Как лишиться работы из-за карантина, переехать к теще и запустить стартап за ноль денег

Или не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Всем привет! На связи Данила и Оля. Мы муж и жена. Также основатели стартапа Fitnow — единого абонемента во все фитнес клубы и студии Украины. Запустили проект не потратив ни копейки. Как так вышло? Сейчас расскажем.

Оля и Данила, основатели Fitnow

Как возникла идея

Мы заядлые спортсмены и регулярно ходим в зал. Спорт — это неотъемлемая часть нашей жизни.

В январе у нас была бизнес поездка в Москву на несколько недель. Мы приехали, и сразу встал вопрос, как поддерживать себя в форме. Посмотрели в Google фитнес-клубы поблизости и начали звонить.

Менеджеры активно предлагали нам покупать годовые абонементы, мол это лучшее ценовое предложение. Минимальный абонемент был на месяц, но за космические деньги. Поняли, что такой формат нам не подходит.

Стали искать разовые тренировки и наткнулись на приложение Fitmost, которое объединяет все фитнес клубы и студии в Москве. Очень удобно можно было записаться на разовое занятие, не привязывая себя к конкретной студии или клубу.

Попользовались этим приложением несколько недель и вернулись в родной Киев. Начали искать что-то подобное для Украины и не нашли. Наиболее удобный формат был у SmartAss, но это только один клуб, в который не всегда удобно добираться.

В голове роилась идея сделать что-то для рынка фитнеса Украины, что поможет ему сделать существенный рывок. Подарит пользователям возможность не привязывать себя к конкретному клубу и каждый день пробовать что-то новое, а маленьким студиям находить новых клиентов.

Кризис и карантин

В тот момент я работал Product Owner в сервисе по предзаказу еды в ресторанах. Это приложение позволяло заранее заказать еду, а по приходу в ресторан еда уже будет ждать на столе. Идея не нова, подобным занимается украинский стартап Allset, только они ориентированы на рынок США, мы же хотели сделать продукт для рынка стран СНГ.

Все шло гладко до объявления карантина. Основатель компании сказал, что будущее этой индустрии туманно и решил заморозить проект. В один миг я остался без работы, без каких-либо финансовых запасов и планов о будущем.

Оля занималась организацией туристических поездок в Европу. Думаю не стоит говорить, что эту сферу карантин задел больше всего. Пришлось отменить все поездки на ближайшие шесть месяцев и вернуть клиентам деньги.

Как итог — мы остались без работы, без денег, но слава, богу живы, и здоровы.

Пришлось съехать с хорошей квартиры на Печерске к маме в хрущевку, где мы и по сей день живем вчетвером. Я, Оля, мама и маленькая собака Ева :)

Вынесли хлам из одной комнаты, купили матрас на OLX (местный Avito), и жилье было готово :)

Чек лист стартапера. Ковер, матрас, одежда на полу, шляпа на стене

Хорошо оказаться на дне, ведь оттуда есть только один путь — наверх

Первые несколько недель я отчаянно искал работу, писал красивое резюме и откликался на вакансии. Откликнувшись на 70+ вакансий, я понял одну простую вещь — кризис начался. В ответ на вакансию либо тишина, либо фраза, что вакансию пока заморозили или она не актуальна. Всего удалось пообщаться с парой компаний. По итогу не подошли друг другу.

Я даже один день проработал курьером в Raketa (местная «Яндекс.Еда»). Взял мопед в аренду и поехал развозить заказы. В первый день сделал шесть заказов, заработал 600 грн и понял, что на крайний случай буду подрабатывать так.

Честно скажу, что в такие моменты становится страшно. Ведь у тебя нет представлений о том, что будет дальше, как выбраться из этой ситуации. В голове постоянно свербило

Ты же мужик, сделай уже хоть что-нибудь!

И я решил… Да, пора бы уже сделать хоть что-нибудь.

В работе я постоянно использую выражение «Something is better than nothing» («Что-то — это уже лучше чем ничего»)

В один день я проснулся и понял.

Теперь у меня есть время, чтобы, наконец, заняться своей идеей.

Никто не будет говорить мне, что делать и как правильно. Я могу сам решать, что делать, когда и как. Как только ко мне пришло это понимание — я будто пробудился.

За спиной словно выросли крылья и появился неиссякаемый заряд мотивации. В прошлом я дизайнер интерфейсов, поэтому я сразу начал делать то, что могу, — рисовать прототип приложения.

В этот же день я создал Telegram-канал «Даешь Фитнес» и написал там первый пост.

Я пообещал себе, что через год я не поверю, какой огромный путь мы пройдем. Как эта идея перейдет из набросков во что-то осязаемое.

Поиск инвестиций

Когда у меня уже были готовы первые дизайны по приложению, я стал думать, как это воплотить в жизнь. По опыту в ИТ, я знаю, что разработка приложения это минимум $50 тысяч. Таких денег, естественно, у меня не было, и я решил попробовать найти инвестора.

За два дня я составил презентацию в Notion, которую стал рассылать инвестфондам

Письмо, которое я отсылал

Я отправил сотни писем! Писал всем украинским фондам, частным инвесторам и бизнес ангелам. На что получил всего два ответа. Сказали идея классная, но приходите после того, как запуститесь.

Тут снова наступило отчаянье.

А как запуститься? Денег-то на разработку нет.

Случайности не случайны

Я начал писать в аутсорс-компании по разработке с предложением сделать продукт за долю в компании. Я видел это как крайне выгодное сотрудничество, но ребята на аутсорсе не оценили. Как выяснилось, такие запросы им приходят пачками. Тут наступила вторая волна отчаянья.

Как-то вечером я пошел бар, где случайно встретил старого знакомого по универу. Разговорились. Я спросил, как у него дела и чем он занимается. Сказал, что дела у него отлично, занимается своими проектами.

Это был Леша.

Леша очень крутой разработчик, работал в «Яндексе» пять лет и запустил множество своих проектов с нуля.

Дальше Леша начал интересоваться, как у меня складывается жизнь. Я рассказал, что сейчас все силы бросил на свой проект и, что я действительно верю, что он может взлететь. На что Леша сказал:

— Слушай, я очень люблю такие штуки, давай завтра созвонимся и обсудим, может смогу чем-то помочь.

В этот момент я ни на что не рассчитывал. Думал, ну потрещим за то, что проект крутой, что у него много перспектив, и что делать его надо ого-го как долго, и надо как-то искать деньги или пилить самостоятельно года три.

На следующий день, мы созвонились, и Леша был крайне мотивирован помочь сделать хоть что-то. Ни слова о деньгах, ни слова о времени, которые он будет тратить на разработку. Просто в конце разговора Леша сказал «Я постараюсь что-нибудь сделать». Попрощался и был таков.

Через неделю он скидывает мне это.

И я такой 😦

Господи! Это было сделано всего за неделю? В свободное от работы время? Да у нас есть все шансы!

Это был момент X

В этот момент я понял, прям всеми фибрами души ощутил одно простое чувство… Мы сможем!

Мы сможем сделать этот проект, мы сможем воплотить эту идею в жизнь. И самое главное — мы сможем сделать что-то полезное.

Деньги — не главное

Буквально через день мне пишет знакомый разработчик по старой работе, чтобы узнать, как у меня дела. Я говорю, что дела хорошо, но пока без работы. Мол, надо искать.

На что поступает предложение замутить что-то свое. (Вселенная? Провиденье?) Ну и, конечно же, я делюсь своей идеей.

Это был Рома.

Заметили? Без каких-либо прелюдий. Сразу и погнали. Так нас стало четверо. Мы создали группу в Telegram и начали обсуждать проект

Отдельно хочу сказать такую вещь. В работе я всегда старался создавать теплые взаимоотношения с коллегами. Многие знают меня как вечно позитивного и жизнерадостного человека. В работе и в жизни я всегда старался поступать по справедливости, быть честным и открытым. Поэтому когда я заговорил о том, что хочу создать что-то сам, — люди не сомневались, что это сработает.

Рома сразу же привел своих друзей разработчиков. Не знаю, что он им рассказал, но у нас в один миг появился бекенд-разработчик, верстальщик и тестировщик. Все это сеньор-ребята, у которых зарплата начинается от $3000 и которые готовы были тратить свое свободное время на реализацию этой идеи.

Я не верил, что это происходит. Люди, время которых стоит больших денег, бесплатно хотели делать этот проект.

На тот момент мы не могли знать, получится ли что-то в итоге. Мне было неловко, что ребята работают бесплатно, без каких либо гарантий. У меня было ощущение, что ребята надеются быстро запуститься и заработать денег.

Я решил созвониться и сформировать правильные ожидания. Я честно сказал, что не знаю, когда будут деньги и будут ли они вообще. Чтобы все понимали — может ничего не получится и вообще ребят, я не хочу, чтобы у вас были какие-то иллюзии о миллионах через полгода-год. Пока это просто волонтерский проект, без каких либо перспектив.

Знаете что они сказали? Пофиг на деньги!

Ну может не совсем так, но посыл был такой: если мы можем замутить что-то крутое — грех будет не воспользоваться этой возможностью. К тому же уже есть классная команда и первые наработки.

И снова я не верил в то, что происходит.

Деньги не главное… главное — это сделать что-то…

Эти мысли не покидали мою голову еще несколько часов после разговора. В какой-то момент я вспомнил книгу «От хорошего к великому», где главная мысль была в том, что успех компании зависит только от одного фактора — команды правильных людей. Это люди, с правильными жизненными ценностями, люди, для которых нет ничего невозможного. Все остальное вторично. Тогда я понял.

У нас команда целиком и полностью состит из правильных людей

Команда Fitnow и неопознанная лисица

А это вообще хоть кому-нибудь нужно?

Знаете, из-за чего умирают 90% стартапов? Не потому что закончились деньги или слабая команда. Просто их продукт никому не нужен.

Чтобы убедиться, что для нашего продукта будет спрос, решено было провести глубинные интервью с владельцами студий и людьми, которые регулярно занимаются спортом. Так называемый Customer Development (CustDev). Даже в свое время прошли курсы по этому делу от Вани Замесина

Параллельно с разработкой продукта Оля провела более 50 интервью, где мы узнали о том как студии ищут клиентов, как к ним записываются на тренировку, в какие часы больше всего народу и когда клуб пустой.

Все это помогло нам понять простую вещь.

Наш проект нужен рынку и он может помочь решить две проблемы.

  1. Для студий это заполнение свободных мест на тренировках.
  2. Для пользователей — возможность заниматься в любом клубе и студии Украины без покупки абонемента.

Мы услышали столько историй и инсайтов, которые были пропитаны болью и негодованием. Эта информация помогла нам сформировать интерфейс мобильного приложения, описание текстов на сайте и коммерческое предложение для студий.

Забавно, что когда мы показывали первую версию сайта, то у всех была примерно такая реакция «Эм, а это вообще что? Как это работает? И зачем это мне?». Через множество итераций изменений текстов, формата и отображения нам удалось добиться понимания. В конечном итоге владельцы студий говорили: «Обязательно сообщите, когда запуститесь!»

Это была маленькая победа!

Маркетинг

Работа кипела полным ходом. Мобильное приложение делается, бекенд к нему пишется. Даже сайт начал проявляться!

Но это лишь малая часть продукта. Ведь есть еще другая составляющая — маркетинг, стратегия продвижения, коммуникация с пользователями, коммерческое предложение, пиар и новые рынки.

Этим всем рулила Оля.

Оля Мамчиц. Сo-founder Fitnow

Решили, что для запуска нам нужно крутое промовидео, где мы бы рассказали, как работает наше приложение.

Решено было снимать. Угадаете бюджет? Правильно, 0 гривен 0 копеек.

Оля попросила знакомую видеографа отснять нас и другого знакомого смонтировать. Они с радостью согласились, так как давно работают с Олей и знают, что она явно намерена сделать что-то классное!

После двух часов съемок, миллиона дублей и недельного монтажа — видео было готово.

Также нужно было оформить соцсети. Мы сразу решили, что это не будет банальный контент с фотками фитоняшек и рекомендациями по питанию. Этого везде навалом. Мы хотим показывать внутреннюю кухню проекта, фоткать красивые студии, писать, как наш продукт помогает людям и партнерам. Это будут истории про живых людей. Да, постов будет мало, но они будут качественные и с душой.

Мы верим только в качественный контент. Иначе зачем вообще это нужно?

Простота — залог успеха

Мы простые молодые ребята. Мы транслируем наши жизненные ценности в наш продукт. Поэтому и язык общения с пользователями и студиями мы выбрали простой, без пафоса но не фамильярный. Мы хотим стать партнерами и друзьями, поэтому общаемся открыто, без формализма

К чему это я?

Пришло время делать договор, который мы будем заключать со студиями. Мы наняли юриста, который составил нам первую версию договора. (это кстати единственное, за что мы вообще заплатили в процессе работы над проектом, — $50).

Через три дня мне прислали первую версию договора и я начал читать.

Я вообще ничего не понимал. Это был юридический формализм в высшей степени, со всякими «Согласно пункту 2.4.11 действующего договора Комиссионер обязывается…». Жуть.

Этот договор — важный этап общения со студиями, ведь его будут просматривать все. И очень важно добиться понимания. Очень часто владельцы студий это и тренеры, и менеджеры, и SMM в одном лице. У них нет штаба юристов или бухгалтеров. Это простые парни и девушки, которые далеки от всех этих юридических нюансов так же, как и мы.

В итоге мы договорились полностью переписать договор и сделать его понятным и простым. Через неделю кропотливой работы нам удалось перевести юридический язык на доступный каждому.

Конечно, мы могли бы оставить и формальный договор, ведь юридически он даже более «привычный», чем текущий. Но мы здесь, чтобы изменить рынок. Мы хотим, чтобы забота и уважение к партнеру были во всем, в том числе и в таких мелочах.

Мы верим в открытость информации и будем раскрывать все этапы развития проекта. Даже если нам будет тяжело — мы напишем. Будет повод для радости — поделимся эмоциями.

Наша главная цель — сделать нацию здоровее. В этой ситуации все в выигрыше. С нашей помощью студии быстрее оправятся от карантина и смогут повысить качество обслуживания клиентов. Мы будем в этом помогать.

Люди же смогут свободно выбирать тренировки возле дома или работы и будут чувствовать заботу.

Запуск

Решено было запускаться сразу после выхода из карантина. Это был позитивный инфоповод. Плюс мы прекрасно понимали, что фитнес-индустрию очень сильно задел коронавирус и восстанавливаться ей придется долго.

Мы хотели ускорить этот процесс и помочь студиям быстрее вернуться к прежним объемам продаж и тренировок.

К тому же дать возможность пользователям легко начать заниматься фитнесом, без звонков в клуб и годовых абонементов.

Инфоповод то есть, а вот с чем идти к СМИ? Что такого мы сделали, чтобы про нас кто-то написал?

Оля сразу поняла, что надо хорошо подготовится. Написать пресс-релиз, сделать фотографии, оформить соцсети и выдать главный месседж.

Мы тут, чтобы помочь фитнес индустрии Украины вернуться в строй.

С этим месседжем мы и направили пресс релизы в разные СМИ, чтобы вклинуться в их плотный медийный план. Если вы читаете эти строки, то, скорее всего, идея сработала и нас опубликовали (прим. автора)

Планы

Сейчас мы запускаемся в тестовом режиме. Важно собрать первый фидбек от пользователей и студий, ведь при запуске всегда может что-то пойти не так. Надо быстро реагировать. Полноценный запуск планируем к середине-концу лета. Пока это Киев, но мы быстро охватим и другие города Украины.

Также неспешно ищем инвестиции, чтобы ускорить выходы на новые рынки. Без инвестиций мы также продолжим расти, но чуть медленнее.

В 2021 году планируем выход в Европу и страны СНГ.

Мы надеемся в будущем дать возможность каждому заниматься фитнесом через наше приложение в любой точке мира.

Вместо заключения

Не бойтесь мечтать. Не бойтесь создавать невозможное. Если приложить усилие и смекалку — все обязательно получится. Ну и главное — цените своих друзей. За любым успехом стоят люди, которым не все равно. И если эти люди ваши друзья — успех неизбежен.

На фотках вы видите лишь малую часть нашей команд, за кадром остались наши друзья, которые снимали, поддерживали и помогали нам делать проект абсолютно бескорыстно

Поэтому хочу выразить благодарность

Алексей Юхимчук — спасибо большое за твое время и полезные советы по продукту.

Роман Лешко — спасибо за менторство в начале пути!

Юля Споттер — спасибо за классное видео и фотографии, которые фигурируют в этой статье.

Иван Воробьев — спасибо за офигенный монтаж, музыку и эффекты. Ролик получился очень классным. Если кому-то нужен моушен дизайнер, однозначно рекомендую.

Всей моей команде: Леше, Максиму, Роме, Оле, еще одному Саше, еще одному Роме и еще одному Максиму за то, что вы смогли сделать этот проект реальностью!

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Anatoly

50 интервью это хорошо. А деньги уже кто-то заплатили?

Ответить
Развернуть ветку
Danila Zakharov
Автор

Конечно! Я за юриста!)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Та не, клиенты заплатили уже вам?

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда