{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Помощник ОСАГО»: история разработки первого суперсервиса России

Рассказываем о том, как по заказу ЦБ РФ и под эгидой Правительства РФ мы в 65apps сделали мобильное приложение для первого государственного суперсервиса онлайн-оформления Европротокола.

Алексей Чувашов, Директор 65apps

Суперсервис — это новый вид государственных услуг, которые предоставляются в электронном виде, без личного визита, очередей и бумажных бланков.

Основная задача приложения — упростить оформление европротокола при ДТП и процедуру возмещения убытков, сэкономив тем самым бесценный ресурс — время. Онлайн-оформление европротокола занимает не больше 30 минут, при этом исключаются подача неверных сведений или оформление протокола не по правилам.

В чем проблема

По сведениям автостраховщиков, в 2017 г. каждое второе ДТП оформлялось через европротокол.

Однако страховые компании не всегда могут выплатить компенсацию только на его основании. Документы часто оформляется с ошибками. Иногда один из автомобилей оказывается не застрахован. А кроме того случается и так, что в протоколе указаны недействительные данные полиса или владельца автомобиля. Любая из этих причин — это формальный повод для страховой компании отказать в выплате.

Очевидно, что онлайн-сервис, который сможет “на лету” проверить данные, поможет избежать большинства этих ошибок. И страховые компании сократят издержки на обработку неправильно заполненных протоколов и снизят процент мошеннических действий.

Как все начиналось

  • Сделать заполнение протокола удобным и понятным.
  • Подтягивать и проверять данные автоматически (для этого есть единая база страховщиков и портал госуслуг).
  • Дать возможность прикладывать к протоколу фотографии (такая фотофиксация, по сути, заменяет вызов сотрудника ГИБДД и увеличивает лимит суммы выплаты по полису до максимума в 400,000 рублей).

Никакого Rocket Science, казалось бы — бери и делай.

Но поскольку это не простое приложение, а суперсервис, потребовалась очень тщательная проработка на уровне различных ведомств, в том числе огромное количество согласований и изменения в законодательстве.

Этот подготовительный этап растянулся на полтора года.

Прототип

Проект стартовал в 2017 году под эгидой Центрального банка России и при непосредственной поддержке Минкомсвязи в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».

Подготовительный этап был непростым. Команда аналитиков, дизайнеров и архитекторов изучала юридическую документацию и планировала необходимые интеграции. Попутно мы смотрели как эта задача решается в других странах.

Цель всего проекта была понятна — простое оформление ДТП через приложение. Как это сделать — было понятно не вполне.

Конечно, хотелось бы максимально упростить задачу — положить на капот документы, сфотографировать их, зафиксировать на фото повреждения автомобилей, все это куда-то отправить и получить выплату или ремонт. Но составление Европротокола — очень формализованная история. Выдавать единую форму, полностью аналогичную бланку, не было никакого смысла.

Мы были основными подрядчиками по проекту и взяли на себя все задачи: продумали сценарии, подготовили техническое задание, создали дизайн, разработали прототип и тестовую серверную часть, провели тестирование первой версии приложения. В общем — вдохнули в проект жизнь.

В начале 2019 г. прототип проекта был передан Российскому союзу автостраховщиков (РСА) для доработки и введения в реальную эксплуатацию.

24 июля 2019 года Президиум Правительственной комиссии одобрил суперсервис по оформлению европротокола онлайн, были внесены необходимые изменения в законодательную базу.

Мы выиграли очередной тендер и приступили к созданию «боевой» версии мобильного приложения. В числе подрядчиков также была компания РТЛабс, которая вела работы, связанные с сервисом “Госуслуги”, и группа компаний ЛАНИТ — они занимались разработкой серверной части систем РСА.

Разработка приложения

Официальный запуск был назначен на 1 ноября 2019 г.

