Какой бизнес стоит запускать во время кризиса — мнения российских инвесторов

Редакция vc.ru узнала у российских инвесторов и предпринимателей, какие сферы бизнеса они считают наиболее перспективными в условиях падающей экономики.

Петр Лукьянов,управляющий партнер Phystech Ventures

Мы занимаемся технологическими компаниями, и для многих из них кризис становится временем возможностей. Он в определенном смысле снимает барьеры для выхода на рынок новых технологических продуктов. Консервативный клиент, который в иных условиях не видел принципиальной необходимости внедрять новые решения, сейчас готов рассматривать все возможности, позволяющие оптимизировать бизнес, поскольку это единственный способ выжить.

Новые технологии в кризис — это как лекарства: от ОРВИ лечатся по старинке, а вот в случае заболевания с неизвестным исходом готовы принять и экспериментальные препараты. Поэтому востребованными оказываются компании, которые могут предложить подобные решения.

Например, одна из наших портфельных компаний — «Перфобур», нефтесервисная компания, разрабатывающая технологии повышения нефтеотдачи старых скважин на основе радиального бурения. В условиях заморозки новых проектов технологии такого класса позволяют сохранять уровень добычи без существенных капитальных затрат, поэтому интерес к ним в значительной мере растет без оглядки на цены на нефть.

Еще один кейс — портфельная компания Raxel Telematics, которая предоставляет телематические сервисы для КАСКО крупным страховым компаниям. Экономический кризис серьезно скорректировал развитие рынка страхования в России, а КАСКО для многих игроков стал убыточным направлением. Поэтому продукты, которые разрабатывает Raxel, оказались крайне востребованным инструментом для снижения этой убыточности на 20-40% и увеличения пула лояльных клиентов.

Российские технологические компании, рассчитывающие на рост в условиях экономического кризиса, обязательно должны планировать международную экспансию. Ориентация на экспорт позволяет российским компаниям вполне комфортно чувствовать себя даже там, где международные игроки будут работать на грани убыточности.

Опять-таки, пример из нашего портфеля — компания «Геонавигационные технологии» (Geosteering technologies Inc), которая разрабатывает продвинутый софт для геонавигации и геомеханики, а также занимается сопровождением бурения горизонтальных скважин.

В США геологическая проводка одной скважины обходится в $5-7 тысяч, и для большинства американских игроков это грань рентабельности. Компания, расходы которой — рублевые, может вполне рентабельно работать при уровне цен $2-3 тысяч за скважину.

Дмитрий Чихачев,
управляющий партнер Runa Capital

Мы инвестируем в ИТ, поэтому я буду рассуждать в рамках этой отрасли. В разработке ПО видим сейчас 2 перспективных направления, в которых активно занимаемся поиском стартапов.

Во-первых, снижение издержек для традиционного бизнеса за счет внедрения информационных технологий – например в финансовой сфере, образовании, медицине, розничной торговле, управлении.

Во-вторых, экспортный потенциал за счет снижения стоимости отечественной разработки сложных программных продуктов — например, в области компьютерной безопасности, больших данных, машинного обучения.

Конечно, спектр возможностей гораздо шире и выходит за рамки ИТ-индустрии, но два фактора, которые я выделил (снижение издержек и экспортный потенциал), работают и в других областях экономики.

Андрей Романенко,
акционер Run Capital

Постулатом для проектов, реализуемых в кризис, должна быть востребованность, хотя я считаю, что это требование необходимо в любое время, но в кризис этот вопрос стоит наиболее остро. В этот период невозможно навязать продукты и сервисы, несущие дополнительные затраты, так как экономия выходит на первый план. Соответственно, успешными смогут стать проекты, растущие за счёт виральности, а не требующие больших маркетинговых бюджетов.

Что касается направлений проектов, то востребованными могут быть финансовые советники, краудфандиговые проекты — инструменты, которые позволяют как минимум сохранить средства или получить кредит. Это обусловлено тем, что классические финансовые инструменты теряют свою привлекательность, а объем кредитования значительно снижается из-за повышающихся рисков.

Повышается привлекательность онлайн-платформ, соединяющих заказчиков и исполнителей — сервисов, позволяющих исключить посредников и агентов, тем самым сокращая стоимость и время получения сервиса.

Также, как показывает мировой опыт, в кризисный период популярными становятся проекты, оптимизирующие бизнес-процессы и снижающие стоимость требуемых сервисов.

Игорь Рябенький,управляющий партнер AltaiR Capital

Единого рецепта нет. Если идти в традиционный бизнес, нужно привязываться к реалиям сегодняшнего дня, и я бы шел в те направления, которые отличаются наличием устойчивого спроса. При этом смотрел бы, имею ли я какие-то способности и преимущества. В частности, шел бы в нечто, связанное с повседневными потребностями людей, типа питания, медицины, обучения. Это вещи, которые нужны людям каждый день.

Другое дело, что рынок схлопывается, а конкуренция большая. Так что я искал бы какую-то уникальную, пусть даже и небольшую нишу. Достигал бы преимущества за счет лучшего расположения, лучшего сервиса, лучшего понимания, лучшего продукта.

Если брать онлайн-бизнес, общий тренд — везде повышательный. Но в связи с ухудшением экономической ситуации, в первую очередь в связи с нестабильностью валютных курсов, есть падение покупательской способности, которое заставляет страдать компании, работающие чисто в рублевом секторе. Поэтому я бы шел в более легкие продукты: делать что-то тяжеловесное технологическое — можно тупо не поднять денег, не прокормить людей. Решения должны быть рассчитаны не только на рынок России. У них должна быть хорошая экспортная составляющая.

Если человек четко хочет делать что-то технологическое, перед тем, как нырять в этот бизнес, нужно убедиться, что есть сильные финансовые партнеры, которые позволят удержать этот бизнес на плаву хотя бы в ближайшие два-три года.

Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ Фонда развития интернет-инициатив

В кризисе потребление занимает две полярные позиции: с большими суммами добавляется прагматизма, с небольшими суммами «на себя любимого» добавляется импульсивности. Первое происходит, так как денег становится меньше. А второе — потому что светлое будущее начинает казаться призрачнее и острее хочется жить здесь и сейчас.

Что из этого следует для ИТ-предпринимателей. На полюсе импульсивного потребления растут игры, музыка, видео, гэмблинг и нелегальный контент всех мастей. На полюсе рационального — все, что помогает или больше заработать (в это поверить труднее), или весомо сэкономить уже сейчас.

Естественно, вырос и будет продолжать расти локальный туризм. Сильно увеличилось желание зарабатывать не в рублях — это толкает выходить сразу на международные рынки. Если смотреть на инвестиционные запросы бизнес-ангелов и фондов, то вырос спрос на стартапы с оборотом в валюте и на стартапы, зарабатывающие с первого дня.

Что со всем этим делать? Во-первых, запускать бизнес-модели, которые с первых транзакций позволяют положительную unit-экономику. Во-вторых, делать продукт сразу за пределы России. Еще лучше иметь «два в одном» — положительную экономику на международном рынке. Стартовать в кризис лучше, так как смельчаков меньше, а на выходе из кризиса у вас будет задел перед конкурентами. При этом если вы выстоите в кризис, то все остальное покажется легкой прогулкой.

Пара конкретных советов. Офлайн-ритейл ищет решения для оптимизации своих процессов, и повышение рентабельности даже на доли процента для крупных игроков очень желательно. Банкам сложнее стало зарабатывать на кредитах — нужны дополнительные средства монетизации клиентов. Ряд отраслей бурно растет и вообще не очень считается с затратами, а ориентирован на повышение доли рынка, например, производители сыров.

Вообще, кризис — это всегда подвижки рынка. Подвижки рынка — это большие возможности, которых раньше не существовало. Ищите их и никому не говорите про то, что нашли.

Евгений Гордеев,управляющий партнер Russian Ventures

Ниш много, но есть несколько основ, которых я бы сейчас придерживался.

Маркетплейс, где продавцы находят покупателей. В кризис это особенно интересно всем — если раньше покупатели как из рога изобилия валились на голову, только успевай чеки выбивать, то сейчас все ищут новые каналы сбыта, новые формы продвижения.

И бизнес, и люди – продавцами теперь, как мы знаем, могут быть все — я бы вообще больше смотрел на индивидуалов, которые могут что-то продать, оказать. Конечно, индивидуалов больше, но бизнес охотней платит. У бизнеса горит все — аренда, зарплаты, товары лежат, поэтому они охотней платят за любые улучшения продаж.

Комиссия — 10-30% за то, что вы поможете человеку или бизнесу что-то продать. Собирайте отзывы покупателей, это даст стимул продавцам хорошо себя вести, добавит уникальность продукту. Покупатели любят почитать или просто отсортировать по рейтингу.

Есть не только мобайл — несмотря на то, что убер-шмубер теперь как ориентир для всех, в вебе осталось много незакрытых ниш. Веб вообще хорош для тем, когда выбирать надо долго, иногда днями, и много читать, общаться. Но всегда делайте мобильный лендинг — стоит копейки, проверяет конверсию.

Не берите комиссию вперед, не гоняйтесь за продавцами — если сервис классный, они сами будут бояться из него выпасть. Представьте, что такое для курьера с рейтингом — потерять свой профиль в YouDo.

Ориентируйтесь на то, что дает с каждой сделки 500-1000 рублей. Если меньше, то нужны очень большие количественные обороты. Если больше, то клиент может долго выбирать, а транзакция — долго закрываться.

Привлекайте покупателей реферальными программами типа «Подари скидку другу 500 рублей, получи сам 500 рублей» — запустить ее почти ничего не стоит, вы просто отложите свою комиссию до второй-третьей покупки. К тому же в 50% случаев люди узнают о вашем сервисе, но забудут ввести или забрать свои 500 рублей. Стройте сразу мощную аналитику, с ней вы быстро сможете перейти к партнерским схемам и оплатой по CPA, за покупки или лиды.

Не усложняйте функциональность, разрабатывайте только то, что реально надо автоматизировать — все остальное могут выполнить люди привычным ручным трудом. Если можно что-то делать в Excel, делайте это там. Если нужно разослать точечные сообщения, рассылайте руками.

Конверсия важней всего — старайтесь любыми способами сконвертировать человека в следующий шаг, только так вы узнаете, что работает: если у вас упрощенный мобильный лендинг, конвертируйте в звонки, если сложная система выбора, то в быстрый запрос, если транзакция подвисла на несколько дней, напомните мейлом... Пушить надо всегда!

Старайтесь собирать любые контактные данные — по телефону можно потом ненавязчиво звонить, из мейла вытягивать на действие, пушами напомнить вовремя об акции. Пока продаж мало, основная ценность — база лидов.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Трофимов

Бизнес курсы для школьников=)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Мухарский

Бизнес Молодость - лол)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Божков

Люди сейчас покупают либо дешево и импульсивно, либо то, что даёт экономию на будущее.
Кризис - время движухи. Привлекайте покупателей скидками - самим покупателям и их друзьям.

Суть воды водянистой в этой статье.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Смирнова

В этом комментарии больше пользы чем в статье

Ответить
Развернуть ветку
Олег Карнаухов

Короче дешево и импульсивно - все услуги по 10 рублей :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrei Reus

Какой какой стоит запускать? Такой, какой посчитаете нужным

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Ну такой, который будет очень рентабельный. И чтоб зарубежном потом хорошо пошел. В общем смотрите сами, я бы выбрал такой, вот ну вот такой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Maria

"Ориентируйтесь на то, что дает с каждой сделки 500-1000 рублей. Если меньше, то нужны очень большие количественные обороты. Старайтесь собирать любые контактные данные — по телефону можно потом ненавязчиво звонить, из мейла вытягивать на действие, пушами напомнить вовремя об акции. Пока продаж мало, основная ценность — база лидов." Что это за советы от школоло?! Расскажи это собственникам заводов-производителей:))))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutorov

ненавязчиво звонить?
-- здравствуйте! вас беспокоит "ИмперияПидарасов". Мы бы хотели рассказать вам о нашем замечательном продукте...

Как-то так?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Rustam Zagrutdinov

Не могли бы Вы развернуто пояснить свой комментарий?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Eugene Gordeev

Я вот лет 15 лидгеном занимаюсь, с удовольствием послушаю Ваши советы.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
VoipClub

Ребят, не у тех спрашиваете... Практики нужны. И при том реальные...

Ответить
Развернуть ветку
XageRu

Практики работают, а не посты в СМИ пишут).

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Скворцов

Статья в воздух.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Antipin

"Посмотрите, может, появятся идеи для реализации"
-давненько меня так не наё....ли.

Ответить
Развернуть ветку
Haroo Mambooroo

И никто не хочет вкладываться в производство ТНП, материальных ценностей. Мдяяяяя.

Ответить
Развернуть ветку
Maria

все только бла-бла умеют, большинство - халявщики и однодневки, так и айкью невысок, тут же мозг нужен и мощная база образовательно-воспитательная, такого в РФ днем согнем:)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Arkadiy Meshkovskiy

Наш стартап сейчас в кассу и кризис нам мать родная - растем вирусно. Буквально под коммент каждого эксперта подходит rentmania.org

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Gordeev

Кризис в помощь всем, кто умеет работать.

Ответить
Развернуть ветку
Gennady Netov

Прочитал заголовок.
Первый объект на картинке. - банка с консервами.

Как-то пессимистично соединились они.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Карнаухов

К слову реальная тема например даже не просто в аренду вещи, а БУ. Например на моей памяти на авито все товары продают, но как по мне поиск там адовый - сложно найти по характеристам и т.д. А вот если сделать в стиле яндекс маркета, да чтобы у каждого человека в профиле записывалось что он продал в каком состоянии, отзывы и т.д.

Как вот ситуация - человек купил айфон новый. начался кризис - взял там следующую модель но БУ. Через год продал свой БУ айфон взял другой БУ. В базе уже любой может посмотреть - купил то то, продал то то. Как менялось состояние аппарата и т.д.
И это можно применить ко всей технике.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Denisov

Котов в аренду на детские праздники, вы серьёзно?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Марценюк

Это не кризис, а крах экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Superstartuper

Рябенький, как всегда, по делу, с реализмом и прагматичностью.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Павлов

AltaR Capital - опечатка (AltaIR Capital)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Тут в новостях сообщили, что в Америке наконец-то начались банкротства "сланцевых" нефтяников.
Когда же начнётся поток банкротства интернет-предпринимателей?
Вот место на рынке для новеньких и освободится!
"если долго сидеть на берегу реки, можно дождаться, когда по ней проплывёт труп твоего врага". (с)

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Я не понимаю этих инвесторов (наверно сам виноват). Приходишь, предлагаешь им исключительный проект, с прототипом, а они говорят, "иди делай продажи, когда будешь хорошо зарабатывать на этом проекте, тогда приходи". Хочется спросить, "а на кой вы мне нужны, если мой проект сам будет зарабатывать деньги". Почти везде слышишь одно и тоже, Они хотят получать ответы на свои вопросы. Но никто не умудряется полностью вникнуть в суть проекта. Я сделал маркетплейс, который позволяет расспросить ВЕСЬ РЫНОК и найти самую лучшую цену, даже не войдя в поисковики. А инвесторы мне начали в пример привести другие ресурсы, которые имеют отдаленное отношение к моему проекту. То есть, эти инвесторы похожи больше на скупщиков золота, чем на тех, кто приходить на прииск, чтобы проанализировать ситуацию искателя, и помочь ему ДОбурить до золотой жилы.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Dembicki

Если ты говоришь о венчурных инвестициях, то тут вот какая штука:

Инвесторы люди и они не разбираются и не обязаны разбираться во всём. Поэтому нужно либо идти к тому инвестору, который в этом разбирается, либо проект должен быть настолько проработан и понятен (прежде всего тебе), что на рассказ о его прелести уйдет не больше нескольких минут или пары абзацев текста.

За просьбу анализировать или помогать тебе добурить сразу отправят лесом. Бизнес это не учебное заведение. Ты лучше них в сто раз должен знать свой проект.

С другой стороны, нужно понимать, что инвесторы делятся на две категории. У первой категории инвесторов деньги есть. Вторая категория, как ты понимаешь, это другая история. И ты должен четко понимать кто есть кто.

Ну и у каждого инвестора есть правила инвестиций, нарушить которые они не могут. И, если у них инвестирование на стадии А, то даже если ты им принесешь работающий прототип телепортационной машины, они вынуждены будут отказать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 70 комментариев
null