{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Когда мы начинали, CRM ещё не были такими популярными. А потом я случайно создал CRM-конструктор»

Марат Гарифуллин основал первый бизнес еще в университете. В 1998 году он поступил в КАИ на программиста, зарегистрировал ИП и открыл студенческую газету. После двух выпусков дело провалилось, а ИП — осталось. Тогда он открыл веб-агентство, а через несколько лет появился первый CRM-конструктор, для работы в котором не были нужны программисты.

Как это было, рассказывает сам Марат.

Открыл веб-студию на стипендию

Поступил в КАИ на программиста и уже через год загорелся идеей студенческой газеты. Зарегистрировал ИП, а тогда регистрация была настоящей головной болью. Прошел по всем инстанциям, собрал команду и стал работать. Мне говорили, что выпускать газету сложно, но я не сдавался целых два выпуска.

Дело не выгорело, пришлось закрыться. Вся команда училась на программистов, поэтому возникла идея создавать веб-сайты. Стали подрабатывать, копить стипендию. В 2002 году смогли арендовать за 5 тысяч рублей первый крошечный 10-метровый офис на Право-Булачной в Казани и стали работать на себя.

​С чего все начиналось: маленький офис на Право-Булачной улице

Все деньги, что получали за заказы — пускали только на развитие, и немного себе, чтобы сводить концы с концами. Тогда нам повезло: всем нужны были сайты, все горели идей как-то выделиться, показать себя, привлечь больше клиентов.

Со временем стало сложнее. Но не только потому что многие компании уже обзавелись сайтами и выросла конкуренция на рынке. Разработка встала на конвейер и уже не приносила столько энтузиазма.

От доставучего заказчика к CRM-конструктору

В 2007 году к нам обратился клиент, которому понадобилась система по учету товаров, заявок и всего, что у него было на складе. Мы ее разработали, но это был не конструктор. Самостоятельно клиент не мог ничего в ней менять, а ему это было необходимо. Поэтому он постоянно обращался к нам и доставл разработчиков с вопросами. Ему нужно было то поменять столбцы, то переделать вычисления.

Заниматься настройкой и доработкой в CRM невыгодно — обязательно нужен программист.

Программисты вечно заняты и их время стоит дорого. Поэтому стал думать, как создать таблицу, которую клиент сможет настраивать самостоятельно.

Тогда мы разработали простейший онлайн-конструктор, где можно создавать таблицы. Если сравнивать с сайтами, то такой конструктор аналогичен Tilda — здесь тоже можно настраивать все самостоятельно. К 2010 году мы выпустили первый CRM-конструктор, запустили простенькую рекламу, правда, в то время мы и сами толком не знали что такое CRM.

Мы продолжали делать сайты и параллельно развивали CRM-конструктор. Сначала он был просто дополнительным продуктом. Внимание на нем не акцентировали, но ощущение, что выгорит, — было.

Марат Гарифуллин, Основатель CRM «Клиентская база»

А когда подсчитали выручку, и выяснили, что CRM стала востребованней сайтов — перестали брать заказы и сфокусировались на разработке конструктора.

Конструтор для бизнесменов

Многие привыкли вести учеты и подсчеты в Excel таблицах. Контакты и информацию о клиентах записывать в телефон или блокнот, заявки — на стикерах. В итоге, подсчеты сбиваются или попадают не в те руки, заявки и контакты теряются. Причем, вы не сможете вести историю работы с клиентом в одном файле.

​Отчет по продажам в CRM-системе

Готовая CRM-система позволяет не только фиксировать контакты клиента, но и вести историю взаимодействия с ним и распределять работу с ним между разными менеджерами.

Наш CRM-конструктор это нечто более упорядоченное, чем таблицы Excel. Мы сделали так, чтобы бизнесмен мог создавать нужные ему таблицы и списки. Некий набор ячеек, которые формируются под него — потом клиенту нужно просто их заполнить.

Например, один наш клиент — владелец строительной компании. Он привык все делать самостоятельно, но понял, что не тянет. Часто терял заказы и не мог уследить за менеджерами. В CRM он перенес прайс-лист, учет заказов, учет товаров на складе, настроил систему уведомлений. Контролировать менеджеров стало проще, а заказы перестали теряться.

Другой клиент — учебный центр. Сотрудники тонули в таблицах Excel, теряли важные документы и клиентов. Перенесли все таблицы в CRM, настроили автоматическое составление договоров, печать и подпись руководителя. Привели в порядок все свои дела. Теперь если срочно надо подписать документ, они пользуются шаблоном договоров — там уже все есть.

Набор полей и доступы к ячейкам задаются администратором в самой системе — а менеджер уже заполняет только те поля, которые ему разрешены. Потом эти таблицы разрастаются все больше, поскольку у крупных задач появляются более мелкие.