За три месяца нужно было значительно доработать прототип до финальной версии. Прежде всего требовалось полностью переработать интеграцию с внешними сервисами — бэкенд РСА значительно отличался от тестового сервера в прототипе, заметно изменился состав получаемых данных и процессы их обработки.

Также в приложении нужно было реализовать дополнительную функциональность и новую логику взаимодействия с несколькими системами.

Проект предъявляет высокие требование к информационной безопасности, поэтому некоторые задачи мы решали нестандартно — только так возможно правильное соблюдение процедур.

Например, основная часть действий происходит на устройстве одного из участников. Но и второму участнику необходимо подключиться к процессу со своего смартфона. Для этого мы реализовали генерацию QR-кода со ссылкой на портал Госуслуг, чтобы второй участник авторизовался и ввел недостающие данные.

Если проводится фотофиксация повреждений, приложение должно гарантировать, что фотографии сделаны на месте аварии, а не загружены из памяти устройства. Для этого мы разработали кастомную камеру, которая делает снимки, зашифровывает их и отправляет на сервер РСА, не взаимодействуя ни с какими хранилищами данных.

А для того, чтобы участники ДТП могли подписать протокол ЭЦП, каждому из них необходимо авторизоваться на портале Госуслуг. Работа с ним реализована через веб-форму, которая интегрирована в приложение.

Мы упростили описание ущерба: добавили в приложение список деталей автомобиля.

И когда почти все было готово к релизу, заказчик решил внести в проект несколько существенных изменений.

Меняем ключевой сценарий за месяц до сдачи проекта

Правительство приняло решение, что приложение в полном объеме будет запущено только в 5 тестовых регионах. Но фотофиксация должна быть доступна всем жителям России.

Это решение было утверждено постановлением Правительства — с ним не поспоришь.

Мы определили три сценария работы приложения:

  • фотофиксация без оформления электронного европротокола;
  • оформление протокола без фотофиксации;
  • оформление европротокола с фотофиксацией.

Фактически, мы подготовили еще один прототип с новыми кейсами и сценариями работы.

Самой нетривиальной задачей стало изменение навигации внутри приложения. Нужно было не просто разбить весь процесс на несколько этапов, но и проработать разные сценарии.

Мы добавили уведомление об ограничении регионов эксперимента, дополнили взаимодействие с сервером в части передачи данных. Изменения мы внесли оперативно, чтобы оставить как можно больше времени отделу контроля качества: изменения в почти готовом проекте — это всегда большие риски. Поэтому мы разработали дополнительные тест-кейсы и за неделю провели полное регресс-тестирование всего приложения.

Если в ходе проекта требуются изменения, не выбиться из графика позволяет профессионализм команды. В таких случаях приходится искать оптимальные решения — чтобы не затянуть сроки и не превысить стоимость разработки. Это могут быть как чисто технические решения, например, переиспользование фрагментов кода или адаптация существующих баз данных, так и организационные — временно расширить команду или отодвинуть срок решения неприоритетных задач, - Бускина Анна, менеджер проекта.

Все эти изменения мы вносили параллельно с разработкой бэкенда, которую вели коллеги из ЛАНИТ и РТЛабс. Требования к функциональности и конкретным решениям и тут периодически менялись. Мы также учитывали взаимосвязь сразу с двумя системами: АИС ОСАГО и Госуслуги.

Как согласовать изменения с 20 ЛПР и не выбиться из графика

К реализации проекта были подключены 3 крупных подрядчика, а также несколько контролирующих органов: Минкомсвязи, Центральный Банк России, РСА.

Поэтому согласование всех изменений — это отдельная история. Процесс шел по вертикали, сначала внутри команды, затем — выше, в РСА, и финально в Минкомсвязи. На нижних уровнях к обсуждению подключались наши коллеги из ЛАНИТ и РТЛабс, отвечавшие за бэкенд и интеграцию с сервисом Госуслуг. Всего в согласовании принимали участие до 20-25 человек.

По опыту работы с крупными заказчиками, мы знаем, что сократить сроки согласования даже в такой цепочке вполне возможно. Важно правильно доносить информацию: давать полную картину работы каждой функции, максимально детализировать задачи и процессы реализации.

На согласование логики, которая лежит в основе работы приложения, может уходить до двух недель. Поэтому на старте проекта мы определили приоритетную функциональность — ту, которая решает ключевую задачу приложения. И все согласования начали с нее. Остальные фичи мы добавляли последовательно: небольшие задачи можно решать параллельно с процессами согласования ключевых вопросов.

В ходе работы мы собирали созвоны дважды в неделю. По вторникам решали организационные вопросы (контролировали, кто, что и как делает, согласовывали тексты и элементы дизайна, получали обратную связь от РСА и Минкомсвязи), по четвергам обсуждали вопросы разработки и непосредственные детали реализации. При необходимости проводились и внеплановые совещания. Все договоренности обязательно фиксировали протоколами.

Для презентации прототипа мы использовали интерактивные макеты в сервисе Figma. Это очень ускорило согласование: участники могли в режиме превью детально изучить процесс подачи извещения, оценить результат и оставить фидбек.

Что получилось

Реализация проекта длилась 2 года: от старта проекта до реальной апробации.

Со стороны 65apps в проекте были задействованы 35 человек.

Проект был полностью готов в октябре 2019 г. и оставшийся до запуска месяц заказчики проводили общее интеграционное тестирование всех систем.

Мы выпустили приложения ровно 1 ноября в 00:01, минута в минуту без опозданий.

Мобильное приложение “Помощник ОСАГО” было запущено в беспрецедентно сжатые сроки, что показало максимальную эффективность взаимодействия всех подрядчиков, участвующих в проекте. Суперсервис предполагает сложное технологическое взаимодействие баз, которое запущено без сбоев, мы продолжаем усовершенствование всех процедур и надеемся в несколько этапов расширить как функционал, так и удобство использования приложения

Алексей Самошин, IT-директор РСА

Он напомнил, что свыше 50% аварий сейчас оформляются без вызова сотрудников ГИБДД. Благодаря мобильному приложению сотни тысяч автовладельцев, попавших в ДТП, смогут в разы сократить время на оформление аварии. Кроме того, при помощи мобильного приложения “Помощник ОСАГО” автовладелец может заблаговременно, до ДТП, проверить действительность своего полиса через АИС ОСАГО по его серии и номеру.

С момента запуска суперсервиса в мобильном приложении оформили ДТП 1229 раз, это всего в 5 тестовых регионах. Как это делать — смотрите в нашей видео инструкции:

И немного выводов

Работая с госструктурами или крупными заказчиками будьте готовы выдерживать сроки. Или не беритесь вовсе.

Если в проекте более 5 лиц, участвующих в согласовании, продумайте заранее, как будете выстраивать процесс взаимодействия. И чем занимать команду в ожидании согласований.

Когда все уже почти готово, требования к проекту могут поменяться. Причем существенно. Научитесь грамотно управлять рисками и требованиями.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Николай Малков

Алексей, лучше расскажите, пожалуйста, как влезь в государственный пирог!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Выигрывать тендеры. Все честно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Я бы поверил! Если бы не работал с государством.

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Bayer

вообще то Алеша идиот если полез в чужое, но он уверен что и на этот раз сойдет с рук. Нет не сойдет. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey

Да, хорошь, лучше бы промолчали просто.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey

Сколько откаты в %? :)))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey

Связи они или есть или их нужно создавать, а это отдельное направление бизнеса: уметь дружить и находится в нужное время в нужном месте..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Никульшин

В чем разница с приложением дтп европротокол? Тем более они оба выпущены от РСА и оба, судя по отзывам - так себе вариант, чтобы положиться на них в оформлении дтп.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

В том приложении можно сделать только фотофиксацию. В "Помощнике ОСАГО" можно сделать и фотофиксацию и оформить европротокол. О двух этих процедурах мы подробно рассказали в нашем видео
https://www.youtube.com/watch?v=w87x2_JLNl8

Проект постоянно совершенствуется.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Никульшин

Ок, вопрос что делать если все вдруг "зависнет" и будет потом "отклонено" на проверке через несколько дней, как описано в отзывах - опустим
Более интересный - это европротокол с официальными поддерживаемыми глонасс-доказательствами?
По простому - покрытие 100 тысяч или 400?
И показывается ли выполнение необходимых условий сразу в приложении или потом будет сюрприз?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

В общем случае, если вы сделали фотофиксацию через мобильное приложение, то покрытие расширяется до 400тр. 

К сожалению, вся процедура оформления европротокола не дает 100% гарантии отсутствия ошибок со стороны участников при заполнении. При оформлении европротокола на бумаге тоже можно допустить ошибку. Мобильное приложение дает подсказки и помогает снизить риски, например подлога документов. 

Оптимальный вариант при частных случаях — обратиться напрямую к своему страховщику или к РСА. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Никульшин

Ок, спасибо за ответ.
В итоге в половине случаев - если у тебя новая машина (правила каско запрещают европротокол), ты не можешь понять сколько будет стоить ремонт или не договорился с другим  водителем - просто вызывай гибдд - приложение бесполезно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Тут все зависит от законодательства и условий КАСКО. Это право каждого соглашаться с договором КАСКО или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Белов

Молчат, так и не отвечают на ваш вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Karpov Aleksandr

А почему не отвечаете на отзывы и отзывы такие плохие?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Atname

В каких 5 тестовых регионах работает?
Добавить бы чуть больше конкретики в статью, получилось бы еще интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Работает в Москве, МО, Санкт-Петербурге, ЛО, Татарстане.
Если есть конкретные вопросы по проекту — задавайте! Если информация не под NDA, буду рад ответить! 

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Смолин

А почему у вас код пароль требуется. 
Его запоминать или записывать рекомендуете?
Почему как по всех приложениях нельзя использовать face id?
Одно это уже очень многое говорит о приложении. 
Да и вообще зачем нужен этот код, если вход через госуслуги?
Ни один человек не вспомнит код, если он требуется от силы раз в год. 
Где логика?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дмитриенко

Начинаешь читать отзывы и понимаешь что опять находишься в России с ее хроническим бардаком.

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

Если оформил европротокол через приложение, то в свою страховую идти надо?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Лучшим решением будет обсудить все детали именно со своей страховой компанией

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

А зачем тогда этот сервис? 😃

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Сервис призван минимизировать риск допустить ошибку при оформлении европротокола, проверить достоверность полисов ОСАГО, и отправить данные о ДТП в базу РСА.

О взаимодействии РСА и страховых компаний мы проинформировать вас не можем. 

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

Когда у меня было ДТП и мы боялись неправильно заполнить европротокол мы просто поехали вместе в страховую и там вместе с агентом все сделали 100% правильно. Если приложение не покрывает тему оформления ДТП полностью, так чтобы все 100% верно и больше идти никуда не надо, я лично пользоваться не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

А как было компенсировано изменение условий ТЗ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чувашов
Автор

Переговоры — наше все. 
Раскрывать детали не можем.

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Bayer

Как некрасиво получилось... РСА дернул чужой проект с чужим наименованием. Вы подставились. не проверив правообладателей продукта. Теперь вот придется все переделывать и извиняться. Товарный знак принадлежит другому проекту - www.помошникосаго.рф Вам это было известно, равно и вашим нанимателям, в итоге вы кастрировали чужой продукт, стащили наменование и рассказываете нам про "первый суперсервис государства"? Я бы под землю от сдыда провалился. 

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Bayer

Кстати тексты все тоже вами украдены из более чем двух десятков презентаций по оригинальному продукту "помощник ОСАГО". Инноваторы по русски? 

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда