, либо продать. А можно всю жизнь им заниматься, получая невысокий доход, который тем не менее больше, чем зп на наемной работе.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кончалов

Что-то я не нашёл как тут проявить культурно, что мне не нравится содержимое, поэтому напишу "ХУЙНЯ"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alek V. Orloff

коммент, в целом, понравился... но есть возражения)))
1. Гражданину РФ не запрещено заниматься международным бизнесом, который может не иметь никаких связей с РФ. А потому советы можно считать годными)))

Ну а если брать только дела внутри РФ, то зачем долларовые миллионеры? Рублевые пойдут! А таковых тут явно немало, так как собственная машины и жилплощадь

Ответить
Развернуть ветку
Alek V. Orloff

... собственная машина и жилплощадь делают состояние человека уже значительно более 1 млн рублей :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexander Baygeldin

Вот, что значит, быть предпринимателем. 10 раз упал, 11 раз поднялся :)

Ответить
Развернуть ветку
Kurt Theobald

Что статья не сказать: я так добавила два неудачи и один успех. И я работаю над третьей успеха ( я надеюсь! ). Я думаю, что отказ является естественной частью бытия предприниматель. (Перевод с помощью Google)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Tyler Dyson

Роберт Кийосаки - американский предприниматель, инвестор и писатель - ух, какой человек, прям человек и пароход, жаль только, что шарлатан

Ответить
Развернуть ветку
Derek Mongatter

А шарлатан чего?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Theodoro Karalenka

VC, уберите эту жуткую рекламу Range Rover!
Вы вообще слышали такое слово - "арахнофобия"?
Нажимаю на крест уже 5-й раз, но вы всё равно это суёте - в чём смысл?

Ответить
Развернуть ветку
Murat Korkmazov

The suggestion I liked the most is #6 - Don't think about yourself.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 62 комментария
null