​Карточка сотрудника стоматологии в CRM «Клиентская база»

Разрабатывали так — программисты создали движок, а на его базе я уже сам создал типовые таблицы, поля, настроил логику и взаимодействия с ними. С каждым обновлением мы автоматизировали все больше процессов, пока CRM не превратилась в настоящую песочницу.

В 2018 году мы добавили конструктор вычислений, а в 2019 — конструктор отчетов. Теперь любой бизнесмен может зарегистрироваться и создать свою CRM не привлекая программиста. Мы для этого также разработали свой обучающий курс «Конфигуратор», — он бесплатный. После его прохождения любой, даже гуманитарий сможет разобраться в системе. Сейчас работаем над расширенной версией.

​Youtube-канал CRM «Клиентская база»

У конструктора есть две версии — облачный и коробка. Ежемесячная оплата на облачном сервисе — 1500-12 000 рублей, зависит от тарифа. Коробка стоит 13 500 рублей, и бессрочно. В цену коробочной версии входит техподдержка и обновления на год. Если клиент хочет получить новое обновление или техподдержку уже через год, все это ему обойдется в 30% от стоимости лицензии.

Команда

Вначале команда «Клиентской Базы» состояла из трех человек, сегодня она увеличилась в десять раз. Помимо руководителей, в компании два ключевых отдела — разработки и продаж, и два дополнительных — техподдержки и маркетинга.

​Команда «Клиентской базы»

Все они занимаются главным для IT-компании делом — разработкой продукта для клиента и объясняют ему все тонкости и технические мелочи понятным языком. Техподдержка помогает справляться с экстренными случаями и срочными задачами клиентов. В команде также есть HR, бухгалтер и несколько конфигураторов — они помогают сделать систему гибче.

Сложности и перспективы

Одна из сложностей с которой мы столкнулись еще на старте — задачи появляются быстрее, чем их выполняют программисты. Тогда уже были CRM-системы, они не были онлайн, и тем более, не были конструкторами. Зато компаний, желающих автоматизировать свои бизнес-процессы — становилось все больше. Первые месяцы мы едва успевали закрыть задачи, поэтому с каждым годом штат рос на 2-3 человека.

Сегодня мы занимаем лидирующую позицию среди CRM-конструкторов. Остальные компании только делают робкие шаги в этом направлении, потому что проще предложить готовый продукт — с ним меньше проблем.

​Интерфейс CRM «Клиентская база»

Выручка компании за 2019 год составила 24 млн. рублей, мы выросли до 153 партнеров. Наши клиенты по всей России и бывшему СНГ, даже есть иностранные компании — специально для них разработали английскую версию CRM. На момент написания статьи в системе зарегистрировалось более 127 тыс. пользователей.

CRM-система «Клиентская База» может взаимодействовать с ВК, Roistat, 1С, продуктами «Яндекс», WhatsApp, Speech Analytics, а также есть рассылка по смс, почте и IP-телефония.

Сейчас одна из приоритетных задач — развитие партнерской сети на российском рынке. Партнеры могут разрабатывать CRM на основе нашей платформы под нужды разных бизнесов, продавать их, и зарабатывать.

CRM-конструктор был нужен нам самим. Мы его создали, протестировали, а потом поняли — нужно делиться с остальными. Даже сейчас, когда существует столько разных CRM, люди все еще ведут расчеты на коленке. Им нужна своя уникальная база, а мы можем дать предпринимателям шанс создать ее самостоятельно. Если хочешь быть в чем-то уверенным, сделай это сам.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Руслан Гайфутдинов

Ха-ха, помню такие компьютеры в школе в кабинете информатики. Сам тоже начинал с сайтов, только не зашло. Перешел на сео, ниша по проще и по прибыльней. Хотя кому как

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Арцханов

Да, компы тогда были огонь) Не то что сейчас плоские доски

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

В статье еще забыли написать, что компьютеры в офис мы, естественно, принесли из свои домашние :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбак

Доставучему заказчику зашлите часть прибыли

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Кстати, да, хорошие отношения с ними до сих пор, и они в шутку на это намекали :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбак

Какие шутки?

Ответить
Развернуть ветку
Алихан GanstaBoY

Блин, последняя фраза прямо в сердце. Если хочешь что-то сделать — реально нужно самому. А почему именно с журнала печатного начали? Мне кажется проще было бы пилить онлайн журнал, сейчас он бы был огого каким-нибудь, ну если грамотно подойти 

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Смешно сказать, но в начале 2000-х интернет был не слишком популярен среди студентов.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Арцханов

Ой да прям программисты стоят дорого. Сейчас куда не плюнь, все за даром хотят. А как мы выживать то должны? 

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Почему понять ваши цены, ознакомившись с сайтом, это целая проблема?
Вы не можете разработать несколько общих тарифов и оставить один кастомный?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Сергей, у нас есть два формата работы:

Облачный аккаунт https://clientbase.ru/buy/account_rental/
Коробочная лицензия https://clientbase.ru/buy/buy_new_licence/

Тарифы между ними идентичны и зависят от количества пользователей программы. Если есть вопрос по цене, напишите онлайн-консультанту через сайт, либо через бесплатный аккаунт и вам с удовольствием подскажут. Можете также написать мне в личное сообщение на vc.ru что именно по-вашему, требуется поправить на сайте, постараемся улучшить!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ткачев

Интересно. А если пользователей не нужно много, и рассылки по 100500 писем в день не нужны, но требуется апи для интеграции с сайтом, то без вариантов, сразу только топовые тарифы?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Нет, в этом случае можно модуль единоразово приобрести отдельно
https://clientbase.ru/buy/module/

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Зайцев

Соприкасался с этими ребятами. Пождержка изумительная. Но вот продукт не подошёл под изысканные требования. Но ребята молодцы. И продукт хороший. Это я вам как интегратор CRM говорю )

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Благодарю, Анатолий, приятно слышать! Над требованиями партнеров и клиентов продолжаем работать неустанно :)

Ответить
Развернуть ветку
Almaz

Предложил сайт бесплатно пробную версию на 14 дней. Заполнил компанию и почту, дальше еще что начал просить имя и телефон. В итоге закрыл сайт. Проще разве нельзя сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Спасибо за совет, попробуем упростить еще!  Вы кстати, подсказали отличную идею, аккаунт можно начать создавать в фоновом режиме, уже когда человек заполнил первый шаг, и в любом случае высылать ему данные для доступа на емейл :)

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Гусев

Fibery.io вас перегоняет. Хотя конечно совсем разная целевая аудитория будет. Но думаю они вас опередят с точки зрения продукта.

Хотя то, что no code решения в crm нужны это точно.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Спасибо, посмотрим, хотя на первый взгляд у нас все таки разные продукты! В любом случае на рынке ПО место найдется всем, ведь даже частники клепают CRM у себя дома у них их кто-то покупает. 

Ответить
Развернуть ветку
АрхФото Студия

В конструкторе можно заявки по настроенному пайп-лайну гонять?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Да, вся наша платформа это по сути один конструктор для того, чтобы гонять записи, в том числе заявки, по определенным процессам, используя функционал конструкторов: групп доступа, вычислений, автоматических действий, условий, напоминаний, отчетов, и так далее. Просто у нас эту логику можно задавать без каких либо ограничений.

Ответить
Развернуть ветку
Антоха Веселый

Как по мне оч дорогая и тормознутая CRM
Хуже не встречал, тех поддержка не смогла объяснить, почему так долго все загружается :(

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Спасибо, что уделили время и посмотрели наш продукт! Цена на него (средняя по рынку) определяется тем, что аналогичный продукт для разработки персональных онлайн решений, с таким уровнем функционала как у нас мало кто предоставляет. Уверен, что если у вас нет потребности в разработке персонального CRM или ERP решения для вашей компании, то Вам наверняка подойдет, что-то другое.

Ответить
Развернуть ветку
RussianPatriot

Мы до сих пор юзаем вашу CRM? дописали себе пару мини блоков, жаль внутрь кода там сложно лезть, но конструкторские качества и заполнение и печать документов и договоров, это то, ради чего мы выбрали вашу систему, на ней уже лет 7, но через год придется делать свою, так как у нас штат вырос с 10 до 80 человек и нужна совершенно другая система.

Ответить
Развернуть ветку
Чак Шульдинер

"Если сравнивать с сайтами, то такой конструктор аналогичен Tilda — здесь тоже можно настраивать все самостоятельно."

Да конечно можно. Правда в итоге получается очередной, 100500 и 1 раз никому не нужный говносайт. Я не скажу, что конструкторы прямо вот так вообще не нужны. Нужны, но в очень узкой нише, и главное... бесплатные. Для платных я не вижу ни единого разумного варианта применения.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Garifullin

Не скажите, во первых сейчас на Тильде очень приличные сайты делают, во многом лучше чем в кустарных веб-студиях. А что касается нашей платформы, так целевой сегмент это разработка именно персональных решений для средних компаний, которые вам не даст ни одна готовая CRM. Сейчас еще очень много компаний, которые ведут весь свой учет в Excel, недавно работали с подобной компанией с оборотом более 10 млрд. рублей в год у которой тоже все держится на связке 1с + excel. Так вот таким компаниям перенести все свои таблицы в какое то автоматизированное, созданное именно под их бизнес процессы онлайн решение, с автоматическими напоминаниями, шаблонами и отчетами, иногда бывает необходимо как воздух.  Причем, что примечательно, разработка (включая написание необходимых вычислений) возможна без знания программирования.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда