Слабоумие и отвага: как мы запускали фудтех-стартап OtScan, не имея опыта в ритейле

Или как полгода создавать приложение для продуктового лаунджа, а потом за две недели «переобуться» и запустить доставку.

В закладки

Как родилась идея

Все мы сталкивались с типичными проблемами при покупке продуктов в офлайн-магазинах: тележки по 10 рублей, очереди на кассах при выкладке товара, «пакет по акции» и много потерянного времени.

Доставка продуктов на дом — неплохо, но в этом случае нужно планировать время встречи с курьером заранее, экспресс-доставка за 30 минут — лучше, но цены значительно выше и ассортимент таких сервисов оставляет желать лучшего.

Исходя из этого, мы решили создать магазин, в котором будет приятно находиться, не нужно ходить с тележками, а выбор продуктов станет удобным и современным процессом.

Появилось несколько вопросов:

  1. Что может заменить тележки? Мобильный телефон с установленным приложением.
  2. Чем заменить витрины? Стеллажами с образцами каждого товара под стеклом и их QR-кодами.
  3. Как не таскать с собой тяжелую корзину? Отсканировать товар в приложении и указать нужное количество.
  4. Как получить покупку? Забрать заказ в зоне выдаче.
​Мы нашли что-то похожее в Южной Корее. Только товары на наших стеллажах будут реальными forbes.ru
Наши первые прототипы стеллажей

Что-то забыл

Кстати, меня зовут Федор Канаков, я сооснователь проекта OtScan («Отскань»), на момент запуска проекта у меня было пять лет опыта в разработке бэкэнда, четыре года управления проектными ИТ-командами и ноль дней в продажах и ритейле.

Еще один сооснователь — Таня Пантюшева, три года в маркетинге и продвижении и такой же ноль в ритейле.

Сегодня, я хочу вам рассказать, как мы хотели создать новый метод покупки в офлайн-магазинах и что из этого вышло.

Идея есть, можно поесть

Идея для старта есть, пора открывать шампанское и бежать за деньгами к инвесторам. Как бы не так. Только начало пути, мы сели и начали:

  1. Анализировать рынок (Мы использовали «Яндекс.Исследования», отчеты РБК и другие ресурсы. Прокачивает скилл гугления.)
  2. Считать потенциальную экономику проекта (После регистрации на сайте ФРИИ открывается доступ к полезным лекциям на эту тему + помог мастер-класс по юнит-экономике от школы M-A-C-S.)
  3. Выделять целевую аудиторию (Пересекается с первым пунктом + опросы друзей, родителей, коллег).
  4. Составлять план запуска.

Когда экономика сошлась, а потенциальные пользователи обнаружены, мы начали осознавать, что требуется для запуска:

  • мобильное приложение;
  • товароучетная система;
  • поставщики;
  • дизайн и фирменный стиль;
  • помещение + ремонт.

Во время учебы в универе моими одногруппниками были ребята-основатели небольшой веб-студии Oxem, и первой мыслью было идти просить помощь именно у них (вообще, на тот момент я понял, как важны знакомства, в 2020 году это называют нетворкингом).

Мы встретились у них в офисе, объяснили и «защитили» свою идею и через несколько дней уже начали работы по дизайну и фирменному стилю.

Параллельно этому мы набросали макеты приложения в JustInMind, чтобы определить функциональность — и что вообще должно быть на экранах. Это выглядело так:

Как оказалось, это была большая и полезная работа, которая позволила сократить время на разработку дизайна и уберечься от многочисленных доработок и перерисовываний с нуля. В итоге совместными усилиями нам удалось родить простой и стильный дизайн (на мой взгляд, для MVP это выглядит очень достойно).

На тот момент ребята еще не занимались разработкой мобильных приложений и могли помочь только в части дизайна и разработки бэкэнда, поэтому для нас начался отдельный виток развития — поиск мобильных разработчиков.

Кроссплатформа или натив

Я знал, что это будет сложно, но не предполагал, что настолько… Перед началом поисков мы составили подробное техзадание с описанием всех экранов приложения, действий на них, переходы и наброски дизайна.

Провели огромное количество созвонов и личных встреч, на каждой из которых ты слышишь цифры от 50 тысяч за одну платформу до 1,5 млн за iOS и Android, все это по одинаковому ТЗ. При этом сроки разработки плавают от двух недель до четырех месяцев!

В итоге нетворкинг опять сыграл важную роль в поисках, я написал всем знакомым, которые хоть как-то были связаны с ИТ, и, бинго, коллега с прошлой работы дал контакты Android-разработчика, который работает во «ВКонтакте», а у того оказался знакомый разработчик iOS из «Яндекса».

На первой встрече с ними я был удивлен от того, что с ходу получил много крутых предложений по функционалу, а также сложных и глубинных вопросов по всему проекту в целом, это позволило посмотреть на некоторые вещи с другой стороны. Парни, если читаете это – спасибо вам :)

Чем заняться руководителю?

Команда собрана и заряжена, назад дороги нет, начались недели разработки. Каждую неделю мы собирались в Skype для обсуждения прогресса и планирования задач на следующий спринт. Извлеченный урок — недостаточно просто планировать задачи, не забывайте контролировать их выполнение.

И еще важный момент — не забывайте, что в роли руководителя у вас появляется не только возможность делать проект как вам хочется, но также придется обосновывать решения перед командой и отчитываться за свои задачи. Если вы сами не соблюдаете сроки — как можно требовать этого от команды?

Если вы хотите, чтобы проект взлетел, вам придется научиться разбираться в абсолютно новых сферах и видеть полную картину проекта.

Например, за время разработки нам пришлось вникнуть в такие темы, как реклама в социальных сетях, регистрация юрлица, подключение интернет-эквайринга (история достойна отдельной статьи), регистрация товарных знаков (спасибо компании «Башук и Чичканов» за помощь в этом вопросе, кстати, мы нашли их благодаря блогу на vc.ru), налогообложение, дизайн интерьеров, придется изучать лицензионные соглашения, конкурентов и многое другое.

А также постоянно следить за продвижением и делать так, чтобы проект развивался в нужном направлении.

Время запускать

К середине марта прототип приложения был практически готов, процессы понятны. Остается совсем немного — подобрать площадь и сделать ремонт.

С самого начала проекта мы понимали, что открывать пилотный магазин нужно в современном жилищном комплексе комфорт- или бизнес-класса, это связано с тем, что концепция довольно необычная и вряд ли это взлетит в обычном спальнике с бабушками на лавках возле подъездов.

Поэтому мы сделали выборку всех новых, заселенных ЖК на юге и юго-востоке Москвы (чтобы не тратить много времени на дорогу от дома). После этого собрали статистику по количеству людей с сайта «МСП Навигатор», кстати, очень интересный ресурс, на нем можно прикинуть порядок аудитории, конкурентов, неохваченные ниши и много другого.

Функционал МСП Навигатора​

Но мы понимали, что этого недостаточно, поэтому отобрали топ-5 ЖК, наиболее подходящих по критериям, и отправились на полевые замеры.

Садились в машину, ставили телефон так, чтобы была видна потенциальная арендная точка и включали запись видео. Во время этого ходили по всем точкам, находящимся на территории ЖК, и делали тестовые покупки, чтобы понимать примерное количество чеков у соседей (да, на чеках указывается их номер с начала смены), теперь у меня есть годовой запас Orbit.

После этого, вносили все в отдельную таблицу и проверяли экономику затеи. А также, считали проходимость по записанным видео. Кстати, не забывайте, что во время тестовых закупок можно пообщаться с сотрудниками этих точек и узнать много интересного про аудиторию: какой ритм жизни у жителей ЖК, насколько заселены дома, что с парковками и прочее.

Собирайте как можно больше данных, это поможет вам в последствии потратить меньше времени на переработку проекта.

ЖК «Ясный» property.jll.ru

Так вот, после анализа всей этой информации мы поняли, что нам идеально подходит ЖК «Ясный» в районе метро «Домодедовская». В нем как раз сдавались последние площади на первых этажах, с панорамными окнами и высокими потолками, то что нужно!

Начали переговоры с собственником об условиях, и после того как соглашение было достигнуто, мы были готовы заключать договор…

Вирус, пандемия, возможности!

Президент принял решение о первой нерабочей неделе. На тот момент мы верили, что на этом все закончится, но, судя по статистике других стран, понимали, что игра только начинается…

После этого подписание договора пришлось перенести на неопределенный срок, и когда во втором обращении решение о нерабочих днях продлили до 30 апреля, мы поняли, что настала пора принять важное решение: дождаться окончания пандемии, спокойно продолжить действовать по плану, а за это время дошлифовать приложение или очень быстро «переобуться» и сделать доставку продуктов на базе существующего приложения.

Когда мы увидели дикий спрос на эту услугу, то поняли, что вот она — возможность, такой может больше не быть. К тому же мы хотели помочь людям оставаться дома и замедлить распространение болезни. Да и вообще прокачать скилл адаптации к изменяющимся условиям всегда полезно.

Мы экстренно собрали всю нашу команду, и решение о запуске доставки было единогласным. После этого начались бессонные ночи разработки, дизайна, наполнения каталога и разработки рекламных кампаний, переписывание текстов для магазинов приложений и многое другое.

Все работали на износ, но было интересно запустить доставку как можно скорее. Поставщики у нас уже были, найти курьеров было небольшой проблемой: беглый опрос знакомых позволил найти минимум трех человек, которые готовы работать хоть завтра. И поэтому мы решили сделать ставку именно на это. Доставка продуктов без минимального заказа на следующий день!

В этот момент очень помогло то, что в самом начале мы вписали нужные ОКВЭД коды в юрлицо, поэтому со стороны закона мы действуем абсолютно легально. Вывод — думайте наперед и просчитывайте все возможные варианты развития компании.

Свершилось

Сегодня, 22 апреля, день, когда я от лица всей команды «Отскань» могу заявить: «Мы открылись!» И вы можете получить продукты питания уже завтра, если находитесь в нашей довольно большой зоне доставки. Теперь для нас начинается новый этап развития — поддерживать сервис на должном уровне и постоянно расширять зоны доставки, а также внедрять крутые фишки.

Как говорит мой коллега с основной работы: «Делай крутые вещи каждый день». Например, сейчас мы уже работаем над внедрением наборов для приготовления блюд, в этих наборах будет кое-что особенное, обязательно расскажу об этом в следующей статье.

Какой вывод?

Хотелось подвести итоги и выделить несколько моментов, которые играли ключевую роль во время всей этой истории:

  1. Считайте рынок и проверяйте, что это действительно нужно, в самом начале.
  2. Составляйте план действий хотя бы на верхнем уровне. Иначе есть риск не начать проект вообще.
  3. Общайтесь, знакомьтесь, учитесь! В вашем окружении наверняка уже есть люди, которые могут вам в чем-то помочь, просто нужно попросить.
  4. Думайте о конечном продукте, каким он будет и почему именно таким.
  5. Команда — ваше все. Ищите людей, которые не просто будут следовать указаниям, а задавать вопросы «зачем».
  6. Контролируйте выполнение плана и показывайте пример.
  7. Разбирайтесь во всех деталях. Вы станете человеком — швейцарским ножом.
  8. Анализируйте. Получайте максимум данных из любых источников.
  9. Ищите возможности во всем и не бойтесь изменить начальный план.

Все написанное в статье было именно нашим опытом. Если хотя бы одному человеку это поможет не совершить возможных ошибок или просто подскажет, какие инструменты можно использовать для той или иной задачи, — это уже будет большим достижением для меня.

Спасибо, что дочитали!

Федор Канаков и команда OtScan, до новых встреч : -)

P. S. Кстати, скачать приложение и получить продукты на следующий день вы можете здесь для iOS и здесь для Android.

{ "author_name": "Федор Канаков", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430"], "comments": 50, "likes": 34, "favorites": 135, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 121759, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 22 Apr 2020 19:04:08 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
«Яндекс» и аукцион с оплатой за цели: плюсы, минусы, кому подойдёт
30 апреля 2020 года «Яндекс» анонсировал новый аукцион с оплатой за достижения целей. Мы уже попробовали, здесь…
Объявление на vc.ru
0
50 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Нихера не понятно, что за продукт? Прочитал и где новшество? Даже не понял о чем тут речь, мне предлагают заказать и забрать корзину?

Ответить
2

Юрий, чтобы на сайте потом написать что о них пишет VC.ru ) Зайдите на сайт их.

Ответить
1

Изначальная идея проекта, как и описано в посте была: "...мы решили создать магазин, в котором будет приятно находиться, не нужно ходить с тележками, а выбор продуктов станет удобным и современным процессом". Как это планировалось решать - в абзаце ниже.

А проблемы, которые пытались решить - чуть выше по тексту)

Ответить
0

Я в метро каш Керри хожу эстетическое наслаждение получаю. Когда уже по-русски люди писать начнут.

Ответить
0

Вы там на сайте определитесь, на "вы" к пользователям или на "ты", использовать оба варианта неоч.

Ответить
0

кто играет в компигры, а кто то в стартапы - что не менее увлекательно и при хорошем стечении обстоятельств даст возможность подзаработать ну или как минимум ничего не потерять и потешить самолюбие

Ответить
–1

Каждый маленький ребенок может нынче сделать приложение, которое никому не нужно.

Ответить
1

ты чего такой обиженый

Ответить
–1

опять мертворожденный сервис

Ответить
4

хорош ныть, дурачок

Ответить
0

Вот и проверим :-)

Ответить
0

не забудьте отписаться о том, что проект провалился

Ответить
4

возможно сойдёт для не разборчивых, для которых еда - это просто еда: сыр - это просто сыр, кофе - это просто кофе, печеньки - это просто печеньки, но не как полноценная замена классического оффлайнмагазина - я когда выбираю и набираю корзину учитываю состав продукта, производителя, время до окончания срока годности -этой инфы в приложении нет - или подразумевается что покупатель всё время будет покупать один и тот же знакомый ему набор продуктов? или он должен предварительно сам где то - в инете или ближайших оффлайн-магазах искать эти продукты для получения искомой инфы? - ну и понятно что со сроком годности это никак не поможет - с учётом всего этого моих денег вам не видать - и сдаётся мне что я не один такой уникальный

Ответить
3

Я тут даже скачал. А что за 5 месяцев плитку значков нельзя было сделать нормальную?
Зверьк
ам

Глазам больно.

Ответить
1

Телефон нормальный себе купи, на айфоне все нормально, учитывая время за которое запилили приложение, отлично!

Ответить
0

Зверьков жалко, а плиточку поправим.
Спасибо за тестирование кстати :-)

Ответить
2

Да просто жалко, столько сил и времени - ни клиентов, ни плитки нормальной.

Ответить
1

Почему ты такой язвительный? Просто интересно.

Ответить
–4

Объективный

Ответить
1

ты скорее неблагодарный)

тебя подобные при тысячи сделаном добре и мельчайшем косяке скажут за косяк, а за доброе ни спасибо)

в приложение столько функционала влили за малый срок и привели к действию, дали работу многим людям и удобства так же для клиентов хватает, согласен есть «самокаты», которые так же доставляют продукты возможно быстрее, но у этого проекта есть потенциал, в дальнейшем будут магазины какие планировали делать изначально, и уже уйдут в отрыв.

Ответить
2

Отдельное спасибо за то, что указали инструменты для аналитики. Желаю успехов!

Ответить
1

Спасибо вам!

Ответить
2

про оквэд это вы перебдели
https://www.garant.ru/news/1290346/
не важно какой у вас оквэд это чисто статистическая штука. 
(Хотя как оказалось важно для того чтоб быть особо пострадавшим)
То есть любая не запрещенная законом не лицензируемая коммерческая деятельность легальна.

Ответить
2

Ответ - никак

А вообще, подобные фудтехи убиваются одним решением - сделать тележку бесплатной и открыть дополнительную кассу. Все 

Ответить
1

Респект за смелое начинание и открытость.
Вы о многом тут рассказали, но о самом интересном как-то умолчали. Сколько было инвестировано в проект и когда по вашим расчетам вы выйдете на самоокупаемость? 

Ответить
3

Спасибо, Леонид)

Вообще, планирую сделать отдельный пост о затратах на каждом этапе и на чем можно сэкономить.

Если кратко, то на данный момент было инвестировано около 1,3 млн, в эту сумму входит вся разработка (приложение, бэк, дизайн, служебные интерфейсы и т. п.), а также гос. пошлины и прочее.

Мы предполагаем, что для выхода на самоокупаемость потребуется до 6 месяцев, но учитывая текущую ситуацию, возможно этот прогноз уже занижен... 

Ответить
1

Если IT для вас это не что-то неизвестное и непонятное (несколько лет руководства IT-проектами), то почему сами приложение не сделали? Пару дней можно потратить на изучение Dart и еще за пару месяцев сделать вполне рабочий MVP на Flutter для обеих платформ. Swift, Java, Kotlin, ObjC - это все долго, трудно и нудно. А Flutter самое то для MVP и проверки гипотез. С этим справится любой, кто знает хотя бы Basic.

Ответить
0

Опять школьник слов нахватался из интернетов. 

Ответить
–2

Лучше бы Солярис купили на кожзаме!

Ответить
0

Говорят, на кожзаме тело потеет.
Воздержусь от покупки

Ответить
–8

Лучше Солярис на кожзаме, чем приложение которое никому не нужно. 
Народная мудрость.

Ответить
0

вы явно чем то не удовлетворены, по жизни

Ответить
1

Ребята молодцы, но мне кажется рискованно этим заниматься не имея основного бизнеса по еде. Тем более целевая аудитория будет другая чем у обычных магазинов.

Ответить
0

Спасибо)
Есть гипотеза, что такая целевая аудитория как раз не охвачена.

Будем пробовать, и как наберется материал для поста - обязательно опубликую!

Ответить
1

Интересен вопрос с приложением - за сколько $ и времени сделали в итоге ?

Ответить
0

Указал стоимость в комментарии выше, а что касается времени:

Начали первые активности по разработке в середине октября 2019
Версия приложения без каталога и доставки была готова к концу марта 2020.

Итого - около 5 месяцев (с вычтем новогодних праздников, на них практически не удавалось продвигать)

Ответить
0

низкий поклон

Ответить
1

В итоге на какой площади работаете? Где берёте продукты? Какие условия закупки у вас???? Как выстраиваете логистику?
История интересная, но только интересная.

Ответить
0

Изначальная идея отличная. Не надо таскать тележку, прошёлся, «пофоткал», расплатился картой в телефоне и на выходе забрал свой пакет, который ещё и соберут оптимально.

Ответить
0

А зачем вообще ходить и фоткать? Нужно это клиентам?

Ответить
0

Магазин стройматериалов такой есть. Берешь планшет при входе, идёшь по магазину, с планшета кликаешь, подходишь на кассу, забираешь заказ. 

Ответить
0

что за магаз??

Ответить
0

Цены в приложении выше и сбермаркета и даже самоката, лол. Не понятно нафиг такое надо

Ответить
0

желаю удачи в продвижении интересного проекта! побольше клиентов Вам, с открытием магазина планируемого, приложение взлетит и не будут обращать внимания на то что цены немного выше, да и в дальнейшем будете не так сильно завышать а где и занижать скорее)

Ответить
0

Тут так много нюансов и косяков, особенно учитывая что дело касается продуктов, что даже не возьмусь перечислять. Полагаю цель статьи в том, чтобы потом всем рассказывать как "vc.ru" о них писал

Ответить
0

Короче понятно, «у нас была прикольная идея, но в итоге мы запустили курьерку»

Ответить
0

Честное название этой статьи говорит об адекватности фаундеров.
Как там у классиков?
"Безумству храбрых поём мы песню"....

Ответить
0

Отсутствие стратегии - главная ошибка большинства стартапов. Выходить на рынок, где с десяток игроков каждый теряет миллиарды рублей с идей, которая не уникальна и никак не защищена, это просто неразумно. На что вы надеетесь, что у вас больше опыта или денег, чем у Яндекс.Лавки, Самоката, Утконоса, Сбермаркета, iGooods и других? Или они глупее вас? Легко создать приложение и доставить 100 заказов, но прибыли здесь не будет и даже на 10000... Ищите идею, которая уникальна, не требует миллиардов для масштабирования и имеет барьеры. А потом запускайте приложение и тратьте время жизни команды. Удачи.

Ответить
–1

Фёдор, магазин оффлайн посетить можно, опробовать ?

Ответить

Комментарии